СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты по пожарной безопасности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация противопожарного режима. Содержание путей эвакуации. Места для курения и использование открытого огня. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты по пожарной безопасности»




Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях».

Организация противопожарного режима. Содержание путей эвакуации. Места для курения и использование открытого огня. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.



Тема № 2 «Средства противопожарной защиты, порядок использования их при пожаре».

Устройства пожарной сигнализации и установок пожаротушения. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны), порядок их использования. Работа систем оповещения о пожаре.



Тема № 3 «Вызов пожарной помощи».

Порядок сообщения о пожаре в единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону «01». Оповещение о пожаре находящихся в здании людей и администрации.



Тема № 4 «Действия при пожаре».

Порядок покидания помещений. Подача сигналов сотрудникам пожарной охраны для эвакуации в случае невозможности самостоятельной эвакуации. Порядок действий в задымленном помещении. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатель).



Тема № 5 «Практическая отработка действий по эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации или пожара».

Порядок действий преподавательского состава и дежурного персонала по организации эвакуации. Эвакуация учащихся при возникновении чрезвычайной ситуации или пожара. Хронометраж времени, затраченного на тренировку.

Тема №1.

Основные меры пожарной безопасности

в образовательных учреждениях.


Организация противопожарного режима. Содержание путей эвакуации. Места для курения и использование открытого огня. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.


Каждые 2 минуты в России вспыхивает новый пожар, каждые полчаса огонь уносит еще одну человеческую жизнь. И год от года потери от огня все возрастают. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Условий для столь быстрого и резкого повышения огнеопасности окружающего нас мира и связанного с ним увеличения количества пожаров немало. Среди множества объективных факторов, влияющих на количество пожаров, на число жертв от них и большой материальный ущерб, можно выделить три основные группы.

Прежде всего, это рост пожароопасности окружающего нас мира. В промышленности, строительстве, в быту появилось множество новых веществ и материалов, созданных искусственно с помощью достижении химии и физики. Широкое использование нефти и нефтепродуктов, внедрение в производство сложных и энергоемких технологических процессов. Большинство новых материалов и веществ выделяет при горении больше тепла, чем дерево, и в несколько раз больше ядовитых продуктов сгорания, среди которых угарный газ, пожалуй, самый безобидный. Современные технологические процессы, идущие нередко при весьма высоких давлениях и температурах, использующие высококалорийное сырье, обладают крайне высокой пожароопасностью.

Наряду с этим сталь, бетон, стекло, заменившие в строительстве привычную древесину, создали обманчивое впечатление надежной защиты от огня, тем более, что открытый, понятный в своей опасности огонь все больше прячется в электрические провода и спирали, в газовые горелки, в микроволновые печи и телевизоры. Все это вместе взятое способствует количественному росту пожаров.

Другой группой факторов можно считать неуклонный рост населения (особенно городского) на единицу площади земли и тенден­ции повышения этажности. Трагический опыт пожаров с многочисленными жертвами, в многоэтажных зданиях может послужить этому доказательством и предупреждением.

Наконец, третьей группой факторов можно считать постоянно возрастающую концентрацию материальных ценностей на единицу площади. Средняя стоимость одного квадратного метра производственной площади за последнюю четверть века значительно увеличилась за счет появления все более дорогостоящего оборудования и продолжает расти. Неудивительно поэтому, что только один пожар в информационно-вычислительном центре британского филиала фирмы «Форд», который и пожаром-то назвать трудно: сгорело два кресла в холле, - причинил убыток в миллион фунтов стерлингов. Произошло непоправимое: сильная задымленность и температура стерли все данные в памяти компьютера.

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода и т. д.

Окиньте взглядом предметы, находящиеся в вашей квартире. Рядом с деревянным шкафом стоит диван на пороло­новой основе, а на полу лежит синтетический ковролин или линолеум. В кладовке - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющими, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими веществами. Все большее применение в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека. В большинстве случаев люди на пожарах погибают не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.

***

Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить пожарную безопасность в школе и какие действия нужно предпринять в случае пожара. Остановимся, прежде всего, на так называемых режимных мероприятиях, которые не требуют больших материальных затрат, но именно их соблюдение позволит избежать пожара.

Нужно следить за тем, чтобы в здании и на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, старые наглядные пособия и принадлежности). Недопустимо пользоваться открытым огнем в самом здании и сжигать вблизи строений опавшие сухие листья.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электрические плитки и т. д.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день.

