СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекта урока «Общая характеристика класса Земноводные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекта урока «Общая характеристика класса Земноводные»

Просмотр содержимого документа
«Конспекта урока «Общая характеристика класса Земноводные»»

Конспекта урока «Общая характеристика класса Земноводные»

Конспект урока по биологии Класс 7

Программа: Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Тема урока "Общая характеристика класса Земноводные»

Цели:

Расширение представлений о роли животных в природе.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Воспитание экологического отношения к природе.

Задачи:

помочь в составлении характеристики класса Земноводные;

познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;

показать значение земноводных в природе;

продолжить формирование общеучебных умений и навыков;

воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;

осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.

Оборудование:

учебник В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс

таблицы и рисунки с изображением земноводных, двоякодышащих рыб, скелет лягушки.


Этапы работы

Содержание этапа


Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Цель оргмомента: стимулировать учащихся к активной учебной деятельности.

Данное занятие я начну с приветствия, улыбки, пожелания успешной совместной деятельности, использование этого приёма позволит мне создать благоприятный морально – психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.

Затем, вводную часть начну с загадок, на основе загадок о земноводных (презентация – слайд 1) позволит стимулировать учащихся к активной учебной деятельности, повысит их мотивированность к теме урока, так как вопросы опираются на жизненный опыт и знания человека..

На прошлом уроке учащиеся получили задание подобрать загадки о Земноводных. предлагаю учащимся озвучить свои загадки, собранный и оформленный материал сдается учителю на оценку.

На данном этапе урока оцениваются наиболее активные учащиеся в конце урока, если продолжали активно работать и в новом материале.


1. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

2. Подрастала -
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

3. Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду - плюх!



2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель проверки домашнего задания: подготовка учащихся к восприятию нового на уроке, повторение и обобщение раннее изученного.

Индивидуальный опрос по вставке пропущенных слов.

Думаю, что основным методом оценивания на данном этапе урока является словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Ты уверен?», но скорее всего правильные ответы будут поощрены бонусными баллами.

Вообще я в системе уроков использую накопительную систему оценивания и если учащийся в течении урока (или изучаемой темы) получает три бонусных балла, то они выставляются в виде оценки «5», а два бонусных балла – уже по желанию ученика переводятся в оценку «4».


1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Тело рыбы подразделяется на отделы: ..., ..., ...

Б. Тело рыбы покрыто ..., снаружи защищено ...

B. В туловищном отделе позвоночника имеется отверстие – ...

Г. Нервная система состоит из ..., ..., мозга и ...

Д. Головной мозг рыбы состоит из отделов: ..., ..., ..., ... и ...

Ж. Движение воды рыба ощущает благодаря ... ...

2.Сообщение о двоякодышащих рыбах (Как о предках земноводных) Цветков С.

3.Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных,

Осмысление (изучение нового материала)

1.Учитель дает общую характеристику класса земноводные.

Общая характеристика земноводных:

2. Учитель пишет на доске схему классификации амфибий.

Приведите примеры амфибий.

ТИП: позвоночные

ПОДТИП: Черепные

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

1.ОТРЯД (пример)Хвостатые

2. ОТРЯД (пример)Безногие

3.ОТРЯД (пример) Безхвостые

Каждый ученик получает карточки. Каждая карточка содержит законченную информацию. После10 минут работы учащиеся делятся информацией с другими учениками

Карточка № 1. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии. Внимательно рассмотрите рисунки учебника.


Рассказ учителя «Происхождение земноводных».

Когда на Земле появились первые земноводные?

Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Таким требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы. Они обладают легкими, а в скелете их парных плавников отчетливо обнаруживаются элементы, гомологичные частям скелета наземной пятипалой конечности. На то, что предками земноводных были действительно древние кистеперые рыбы, указывает также поразительное сходство покровных костей их черепа с костями черепа палеозойских земноводных. Так же как у земноводных, у кистеперых встречались как верхние, так и нижние ребра. Напротив, двоякодышащие рыбы, также обладающие легкими, по целому ряду признаков значительно отличаются от земноводных. Таким образом, особенности дыхания и передвижения, обеспечивающие возможность выхода на сушу, предки земноводных приобрели, будучи еще настоящими водными позвоночными. Причиной возникновения этих приспособлений, видимо, был особый режим пресных водоемов, в которых жили некоторые кистеперые рыбы, периодическое пересыхание их или бедность кислородом.


Карточка №2.

Тема: «Строение скелета земноводных».(Учитель показывает натуральный скелет лягушки, называя отделы скелета(голова ,туловище, конечности и основные кости)














Карточка №3.

Тема: «Внутреннее строение земноводных»

1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.

















Приведите примеры амфибий



Карточка № 1. Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Карточка № 1 (Задание ученику)

1.Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5.Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.
























Карточка №2. (задание ученику)

Тема: «Внутреннее строение земноводных»

1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.

1. Подпишите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.(Рабочая тетрадь стр. 122)

2. Заполните таблицу

«Строение скелета лягушки»

 

Отделы скелета

Название костей

Значение отдела скелета

 

 

 









Карточка №3.(задание ученику)

Здание ученику: прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.

Заполните таблицу:

Внутреннее строение земноводных.

Системы органов земноводных

Органы

Функции



































4.Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал





Закрепление. (3 мин) Задание выдается ученикам на отдельных листах.

 







Задание 1. Установите последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции.

A)членистоногие

Б) хордовые

B)простейшие

Г) кольчатые черви

Д) кишечнополостные

Задание 2.

Выберите особенности строения, относящиеся только к земноводным (в отличие от рыб).

1)Органы дыхания представлены легкими и кожей.

2)Есть внутреннее и среднее ухо.

3)Есть сердце и кровеносные сосуды.

4)Головной мозг разделен на пять отделов.

5)Сердце трехкамерное.

6)Один круг кровообращения.

 

Задание 3. Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:

А) глотка                                       Г) клоака

Б) желудок                                     Д) тонкая кишка

В) толстая кишка                           Е) пищевод







5.Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; домашнего задания. Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения




Домашнее задание:

Читать учебник стр. 186-188.

В рабочей тетради выполнить задание на стр. 123 (подписать внутреннее строение лягушки)

Выставление оценок в журнал и дневники

Спасибо за работу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!