СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты лекций по литературе для студентов СПО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материалы по русской литературе конца 19-20 века.Подробно рассмотрено творчество крупнейших писателей этого периода,дан анализ наиболее значимых произведений.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты лекций по литературе для студентов СПО»

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

« Антоновские яблоки»

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,

  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,

  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока: урок объяснение нового материала

Технология: урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных  технологий.

Методы урока: репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование:  рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя


Ход урока.

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того , чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина        «  Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку.  ( Подготовленный ученик читает стихотворение  « Вечер»)

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Этап

Цель

Содержание деятельности

Форма

Метод, приём

время

мин.

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке


фронтальная


1

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

4

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

5

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

Беседа

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

3

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

10

6.Обобщение , вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

5

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

5

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

5

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

5

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?  Какая основная  мысль этого стихотворения?  ( настроение тихой грусти, печали.  Основная мысль – счастье  можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А.Бунин был убежден, что  не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным  и устарелым».  Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель  заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание.  Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря  насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность  деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин  - величайший мастер слова, внимателен к деталям.   Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь  к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются    отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа?  ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

- Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель?  ( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

- Какова композиция произведения?  (  произведение состоит из 4 частей)   И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:


Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках,  деревня напоминает пустыню.


Взрослый человек

Заупокойная молитва

Общий вывод: четырехчастная композиция « Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом.  Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний,  гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким « потерянным раем», блаженство которого , конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного , некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

- Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? ( есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение ученика:   В « Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей  листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный , наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске»

В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогд блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» ( 1903):

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье..

- По- разному восприняли это произведение критики. Бунина обвинили в воспевании крепостничества.  А. Куприн написал пародию « Пироги с груздями».

Но Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, посольку красота растворена в каждом явлении бытия:

Радость жизни во всем я ловлю-

В звездном небе, в цветах, ароматах.

И еще:

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

 С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

Так презрение к вырождающейся  современности и исчезновение того прошлого, к котором обращены все помыслы художника, приводило к появлению творчестве писателя « вневременных ценностей». Бунину удалось под обыденным течением жизни в прошлом вскрывать истинно прекрасное и неуничтожимое временем.

Интересно, что  ещё в 1891 году Бунин  задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

 ( Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина»  или  « Что сближает  комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.

























Конспект урока по русской литературе в 10-м классе по теме: "Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева"



Ход урока

Цель и задачи урока.

Познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; раскрыть основное чувство – переживание, выраженное автором в стихотворениях; осмыслить функции языковых средств, показать идейно – эмоциональное богатство поэтической речи.

Учить анализировать стихотворный текст.

Оборудование.

Портрет поэта; грампластинки; выставки книг и журналов под заголовком “О вещая душа моя…” (сборник стихов поэта, монографии о его творчестве); рисунки учащихся к стихотворениям поэта, гитара, хронологическая таблица.

Опережающее домашнее задание:

  1. Составить краткую биографическую справку о поэте.

  2. Прочитать стихотворения “Фонтан” “Не то, что мните вы природа…” “Как хорошо ты, о море ночное…”.“Осенний вечер”, “Я помню время золотое…”, “Я встретил вас, - и всё былое…”, “Предопределение”, “О как убийственно мы любим…”

  3. Подготовить иллюстрации к стихотворениям поэта.

  4. Повторить схему анализа стихотворения.

  1. Организационный момент

Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк?

Я вас знавал… тому давно
Мне, право, стыдно и грешно,
Что я тогда вас не заметил…
Вы только что вступили в свет –
Вам было восемнадцать лет…
На бале где-то я вас встретил…

(Дети отвечают)

Учитель:

– Верно, эти строки принадлежат И. С. Тургеневу.

Мы хорошо знаем его как прозаика, но нам очень мало известно о нём как о поэте. Некоторые его стихи положены на музыку, как, например, замечательное стихотворение “В дороге”.

– А сейчас внимательно послушайте грамзапись и скажите, как называется этот романс?

(Звучит романс “Утро туманное…”)

(Дети отвечают на вопрос)

– Правильно. Романс называется “Утро туманное…”, стихи принадлежат И. С. Тургеневу.

– А сейчас проверим домашнее задание.

(Должны были написать небольшое сочинение по теме “Тургенев для меня – это…”).

Читают своё сочинение 1 – 2 ученика вслух.