Необходимо строго запретить курение в помещениях школы. Небрежность при курении – одна из самых распространенных причин пожара. Остановимся на ней отдельно. Курящих у нас много и, увы, год от года их число растет. При этом снижается возрастной барьер курильщиков.

Интересные опыты были проведены в Новосибирске. Они показали, что максимальная температура тлеющей папиросы колеблется в пределах 300-420°С, время тления ее 4-8 минут. Сигарета в начальный момент имеет температуру 310-320°С, которая потом снижается до 240—260°С, время тления 26—30 минут. Вызвав тление горючего материала, например на матрас, сам окурок через некоторое время гаснет. Но образованный им очаг, может тлеть еще от 1 до 4 часов.

Окурок, брошенный на опилки, вызывает их тление, тепло, выделяющееся при этом, с потоком воздуха проникает вглубь опилок. Через 2,5—3 часа температура поднимается до 410-470°С и происходит воспламенение. Тлеющий окурок способен вызвать воспламенение бумаги, например, в урне для бумаг. Если окурок лежит на поверхности, процесс воспламенения длится 40-50 минут. При попадании окурка на глубину 5-10 см он воспламеняется значительно быстрее - через 12-35 минут. Примерно такие же последствия наступают при попадании окурка в сено или солому. Таким образом, пожары, вызванные непогашенной сигаретой, более распространены, чем может показаться на первый взгляд.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей на случай возникновения пожара. В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выходе школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации составляется из 2-х частей: графический и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят в здание школы и выходят из него, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, пожарных щитов). В текстовой части указываются обязанности руководства и обслуживающего персонала при возникновении пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Двери должны быть оборудованы легко-открывающимися запорами, и открываться в сторону выхода из помещения. Пути эвакуации должны быть свободны. Запрещается загромождать лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры сгораемыми материалами. В ночное время пути эвакуации в зданиях школ-интернатов, детских домов должны быть освещены.

Особые меры предосторожности должны быть предусмотрены при проведении в школах, школах-интернатах, детских домах массовых мероприятий: спектаклей, вечеров, концертов, торжественных собраний, новогодних ёлок. Все они должны проводиться в присутствии руководителей детских учреждений. Они же несут ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности.

Весь персонал и се воспитанники должны знать свои действия в случае обнаружения пожара. Знать пути и способы эвакуации. Для этого не реже чем 1 раз в 6 месяцев необходимо проводить тренировочные эвакуации.

Не менее важно следить за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищать от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы. Растущие деревья не должны мешать спасению людей по автомеханическим лестницам из любого помещения школы.

Необходимо следить, чтобы крышки пожарных гидрантов на территории школы не были засыпаны снегом или мусором. На стене ближайшего строения должна быть табличка с указанием, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли быстро его разыскать при возникновении пожара. Искусственные водоемы должны постоянно пополняться водой. Если рядом со школой имеется река, пруд или озеро, в зимнее время их надо приспосабливать для забора воды (устраивать незамерзающие проруби), возле которых должны быть установлены указатели.

А вот эти мероприятия потребуют материальных вложений, но в случае возникновения пожара в здании, они будут бесценны.

- все помещения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Это позволит обнаружить пожар на ранней стадии, когда огонь еще не вышел из-под контроля.

- оповещение о пожаре должно проходить с помощью громкой речевой связи.

- здание должно быть обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения. Все огнетушители должны быть заправлены, пожарные краны укомплектованы.

Тема №2.

«Средства противопожарной защиты,

порядок использования их при пожаре».


Устройства пожарной сигнализации и установок пожаротушения. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны), порядок их использования. Работа систем оповещения о пожаре.


Горение можно прекратить тремя способами: удалить горючее вещество из зоны горения, прекратить доступ воздуха к горящему веществу или охладить его.

Вода - основное средство тушения пожара. Она имеет большую теплоемкость и обладает очень большой скрытой теплотой парообразования, т. е. обращаясь в пар, поглощает много тепла.

Но вода не всегда может быть использована для тушения огня. Ею нельзя тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), так как вода тяжелее их и опускается вниз, а горящая жидкость поднимается вверх.

Вода – хороший электропроводник, поэтому ее нельзя использовать для тушения электрических приборов или проводки, находящихся под напряжением. При попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание.

Еще один способ - изолировать очаг от доступа кислорода. Для этого достаточно накрыть горящий предмет плотной тканью или закидать землей.

