«Знакомство с грибами»
Воспитатель
С.О. Печура
Программные задачи.
Познакомить детей с грибами.
Научить по внешнему виду отличать съедобные грибы от несъедобных.
Расширить словарный запас: «съедобные», «несъедобные», «подосиновик», «мухомор», «лисичка».
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы. Игрушка белка, гимнастическая скамейка, корзинка, муляжи грибов, орешки, аудиокассета с голосами птиц в лесу.
Ход занятия
Воспитатель вносит игрушку белку, которая плачет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, белочка плачет. Что случилось, белочка?
Белка: Живот, болит. Съела в лесу гриб, вот живот и разболелся.
Воспитатель: Если заболел живот, значит, ты белка, несъедобный гриб съела. Ты перепутала грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте, ребята, научим белочку отличать съедобные грибы от несъедобных. Съедобные – это те грибы, которые можно есть. А несъедобные – это ядовитые грибы, их нельзя принимать в пищу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где растут грибы? (Ответы детей.) Давайте вместе пойдем в лес и научим нашу белочку отличать съедобные грибы от несъедобных. Что возьмем с собой в лес?
Дети: Корзинку.
Воспитатель: Правильно.
(Дети берут корзинку и под веселую музыку отправляются в «лес». Звучит запись голосов птиц. Затем дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения Н. Нищевой)
Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. | Дети идут друг за другом. |
Белочки скакали, | Скачут поскоками, |
Рыжики срывали. | приседают («срывают грибок») |
Лисичка бежала, | Легкий бег |
Лисички собирала. | срывают воображаемый гриб. |
Скакали зайчатки, | Прыгают на обеих ногах, |
Искали опятки. | останавливаются и оглядываются по сторонам. |
Медведь проходил – | Ходят на внешнем своде стопы |
Мухомор раздавил. | топают ногой |
Снова мы идем по лесу. | Ходьба на месте. |
А вокруг – так интересно | Потягивания – руки в стороны. |
Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенек. | Приседают. |
(Воспитатель обращает внимание детей, что на поляне растет много грибов. Дети садятся на бревнышко, воспитатель начинает свой рассказ о грибах.)
Воспитатель: Этот гриб подосиновик, он съедобный. Он растет под осинами. У него крепкая ножка, похожа на ствол березы. А шляпка красная. Оттого зовут его еще красноголовик. Послушайте загадку про него.
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
(При рассказе воспитатель демонстрирует муляж подосиновика.)
Воспитатель: Этот гриб называется лисичка, он тоже съедобный. Он своим цветом похож на лису, поэтому его и называют лисичка. У него и ножка, и шляпка одного цвета. Послушайте про него загадку.
Притаились под кусточком
Рыжие сестрички
Отгадайте поскорей
Это же лисички.
(Воспитатель демонстрирует муляж лисички.)
Воспитатель: В лесу растут кустарники - это бузина, орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы (выставляю картинки с изображением грибов).
Читаю детям загадки и стихотворения.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я ... (подосиновик)
- Правильно, Женя покажи нам картинку с изображением подосиновика.
- В каком лесу растут подосиновики.
- Правильно, где много осин.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных, собирай,
Не мешкай - это ... (сыроежки)
Воспитатель: Правильно, Ваня покажи нам картинку с изображением сыроежек.
Почему они так называются? Потому, что их можно есть сырыми.
Воспитатель: Далее читаю стихотворение: «Белый гриб»
Белый гриб – боровик
Всех грибов отличие:
Богатырь – лесовик
С головой коричневой.
- Кто уже узнал этот гриб на картинке? Иди Маша, покажи нам его.
- Правильно, это он.
Воспитатель: Белые грибы не растут в глухомани, они как бы жмутся к вырубкам, тропам, местам нехоженым. Тени не выносят. Лучший свет для них - рассеянный.
Воспитатель: Слушайте следующее стихотворение: «Мухомор»
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
- Кто узнал этот гриб?
Воспитатель: Этот гриб – мухомор, – он несъедобный, его есть нельзя. У него белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый, но его нельзя трогать руками, он ядовит и опасен. Послушайте загадку про мухомор.
С шапочкой красной знаться опасно,
Даже муха-зуда не садится сюда.
(Воспитатель демонстрирует мухомор.)
Воспитатель: Иди, Саша, покажи. Правильно, скажи, можно ли срывать этот гриб и есть его? А почему нельзя? Правильно, потому что он ядовитый, его даже трогать нельзя, но если вы нечаянно дотронулись, то придя домой из леса, нужно обязательно вымыть руки с мылом. А вот для лосей это любимое лакомство.
Воспитатель: Давайте поможем белочке собрать грибы на зиму. Когда белка будет собирать грибы и складывать их в корзинку, вы смотрите внимательно, чтобы она не собрала несъедобных грибов.
(Проводится игра «Белка собирает грибы»: белка собирает грибы, а дети наблюдают и исправляют ошибки белки.)
Воспитатель: Белка уже научилась правильно собирать грибы. А вы, ребята, запомнили, какие грибы съедобные и несъедобные?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие вы знаете съедобные грибы?
(Ответы детей)
Воспитатель: А какой ядовитый, несъедобный гриб, опасный?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем на полянку, и будем собирать грибы. Вы уже знаете грибы и можете отличить съедобный гриб от несъедобного.
(Дети собирают съедобные гриб, воспитатель исправляет неправильные действия детей. Привлекает детей исправить ошибку другого.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много грибов у нас в корзинке. Нам пора возвращаться домой. Дети, попрощаемся с белкой.
(Белка благодарит детей и дарит им корзинку с орешками. Дети возвращаются в группу.)
Воспитатель:
Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу
А теперь пора прощаться
В нашу группу возвращаться.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем,
Возвращаемся домой
Мы с корзинкою большой.