Учитель:

– Таким образом, завершив изучение творчества “гения культуры” мы переходим к изучению жизни и творчества “самого культурного явления в нашей поэзии” по словам Михаила Сергеевича Волконского, писателя, сына декабриста Волконского. Это Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873).

Он тоже был очень образованным человеком, весь погружённый в глубины философии, был мастером афоризмов и прекрасных стихотворений.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

(Записывают в тетрадях).

  1. Объявление темы и цели урока, мотивация.

Учитель:

– А сейчас посмотрите, ребята, на доску!

– Прочитаем I эпиграф к уроку:

“О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”

И. С. Тургенев.

II эпиграф:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге 
Как бы двойного бытия!
Ф. И. Тютчев.

Учитель:

– Ребята, сегодня мы познакомимся не только с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева, но и попытаемся ответить на вопрос: “Что хотел сказать поэт?”, “Как нужно понимать данные строчки?”

О, сердце полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге 
Как бы двойного бытия!

В течение всего урока мы ищем ответ на этот проблемный вопрос. В финале урока, во время подведения итогов, вы мне ответите на этот вопрос.

Каждый из вас получил опережающее домашнее задание: кто – то изучал биографию поэта и готовил сообщения, составил хронологическую таблицу, а кто – то учил наизусть стихи и романсы поэта, кто – то повторял вопросы по теории литературы и готовился к анализу стихотворений.

Сейчас я разделяю класс на 3 группы.

1 ряд – это биографы поэта, 2 ряд – это поклонники и поклонницы его творчества, 3 ряд – это теоретики, они будут анализировать стихотворения поэта.

  1. Объяснение новой темы.

    1. Вводное слово учителя.

В середине XIX века в русской поэзии общепризнанными считались два направления. С одной стороны, Некрасов и поэты его школы. Представителей этого направления волновали общественно – политические проблемы, в центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями.

Одновременно существовало в поэзии другое направление, ориентировавшееся на теорию “искусства для искусства” (А. Фет, А. Майков, А. Толстой, отчасти Ф. Тютчев).

Поэты “чистого искусства” уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали своё внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях.

Существует большое количество фактов, свидетельствующих о непримиримой борьбе двух направлений, но, очевидно, что нельзя, например, свести творчество Некрасова только к одним, “гражданским мотивам” и не замечать у него произведений общенационального и общечеловеческого характера. С другой стороны, лозунг “чистого искусства” не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

Бывает так, что писатель или поэт создаёт произведение, откликнувшись на самые актуальные события, вызвав неподдельный интерес у современников. Но проходит 5, 10, 20 лет… Вопросы, которые когда – то так волновали читателей, перестают быть актуальными, появляются новые проблемы. Произведение забывается. В то же время существует поэт, который вовсе не пользуется шумным успехом: современники его почти не замечают, о нём не спорят, не устраивают в его честь поэтических вечеров, не посвящают ему критические статьи. Но проходят годы, и выясняется, что именно этот поэт для последующих поколений оказывается необходимым, потому что обращался в своих произведениях к таким проблемам, которые имеют ценность вневременную.

    1. Беседа с учащимися

Итак, ребята, в одном случае – стремление откликнуться на интересы сегодняшние, в другом – на вечные проблемы. Что важнее для читателей? Что предпочтительнее?

(Учащиеся высказывают различные точки зрения)

    • Конечно, ребята, кто – то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни, писать на самые актуальные темы. Но в равной мере кто – то должен хранить священный огонь поэзии.

    • Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Фёдора Ивановича Тютчева (1803 – 1873) В его творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о бренности человеческого существования, суетности земной жизни и вечной жизни природы. Это поэзия созерцания и размышления.

– С творчеством Тютчева вы знакомы давно.

– Какие стихотворения этого автора вы читали, учили наизусть?

(“Люблю грозу в начале мая …”, “Ещё в полях белеет снег…”, “Зима недаром злится”, Чародейкою зимою” …)

(Дети читают стихи наизусть)

Учитель:

Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии современников он – поэт середины и II половины XIX века.

Сообщения учащихся – биографов. (Биография Тютчева)

(Повесить кр. хронологическую таблицу! учащиеся – биографы (3 – 4 ученика) рассказывают и показывают портреты, фотографии.

Учитель:

Тютчев не искал славы, не торопился стать поэтом, не спешил напечатать свои стихи.