Самый эффективный способ тушения с помощью огнетушителей. Они подразделяются на воздушно-пенные, аэрозольные и порошковые.

Химические пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов. Они просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Область применения их почти безгранична, за исключением тушения электроустановок под напряжением.

Рассмотрим механизм образования химической пены. Заряд огнетушителя состоит из двух частей: щелочной и кислотной. При соединении щелочной и кислотной частей происходит химическая реакция с выделением диоксида углерода, который интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу.

Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения. Дальность струи пены составляет 6 - 8 м.

Углекислотные огнетушители широко применяются в химических лабораториях, библиотеках, музеях и других помещениях. В качестве заряда в этих огнетушителях применяется сжиженная углекислота (диоксид углерода), находящаяся под давлением. Углекислота, как огнегасящее средство, имеет ряд достоинств. Она не оказывает на окружающие предметы какого-либо физического или химического воздействия, не проводит электрический ток, с успехом может применяться для тушения твердых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода.

Во время перехода углекислоты из сжиженной фазы в газообразную ее объем увеличивается в 400-500 раз, причем это сопровождается поглощением большого количества тепла из окружающей среды.

Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо взять рукоятку в руку, провернуть раструб к огню, поворотом маховичка против часовой стрелки до отказа открыть запорный вентиль, после чего направить снежную струю газа в очаг горения. При работе огнетушителя нельзя наклонять баллон в горизонтальное положение, так как при этом будут нарушены нормальные условия выхода углекислоты.

В настоящее время наибольшее распространение получают порошковые огнетушители. Они представляют собой баллоны, заполненные сухими порошками, которые, попав в зону огня, выделяют огнегасящие вещества.

Огнетушители порошковые используются при тушении пожаров и загорании легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов, древесины, электропроводки под напряжением, щелочных металлов и других веществ, способных к самовозгоранию.

Принцип работы порошкового огнетушителя: при нажатии на пусковой рычаг, порошок под действием давления рабочего газа выдавливается и через насадку выбрасывается на очаг загорания. В рабочем положении огнетушитель держать строго вертикально, не поворачивая его.

Многие школьные здания, детские сады-ясли оборудуются внутренним противопожарным водопроводом.

Внутренние пожарные краны устанавливаются у входов внутрь помещения, на площадках, отапливаемых лестничных клетках, в вестибюлях, коридорах. Наиболее часто внутренние пожарные краны располагают в нишах в стенах зданий.

Внутренний пожарный кран оборудуется рукавом и стволом. Длина рукава 10 или 20 метров. Пожарный рукав скатывается, соединяется с краном и стволом. При возникновении пожара нужно раскатать пожарный рукав, затем открыть вентиль и подать воду.

Все первичные средства пожаротушения и противопожарный ручной инвентарь должны всегда находиться в полной исправности и быть готовыми для применения в случае пожара.

Для безопасности работы, пребывания и эвакуации людей в здании или помещении на видных местах устанавливаются знаки пожарной безопасности. Они подразделяются на запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные. Существует специальный стандарт, которому эти знаки должны соответствовать, поэтому, самостоятельное их изготовление не допускается. Они выпускаются в различных вариантах – бумажные, ламинированные, светонакапливающие и т.д.

Запрещающие знаки предназначены для запрещения определенных действий. Эти знаки представляют собой круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру знака каймой и символическим изображением черного цвета на внутреннем белом поле, перечеркнутым наклонной полосой красного цвета, обозначающие:

запрещается пользоваться открытым огнем (изображена зажженная спичка);

запрещается курить (изображена зажженная сигарета) и т.д.

Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения о возможной опасности. Эти знаки представляют собой равносторонний треугольник желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета и символическим изображением черного цвета, обозначающие:

Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества (изображен огонь);

Осторожно! Опасность взрыва (изображен взрыв);

Осторожно! Электрическое напряжение (изображена молния) и т.д.

Предписывающие знаки предназначены для разрешения определенных действий и для указаний пути эвакуации. Знаки представляют собой прямоугольник зеленого цвета с белой каймой по контуру.

Например: Выход (открытая дверь и человек) устанавливается на дверях эвакуационных или запасных выходов.

Указательные знаки предназначены для указания местонахождения различных объектов и устройств – огнетушителя, пожарного крана, места, где разрешено курение и т.д.


Обеспечение пожарной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей немыслимо без использования автоматических систем сигнализации и пожаротушения.

