СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Подарки от волшебницы Зимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию  в средней группе«Подарки от волшебницы Зимы».

 

Цель: развитие  связной,  грамматически  правильной  диалогической  и монологической речи.

 

Задачи:

 

Обучающие. 

Способствовать формированию представлений о зиме, об  изменениях в природе зимой.

Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний,  умению выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций. 

Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы,умения согласовывать  существительные  с  прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.

 

Развивающие.

Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

 

Воспитательные.

Воспитывать интерес к зимним явлениям.

 

Методы:

Словесные: 

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», сосульке «Белая морковка зимой растет?», снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»; 

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А  как вы догадались?»,  «Почему ты так думаешь?»;

беседа о признаках зимы.

 

Наглядные: мультимедийная презентация, использование подарков  от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик.

 

Игровые:игровой момент – посылка -подарок  с письмом от Зимушки- зимы. 

Игра «Приветствие»

Игра «Передай снежок»

Физкультминутка «Снежки»

 

Практические:Дидактическая игра «Укрась слово»

Игра «Ласковая снежинка»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Зимние слова»

Стихотворение «Зимняя прогулка»

Рефлексия

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; ноутбук, аудиозапись «Вьюга», посылка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, снеговик.

 

Предварительная работа:

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;  малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко». 

 

Ход НОД.

Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.

Игра «Приветствие».

Собрались все дети в круг    

Я твой друг, и ты мой друг.                                     

Вместе за руки возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

Скажем: «Доброе утро!Солнцу и птицам!

Доброе утро!Приветливым лицам!

 

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:Кто стучится в дверь ко мне-

С толстой сумкой на плече?

Это он,это он-наш майский почтальон!

Почтальон: Ребята,здравствуйте!На ваш адрес пришла посылка.И я вам её принёс.Чтобы не ошибиться давайте проверим адрес.Правильно,эта посылка для вас.Возьмите её,а мне пора идти дальше разносить почту.

Воспитатель: Ребята,а на посылке есть ещё записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.

«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то посылка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.

Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … »(Зима.)

Слайд. Волшебница Зима.  

Воспитатель: Ребята, а  как  вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? ( ответы детей) 

Воспитатель:Молодцы, вы справились с заданием!Давайте теперь откроем посылку и  посмотрим, что же подарила нам зима!

- Ребята, отгадайте, что я первым достану из посылки: «Белая морковка зимой растет?»( Сосулька.)

Воспитатель достает сосульку из посылки, показывает детям.

Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?(Ответы детей.)

Воспитатель: Я сейчас дотронусь до вас сосулькой, и вы садитесь на свой стульчик.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?(Ответы детей)

Воспитатель:Сосулька предлагает поиграть. Давайте  опишем разными словами, какая зима бывает.  А помогут вам в этом картинки на экране.

 

 Дидактическая игра «Укрась слово». ( Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к  заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает) .

Слайд. Сосулька. 

Воспитатель:Сосулька какая? (Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая… )

Слайд. Зима. 

Воспитатель:Зима какая?(Снежная,холодная,морозная,долгая,вьюжная…) 

Слайд .Снег.

Воспитатель: Снег какой? ( Белый, холодный, рыхлый, искристый… )

Слайд. Снежинка.

Воспитатель:Снежинка какая? (Красивая, маленькая, ажурная, легкая…)

 

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в посылку.А чтобы узнать какой следующий подарок приготовила Зима,надо отгадать загадку.

С неба падают зимою 

И кружатся над землею 

Легкие пушинки, 

Белые... ( Снежинки)

Воспитатель достает снежинку.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам  игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)

 

Игра «Ласковая снежинка»

Зима – зимушка, 

Заяц – зайчик

Снег – снежок

Снежинка - снежиночка

Лиса – лисичка

Белка – белочка

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

 

Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?( Снегопад.)  

Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга.)

Слайд .Метель. 

Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга. 

Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги

.

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С - С - С!

 

Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в посылке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» ( Снежок. )

 Слайд . Снежок. 

Воспитатель достает из сундучка снежок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?(Ответы детей.)

Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает? (Ответы детей.)

 Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком, будем его быстро предавать по кругу, чтобы он не растаял.

 

 Игра «Передай снежок». Дети встают в круг и передают в быстром темпе снежок друг другу.

Воспитатель: А сейчас еще немного отдохнем и поиграем. 

Слайд . Игра в снежки. 

Физкультминутка «Снежки»:

Раз, два, три, четыре                            дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили.                  руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий            имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий.                грозят пальчиком

Раз – подбросим,                                  прыжки вверх

Два – поймаем                                      приседают

Три – уроним                                        наклон

И…. сломаем.                                        топают

Дети садятся на стульчики.

 

Воспитатель:Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок  дала нам зима! Давайте еще заглянем в посылку!

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька;

Палки-руки вставим ловко:

Лепим мы...( Снеговика).

Воспитатель достает  снеговика.

Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?

 

Дидактическая игра «Закончи предложение».

1.Утром все белым – бело, потому что… 

2.На улице все скользили и падали, потому что… 

3.Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что… 

4.Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что… 

5.Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…

  

Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет  говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Дети встают в круг.

Слайд. Зима.

Дидактическая игра «Зимние слова».

Метель, велосипед,снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!

Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

Слайд . Мнемотаблица по стихотворению. 

Стихотворение «Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

 

Итоги. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.  

Приложение: Презентация к занятию на тему "Зимние явления" из  13 слайдов.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Подарки от волшебницы Зимы"»

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Майский детский сад «Солнышко»»  Джанкойского района Республики Крым Зимние явления Воспитатель  Филина С.Д.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко»» Джанкойского района Республики Крым

Зимние явления

Воспитатель Филина С.Д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!