СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»! ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»! ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»"»

Урок 1
ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»!
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(урок-праздник)

Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе; дать понятие о предложении как единице речи; формировать умение составлять рассказы на заданную тему.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок все громче, все сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей – уроки начинаются!

– Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками.

II. Вступительное слово учителя.

1. Отгадывание загадок.

Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.

(Портфель.)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах своей тетрадки.

(Ручка.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я… (тетрадь).

– А вы приготовили эти вещи для школы?

Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после урока – в портфеле. Запомните: каждой вещи – свое место.

– Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга.)

– Ребята, вашей первой учебной книгой станет «Букварь».

Я – «Букварь», учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

2. Знакомство с учебником.

– Рассмотрите обложку, пролистайте книгу.

Учитель знакомит учащихся с авторами учебника, художниками, обращает внимание детей на условные обозначения в учебнике.

3. Правила обращения с книгой.

– Как надо обращаться с учебниками? (Ответы детей.)

К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.

– Помните:

Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь и ручку,

Парту, доску, книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви!

– Отгадайте загадку:

Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай:

Там, где я, вот там читай.

(Закладка.)

4. Изготовление закладок.

III. Работа по теме урока.

– Все, что мы говорим, – это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

1. Работа по учебнику.

Школа, здравствуй!

Школа, здравствуй!

Смена новая идет.

Прозвенел звонок веселый,

Начался учебный год.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какой это день?

– Какое у всех настроение?

– Расскажите, как у вас прошел первый школьный день.

– Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)

– Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь или ведется разговор. Эти части называются предложениями.

Здравствуй, школа! Мы с цветами

Первый раз заходим в класс.

И осенними глазами

Смотрит солнышко на нас.

Прозвенел колокольчик волшебный,

Дружно входим с волнением в класс.

Новый год не простой, а учебный

Открывает учитель для нас.

– Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами. Это письменная речь.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)

– Полоска – это условное обозначение предложения в письменной речи.

2. Игра «Составь предложения».

Учитель приглашает к доске по 3–4 ученика, в зависимости от количества слов в предложении. На ухо каждому ребенку учитель говорит слово из предложения. Дети в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чем причина неудачи.

Например:

– На сидит дереве белка. – Нарушен порядок слов.

– Волк делает стол. – В жизни такого не бывает, нет смысла.

– Маленькая кузнечик сидит в траве. – Слова не связаны грамматически правильно, не согласованы.

Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определенном порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

– Сколько картинок? (4.)

– Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской.

– Возьмите полоску и положите ее так же, как… (называет имя ученика). Это наше первое предложение.

– Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой до полоски.

Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.

1. Родители привели детей в школу.

2. Ребят встречает учительница.

3. Дети сели за парты и познакомились.

4. Учительница начала урок.

– Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.)

– Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.)

Вывод: письменную речь мы видим и пишем.

– Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предложений.)

– Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл.

Вы теперь мои друзья!

Познакомьтесь: 1«Г»!

– Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой буквы, а в конце обязательно ставить точку.

3. Упражнение в составлении предложений.

– Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания детей.)

Школа – самый лучший друг!

Второй наш дом родной!

Здесь постигаем курс наук

Мы дружною семьей.

IV. Итог урока.

– Что вы научились делать сегодня на уроке?

– Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.) Что вы знаете о речи?

Рекомендации. Завести тетради в клетку по обучению чтению; выполнить задание: рисунок «Мой первый день в школе».