Под системой пожарной сигнализации понимается совокупность технических средств обнаружения пожара, сообщение о месте его возникновения и переработке сигнала о пожаре.

Пожарные извещатели по принципу действия подразделяются на тепловые, дымовые, ультразвуковые, световые, фотоэлектрические, комбинированные. Для обнаружения очагов загораний, сопровождающихся появлением дыма применяются дымовые пожарные извещатели. При возможности возникновения загораний с открытым пламенем, быстрым горением и малым выделением дыма, целесообразнее применять пожарный извещатель пламени. Их принцип действия основан на периодическом или непрерывном (в зависимости от модели) контроле показателей среды в помещении. При превышении порогового значения, извещатель переходит в режим «Пожар». Кроме того, существуют ручные извещатели. Они особенно эффективны в помещениях с постоянным пребыванием людей.

Состояние автоматических и ручных извещателей контролируется с помощью приемно-контрольных пультов. При приеме сигнала о внештатной ситуации это немедленно отображается на пульте централизованного наблюдения. Происходит автоматическое включение всех существующих на объекте систем - оповещения о пожаре, систем пожаротушения, дымоудаления.

Автоматические установки пожаротушения обеспечивают не только обнаружение пожара, оповещение о нем, но и локальное тушение очага загорания в начальной стадии.

Под установкой пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожаров за счет выпуска огнетушащего средства после приведения их в действие. В зависимости от вида огнетушащего вещества установки пожаротушения бывают водяного, пенного, газового и порошкового тушения.

Опыт эксплуатации автоматических установок пожарной автоматики подтверждает надежность и эффективность их работы на пожарах.




Тема №3.

«Вызов пожарной помощи».


Порядок сообщения о пожаре в единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону «01». Оповещение о пожаре находящихся в здании людей.


Человек, заметивший пожар или загорание, может быть кто угодно - директор, преподаватель, техничка или ученик. От его правильных и оперативных действий, во многом, зависят последствия пожара. Поэтому, каждый должен знать свои действия в случае обнаружения пожара. Для этого не менее чем 1 раз в 6 месяцев необходимо проводить пожарные тревоги с отработкой действий и эвакуацией всего персонала учреждения.

Итак, человек, заметивший пожар обязан немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Первоочередность этого действия не вызывает сомнения, т.к. чем быстрее прибудут первые пожарные подразделения, тем успешнее будет ликвидирован пожар, быстрее оказана помощь людям, находящимся в опасности.

Известны случаи, когда пожар в начальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним бывает нелегко. Именно для обнаружения пожара на ранней стадии служит система автоматической пожарной сигнализации. Для ее установки и работы требуются значительные материальные затраты, но они несоизмеримы с материальными потерями в случае пожара, не говоря об угрозе людям.

Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые до­ступны в любое время суток.

Услышав ответ дежурного диспетчера пожарной охраны, следует сказать, что передается сообщение о пожаре, назвать точный адрес - наименование улицы, номер дома, что горит и где. Укажите (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, сообщите свою фамилию и номер телефона.

Такое правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и в кратчайший срок сосредоточить у места пожара необходимые силы и средства по его ликвидации.

Одновременно с вызовом пожарной помощи необходимо приступить к непосредственному спасению людей. Для того, чтобы быстро, и главное эффективно, оповестить всех находящихся в здании людей - персонал, посетителей, в нем должна быть организована речевая громкоговорящая связь.

Причем, репродукторы должны быть в каждом помещении. Это позволит оповестить большое количество людей за считанные секунды. Наличие громкоговорящей системы оповещения избавит от малоэффективной беготни персонала учреждения, от одного кабинета к другому. Еще раз подчеркнем, что связь должная быть речевой. Иначе посетители или случайно зашедшие люди не смогут понять весь смысл, например трех долгих звонков. Необходимо заранее продумать текст сообщения. Если истошный крик сообщит всем ученикам школы «Караул! Пожар!», паники не избежать. Мы рекомендуем более конструктивное, но не менее мобилизующее: «Внимание! Пожарная тревога!» Если есть возможность, текст сообщения можно продолжить - дать рекомендации по дальнейшим действиям. При этом необходимо очень корректно выбирать слова, чтобы с одной стороны не вызвать панику, а с другой - призвать людей к активным и главное, незамедлительным действиям. Помните, что медлить на пожаре нельзя. Например: «Внимание! Пожарная тревога. Всем незамедлительно покинуть здание. Эвакуацию производить по центральной лестнице или запасным выходам, которые расположены в левом и правом крыле здания».

