СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Знакомство с неньютоновской жидкостью»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия «Знакомство с неньютоновской жидкостью»

Цели:

  • формирование исследовательских умений обучающихся,
  • ознакомление обучающихся с необычными свойствами неньютоновской жидкости.

Задачи:

  •  Развитие познавательной активности.
  • Стимулирование самостоятельности и активности детей.
  • Воспитание доброжелательного отношения, умения работать в команде, развитие коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Знакомство с неньютоновской жидкостью»»

Центр дополнительного образования «Точка роста»

естественно-научной и технологической направленности

на базе МОУ «СОШ п. Белоглинный»

Озинского района Саратовской области






Конспект «Знакомство с неньютоновской жидкостью»

































Подготовил:

Педагог ДО Сариева Альфия Бакытжановна

Педагог-организатор Лукманова Аселя Булатовна








п. Белоглинный, 2022г



Тема занятия «Знакомство с неньютоновской жидкостью»

Цели:

  • формирование исследовательских умений обучающихся,

  • ознакомление обучающихся с необычными свойствами неньютоновской жидкости.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности.

  • Стимулирование самостоятельности и активности детей.

  • Воспитание доброжелательного отношения, умения работать в команде, развитие коммуникативных навыков.


Структура занятия:

1 этап

Актуализация знаний


- Отгадайте загадку:


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (слайд 1)


- Совершенно верно, это вода.

- О каких свойствах воды упоминается в загадке?

- Необходимо в парах заполнить таблицу:


Вопросы

Да/Нет



Свойство воды

  1. Имеет вода цвет?



  1. Прозрачна или нет?



  1. Имеет ли вода запах?



  1. Растворяет ли вода вещества?



  1. Можно ли очистить загрязненную воду?



  1. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?(описать)



2 этап

Постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы


-Предлагаю вашему вниманию отрывок из передачи «Галилео» (слайд 2, перейти по ссылке, включаем без звука)

- Что необычного увидели?

- Какого цвета была вода в бассейне? Почему такой цвет?

- Почему удалось пройти по воде? (выдвижение гипотезы)

Таким образом, гипотеза нашего исследования: молодому человеку удалось пройти по воде, потому что эта вода обладает особыми свойствами (слайд 3)

Итак, на сегодняшнем занятии мы подтвердим или опровергнем данную гипотезу.


3 этап

Исследовательский (групповая работа)

  • Проведение опытов.

1

Берем в равных пропорциях воду и крахмал, смешиваем в прозрачной емкости (слайд 4)

2

Резко ударяем по жидкости указательным пальцем (слайд 5)

3

Медленно погружаем палец в жидкость (слайд 6)

4

В такую же емкость наливаем воду, опускаем деревянный брусок, пытаемся забить в него гвоздь (слайд 7)

5

Опускаем деревянный брусок в раствор, пробуем забить гвоздь (слайд 8)

6

Бросаем металлический шар (или шар из литой резины), т.е. достаточно тяжелый, по поверхности жидкости (слайд 9)


По ходу выполнения опытов заполняем таблицу (совместная деятельность с учителем)


Описание опытов

Получилось или нет

Результат

№1



№2



№3



№4



№5



№6




- Во время опытов мы исследовали неньютоновскую жидкость.

- Какими свойствами она обладает? В чем отличие от обычной воды?


4 этап

Сообщение учителя о неньютоновской жидкости

В обычной жидкости, которая является однородной, вязкость зависит только от ее же собственной природы и температуры, но совсем не зависит от скорости. То есть, пока она течет при стабильной температуре и в отсутствии других внешних воздействий, ее вязкость не меняется. Такую жидкость называют ньютоновской, потому что ее законы открыл и описал великий физик Ньютон в XVII веке. Жидкости, которые не подчиняются этим законам, называются неньютоновскими. К ним относятся растворы крахмала в воде, лекарственные суспензии и эмульсии, а также обыкновенная жидкая грязь.

Посмотрите еще один отрывок из этой же передачи (слайд 10, перейти по ссылке, включаем без звука)

- Какой жидкостью заполнен бассейн?

- Правильно, неньютоновской. Мы в опытах тоже рассматривали неньютоновскую жидкость на примере раствора крахмала с водой.

- Почему же молодой человек сумел пройти по ней? Частицы крахмала набухают в воде, между ними образовываются физические контакты в виде хаотически сплетенных групп молекул. Такие связи называются зацеплениями. При резком воздействии прочные связи не дают молекулам сдвинуться с места, и система реагирует на внешнее воздействие как упругая пружина. При медленном воздействии зацепления успевают растянуться и разорваться. И молекулы равномерно расходятся.

Где в жизни применяют свойства неньютоновской жидкости?

К сожалению, пока эти свойства не нашли достойного применения. Но ученые-физики на основе неньютоновской жидкости пытаются создать «жидкую броню», новые бронежилеты, взрывозащитные контейнеры, защитное покрытие для автомашин (слайд 11)

5 этап


Результат исследовательской деятельности (итоги подводим совместно с обучающимися)

- Определим, какие результаты получили:

1. Познакомились с особенностями неньютоновской жидкости;

2. В ходе опытов выяснили, что при резком воздействии неньютоновская жидкость становится твердой, а при медленном воздействии ведет себя, как обычная жидкость.

3. Молодому человеку удалость пройти по неньютоновской жидкости, так как он действовал быстро, резко. А в это время неньютоновская жидкость становилась твердой.

4. Молодой человек учитывал особенности неньютоновской жидкости. Гипотеза подтвердилась.


Источники информации:


  • http://www.youtube.com/watch?v=unfbSxDLYi4

  • http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php

  • http://www.pravda.ru/science/eureka/inventions/14-07-2011/1083766-liqwor_bag-1/