В 1836 году с его стихами познакомился А. С. Пушкин, восхитился ими и напечатал в журнале “Современник” за подписью “Ф. Т.” под названием “Стихотворения, присланные из Германии”. Однако начало поэтической известности Тютчева положила статья Некрасова “Русские второстепенные поэты” (Современник 1850 г. № 1). В ней Тютчев назван поэтом необыкновенного таланта и поставлен в один ряд с Пушкиным.

Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следил за событиями в России. Свои размышления о Родине он обобщает в стихотворениях “Умом Россию не понять”, “Русской женщине”, “Слёзы людские”, “Эти бедные селенья…”, “Пошли господь, свою отраду”…

(Читают наизусть)

Конечно, социальная проблематика не характерна для Тютчева, но нельзя сказать, что он уходил совсем от вопросов общественной жизни в своём творчестве.

Сейчас мы послушаем стихотворения “Слёзы людские” и “Эти бедные селенья…”.

Опережающее задание перед слушанием:Ответить на вопрос: какая мысль объединяет стихотворения?

Выполнить задание: определите основной мотив стихотворений, найдите слова, “несущие” этот мотив, т. е. ключевые слова.

(Ответ: основной мотив – сочувствие страданиям людей. Словесный ряд, который это подтверждает: эпитеты, характеризующие отношение лирического героя к бедствиям, страданиям, горю: неистощимые, неисчислимые, бедные, скудная).

Учитель:

Тютчев вошёл в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пейзажной, любовной лирики. Но прежде всего в произведениях Тютчева выделяются философские мотивы, связанные с осмыслением человека и мира. Это напряжённые и глубокие раздумья над вечными тайнами жизни и смерти, связи человека и природы …

Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы.

Это нашло отражение в стихотворении “Фонтан”.

(Работают по тексту стихотворения все учащиеся, но основные выводы делают “теоретики” (III ряд)).

    • О чём говорится в стихотворении?

    • Назовите тему?

    • Что можете сказать о композиции стихотворения?

    • О чём рассказывается в 1 строфе?

    • Чему уподобляется фонтан? (Лучу)

    • Найдите словесный ряд, подтверждающий это?

(Фонтан сияющий, пламенеет, дробится лучом)

    • Что можете сказать об эмоциональной тональности 1 строфы?

    • Какое звучание придаёт 1 строфе сравнение фонтана с лучом?

(Это лирическая напряжённость)

“Теоретики” делают вывод, что тема стихотворения: постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы. Композиция: двухчастная, т.е. состоит из чётко разделённых 2-ух частей.

1 часть – т. е. I строфа, где рассказывается о фонтане, Тютчев уподобляет фонтан лучу

Сравнивание фонтана с лучом придаёт первой строфе особое звучание, лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным и падает сверху вниз, от неба к земле. А фонтан здесь – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения, это своеобразный вызов к небу. И именно за это упрямство и гордыню он осуждён ниспадать на землю вновь.

Т. о. эмоциональная тональность I строфы - лирическая напряжённость.

    • Переходим ко II строфе.

    • Как вы понимаете образ “смертной мысли водомёт”? Водомёт – это устаревший синоним слова “фонтан”

    • Смертной мысли фонтан? Что это? (Это человеческий разум)

    • Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Потому что человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит)

    • На что, кому направлены главные вопросы человека?

(Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия, Бога, человеческого предназначения и наверное поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану).

По эмоциональной окраске II строфа намного драматичнее – здесь идёт неравная борьба, дерзкое противостояние.

Подтверждающий это словесный ряд: рваться – двигаться, преодолевая какие-то преграды(физические и духовные), разрывать путы, прорываясь; длань незрима роковая – неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный – сопротивляющийся, упирающийся; преломляя – насильственно и безжалостно изменяя направление и даже, может быть, уничтожая; свергает – опять борьба, насилие.

    • Новый колорит в этом контексте обретает и лексика первой строфы, например:

дым, пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспадать на землю, осуждён.

Это слова, вполне применимые для описания какой-нибудь военной баталии.

Учитель:

Да, человек создан смертным, и все его помыслы, устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким, никогда не примет он своей участи смирно, каким бы бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека – “закон непостижимый”.

Самостоятельная работа.

Подобрать синонимы к слову “человек”, и чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева.