Но для эффективной эвакуации недостаточно только сказать о наличии запасных выходов. Человек, особенно постоянно в этом здании не работающий может и не сориентироваться. Для этого, на видных местах в коридорах, вестибюлях, лестничных клетках должны быть указатели ближайшего выхода. Существует определенный стандарт их изготовления. Они достаточно наглядны и понятны даже детям.

Но вот запасный выход найден, однако его дверь должна быть открыта. Иначе вместо спасения она может стать ловушкой. Все мы понимаем, что держать запасные входы постоянно открытыми невозможно. Увы, это реалии нашего времени. Это еще одна лазейка хулиганам и ворам. Поэтому, как правило, они закрыты. На щеколды, палки, замки. Главное, чтобы их можно было открыть быстро изнутри. Если это замок, то ключ от него должен быть в непосредственной близости от замка. И о его существовании знал бы или мог догадаться каждый (объявление).

Многие хозяйственные руководители хранят все ключи от запасных выходов в одном месте - на вахте.

А теперь представьте: (схема) пожар происходит в левом крыле здания, на первом этаже, а ключи от запасного выхода хранятся в другом конце здания. Как попавшие в ловушку люди смогут спастись? Конечно, будет не лишним еще один комплект ключей хранить на вахте. Еще один, но не единственный.

Еще одна проблема - глухие металлические решетки. Именно они стали причиной гибели большинства детей во время пожара в Якутском поселке Сыдыбыл. Пожар начался в раздевалке от короткого замыкания электропроводки. По деревянным конструкциям огонь быстро перешел на лестничную клетку. Там же располагалась дверь в спортивный зал. Запасного выхода из него не существовало. Оставался единственный путь спасения - через окна, но на них стояли глухие металлические решетки. Дети оказались в огненной западне. Согласно ППР не допускается эксплуатация помещений с глухими металлическими решетками. Все они должны быть переделаны на распашные. Способы их закрывания могут быть самыми разными. Существует лишь одно условие - запор на решетке может открыть любой человек, не выходя из этого помещения. И мы опять возвращаемся к проблеме ключей. Ключи от решеток должны находиться в самом помещении, все находящиеся в нем люди должны знать об их местоположении. Ни в коем случае не храниться в кармане или сумочке у преподавателя. Преподаватель может в этот день заболеть, уехать в командировку или заменять в другом классе. Необходимо максимально исключить человеческий фактор.

На путях эвакуации не должны храниться никакие горючие материалы - старая мебель, наглядные пособия, инвентарь. Если огонь доберется до них - еще один путь спасения будет отрезан.

Очень многое во время эвакуации зависит от персонала этого здания- преподавателей, воспитателей. Каждый из них должен твердо знать свои действия.

В детских садах, школах, интернатах ответственность за эвакуацию детей несут взрослые. Во многом, от их правильного поведения зависит их жизнь и здоровье. Каждый учитель или воспитатель должен знать ближайший выход из здания. Не паникуйте. И старайтесь не показывать детям, что вы волнуетесь или растеряны.

Вы должны четко знать, сколько детей на вашем попечении. Если есть возможность, пусть все они дышат через влажные носовые платки. Так можно снизить риск отравления продуктами горения. При продвижении к выходу лучше детям держаться за руки. Идеальный вариант, если впереди цепочки и замыкать ее будут взрослые. Тогда никто не потеряется по пути. При выходе на улицу всех детей нужно контрольно пересчитать.

Спасая людей с верхних этажей необходимо использовать лестничные клет­ки. Двери помещений, откуда на лестницу проникает дым, необходимо плотно закрыть.

Из задымленного помещения надо выходить, пригнувшись, так как дым под­нимается вверх, а внизу его меньше и легче дышать. Для облегчения дыхания можно использовать смоченные водой полотенца, а для ориентации в пространстве - придерживаться за стены.

Проводить эвакуацию имущества до завершения операции по спасению людей не следует, так как это будет препятство­вать нормальному ходу спасения людей.




Тема №4.

«Действия при пожаре».


Порядок покидания помещений. Подача сигналов сотрудникам пожарной охраны для эвакуации в случае невозможности самостоятельной эвакуации. Порядок действий в задымленном помещении. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатель).


На пожарах выделяется много дыма, в состав которого входит углекислый газ. Этот газ, смешавшись с воздухом, понижает кон­центрацию в нем кислорода. При понижении концентрации кис­лорода в окружающем воздухе с 21% до 14% наступает так называ­емое кислородное голодание, а при 8-11% человек может по­гибнуть.

