Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе«Подарки от волшебницы Зимы».
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Обучающие.
Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой.
Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы,умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие.
Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.
Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к зимним явлениям.
Методы:
Словесные:
художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», сосульке «Белая морковка зимой растет?», снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;
вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;
беседа о признаках зимы.
Наглядные: мультимедийная презентация, использование подарков от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик.
Игровые:игровой момент – посылка -подарок с письмом от Зимушки- зимы.
Игра «Приветствие»
Игра «Передай снежок»
Физкультминутка «Снежки»
Практические:Дидактическая игра «Укрась слово»
Игра «Ласковая снежинка»
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Дидактическая игра «Зимние слова»
Стихотворение «Зимняя прогулка»
Рефлексия
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; ноутбук, аудиозапись «Вьюга», посылка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, снеговик.
Предварительная работа:
Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».
Ход НОД.
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!Солнцу и птицам!
Доброе утро!Приветливым лицам!
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:Кто стучится в дверь ко мне-
С толстой сумкой на плече?
Это он,это он-наш майский почтальон!
Почтальон: Ребята,здравствуйте!На ваш адрес пришла посылка.И я вам её принёс.Чтобы не ошибиться давайте проверим адрес.Правильно,эта посылка для вас.Возьмите её,а мне пора идти дальше разносить почту.
Воспитатель: Ребята,а на посылке есть ещё записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то посылка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.
Загадка:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … »(Зима.)
Слайд. Волшебница Зима.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? ( ответы детей)
Воспитатель:Молодцы, вы справились с заданием!Давайте теперь откроем посылку и посмотрим, что же подарила нам зима!
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из посылки: «Белая морковка зимой растет?»( Сосулька.)
Воспитатель достает сосульку из посылки, показывает детям.
Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?(Ответы детей.)
Воспитатель: Я сейчас дотронусь до вас сосулькой, и вы садитесь на свой стульчик.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?(Ответы детей)
Воспитатель:Сосулька предлагает поиграть. Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки на экране.
Дидактическая игра «Укрась слово». ( Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает) .
Слайд. Сосулька.
Воспитатель:Сосулька какая? (Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая… )
Слайд. Зима.
Воспитатель:Зима какая?(Снежная,холодная,морозная,долгая,вьюжная…)
Слайд .Снег.
Воспитатель: Снег какой? ( Белый, холодный, рыхлый, искристый… )
Слайд. Снежинка.
Воспитатель:Снежинка какая? (Красивая, маленькая, ажурная, легкая…)
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в посылку.А чтобы узнать какой следующий подарок приготовила Зима,надо отгадать загадку.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... ( Снежинки)
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?( Снегопад.)
Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга.)
Слайд .Метель.
Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.
Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги
.
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в посылке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» ( Снежок. )
Слайд . Снежок.
Воспитатель достает из сундучка снежок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?(Ответы детей.)
Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает? (Ответы детей.)
Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.
Игра «Передай снежок». Дети встают в круг и передают в быстром темпе снежок друг другу.
Воспитатель: А сейчас еще немного отдохнем и поиграем.
Слайд . Игра в снежки.
Физкультминутка «Снежки»:
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И…. сломаем. топают
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок дала нам зима! Давайте еще заглянем в посылку!
Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы...( Снеговика).
Воспитатель достает снеговика.
Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
1.Утром все белым – бело, потому что…
2.На улице все скользили и падали, потому что…
3.Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что…
4.Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что…
5.Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…
Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.
Дети встают в круг.
Слайд. Зима.
Дидактическая игра «Зимние слова».
Метель, велосипед,снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.
Слайд . Мнемотаблица по стихотворению.
Стихотворение «Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Итоги. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.
Приложение: Презентация к занятию на тему "Зимние явления" из 13 слайдов.