(человек – тайна, космос, бездна, океан, загадка, закон непостижимый единство противоположностей).

    • У Тютчева и природа наделена своей жизнью, обычно таинственной, непостижимой для человека.

Чтение наизусть стихотворения “Не то, что мните вы, природа…”

    • Перед чтением обратите внимание на вопросы, они на доске:

От кого защищает поэт романтическое понимание природы?

С помощью каких образов Тютчев выражает своё понимание жизни природы?

(Дети отвечают)

Т. о. природа у Тютчева не “слепок”, она живёт, движется, дышит.

      • Такой образ природы создаётся и в стихотворении “Весенняя гроза”.

(Перед чтением стихотворения проведём словарную работу);

Перлы – жемчуг

Геба – в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, жена Геракла.

Стихотворение анализируется по следующим вопросам:

      1. Как описывается весенняя гроза?

      2. Какие чувства возникают у читателя этого стихотворения?

      3. Как лирический герой переживает увиденное? В какой форме выражено переживание?

      4. Как поэт передаёт восхищение природой?

(Отвечают, что с восторгом и эмоциональным подъёмом поэт воссоздаёт картину буйства стихийных сил, а переживание выражено в форме обращения к природе.

Словесный ряд, где воплощено лирическое переживание: гром грохочет в небе голубом, гремят раскаты молодые, всё вторит весело громам…

    • Как Тютчев воспринимает природу?

(Поэт воспринимает природу как живой организм, как по- человечески разумное существо. Поэт одухотворяет природу)

Тютчев любит в природе её стихии, её тайны. Он создаёт загадочный облик природы. Если в природе его интересует проявление стихийных сил, то в человеке – его эмоциональная жизнь. Любовная лирика поэта тоже носит философско – романтический характер.

    • А что такое любовь?

(Это гармонический союз с душой родной)

Учитель:

Вы знакомы с любовной лирикой Пушкина, Лермонтова… Помните стих “Я вас любил”? Чувство главного героя безответно, но он желает счастья любимой женщине. Его любовь светла и возвышенна. Лирический герой Лермонтова в любви сосредоточен прежде всего на себе, его мучает ревность, поэтому возлюбленная обвиняется в варварстве и измене.

    • А как же воспринимает любовь лирический герой Тютчева?

(Чтение стихотворения “Предопределение”)

(Ответ: любовь понимается как “поединок роковой”, в котором гибнет любящее сердце).

Учитель:

Тема любви стала одной из центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовь для поэта – “и блаженство, и безнадёжность”, напряжённое трагическое чувство, несущее человеку и страдание и счастье, “поединок роковой” двух сердец.

С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Елене Денисьевой. Исследователи выделяют в поэзии Тютчева особый цикл стихотворений, посвящённых Денисьевой. Это своеобразный роман в стихах.

Рассказ ученицы о Денисьевой.

Учитель:

Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична: строится на сочетании двух голосов, присутствуют он и она. При этом её чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Лирический герой ощущает неспособность ответить ей столь сильным чувством. Он не способен подняться до её высоты и силы чувств.

Ученик исполняет романс “Я встретил вас, - и всё былое…”

Учитель:

Любовь Тютчев воспринимает возвышенно, вне быта и трагически, как и природу. Любовь для лирического героя не только радость, но и борьба, высокая мука.

  1. Обобщение урока:

    • Что нового узнали сегодня на уроке?

    • Что можете сказать о своеобразии художественного мира Тютчева?

(Записывать в тетрадь)

  1. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а раздвоенную: противоречивость окружающего мира приводит к дисгармонии между мятежным духом человека и окружающей действительностью.

  2. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это жизнь, смерть, вечность и т. д.

  3. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы.

  4. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической конкретности.

Вернёмся к эпиграфу. О, вещая душа моя!

О, сердце полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге 
Как бы двойного бытия!

    • Что хотел сказать поэт?

    • Как вы понимаете данные строчки?

(Дети отвечают)

Вот таким сложным и в то же время манящим к себе предстаёт перед нами мир Тютчевской поэзии. Сила его в том, что при всей своей кажущейся романтичности он глубоко реален. Поэт не поучает читателя, не навязывает свой взгляд, а приглашает к откровенному разговору о жизни, предлагает вместе искать истину.

    1. Оценки

    2. Д/з: анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Сияет солнце, воды блещут”






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!