Обычно в воздухе содержится не более 0,04% углекислого газа. Если во время пожара концентрация его в воздухе возрастает до 4- 5%, увеличивается частота дыхания, возникает шум в ушах, голо­вокружение. При 8-9% человек теряет сознание, при 20% происхо­дит паралич жизненных центров, наступает смерть. Выделяющийся на пожаре дым оказывает сильное раздражение органов дыхания и слизистых оболочек глаз. Особенно большую опасность для организма человека представляет выделяющийся при неполном горении оксид углерода (СО).

Во многом, последствия пожара зависят от правильного поведения людей. Наибольшую опасность на пожаре на таких объектах как школы, детские сады, гостиницы, больницы и т.д. представляет паника. Известны слу­чаи, когда даже при возникновении незначительного загорания отдельные люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давке, ушибам людей, а иногда даже к гибели. Иногда во время пожара люди, спасаясь от огня, выбегая, оставляли открытыми двери, и пламя быстро распространялось через дверные проемы, охватывало все новые помещения. На отдельных пожарах люди пыта­лись уйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводил к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Проходя через огонь, люди получали тяжелые ожоги. Очень опасно прыгать с верхних этажей зданий или с какой-либо целью возвращаться в горящее или задымленное помещение. Зимой 1999 года во время пожара в Сормовском медучилище студенты в панике прыгали из окон 4-го этажа на стоящий рядом 2-этажный пристрой. Более сорока человек получили травмы. Поэтому при большой высоте следует дожидаться пожарной помо­щи, а выходить из опасной зоны во избежание ожогов следует со­гнувшись.

Особенно опасны пожары в подвалах, если выходы из них ведут на лестницу. Дым пожара будет выходить в объем лестничной клетки. В таких условиях люди с верхних этажей не в состоянии будут самостоятельно спуститься вниз по лестнице и могут отра­виться дымом, поэтому и говорят, что дым на пожарах, не менее опасен, чем пламя.

Как показывает практика, индивидуальное и коллективное поведение людей при пожарах в значительной мере определяется страхом, вызванным осознанием опасности. Сильное нервное возбуждение мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает физическая сила, повышается способность к преодолению препятствий. Но при этом теряется способность адекватно воспринимать ситуацию. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляются склонности к подражанию. В такой ситуации, если нет четкого руководства эвакуацией, может возникнуть паника, давка, травмирование. Люди могут забыть о наличии запасных выходов.

Если же пожар все-таки начался необходимо сделать все возможное, чтобы ущерб от него был минимален. Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно была вызвана пожарная помощь, а самое главное - приняты безотлагательные, немедленные меры к эвакуации людей из горящего здания.

Деревянное здание покидайте немедленно. Так как деревянные конструкции не могут противостоять натиску огня, и в считанные минуты концентрация дыма станет смертельной. Не тратьте драгоценные мгновения, пытаясь спасти свое имущество. На пожаре ставки слишком высоки - жизнь и здоровье Вас и Ваших близких. Убедитесь, что из дома вышли все люди.

Если здание каменное и очаг возгорания небольшой, попробуйте потушить пожар, используя подручные средства - воду, стиральный порошок, плотную ткань, идеальный вариант-огнетушитель.…

Горящие электроприборы или проводку под напряжением тушить водой нельзя. Вода - хороший проводник и поражение током будет неизбежно. Отключите электроэнергию и накройте электроприбор плотной тканью. Без доступа кислорода огонь погаснет.

Если справиться с огнем вы не можете, немедленно покиньте помещение. При этом ни на секунду не отпускайте детей. Держите их за руку или за плечи. В многоэтажном здании эвакуироваться можно:

- по пожарным лестницам на балконах,

- по незадымляемым лестничным клеткам

- из окон 1-го этажа, если на окнах не стоят глухие металлические решетки.

Покидая помещение, закройте двери и окна - при дополнительном доступе кислорода огонь распространяется еще быстрее.

Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается. Было немало трагических случаев, когда лифт с людьми останавливался между этажами, и люди оказывались в ловушке.

Не входите туда, где большая концентрация дыма! В современных зданиях очень много пластика, синтетики, которые при горении выделяют токсичные вещества. Достаточно сделать несколько вдохов — и Вы можете погибнуть. Задымленные помещения – удел специалистов.

Держитесь за стены, поручни. Дышите через влажный носовой платок или одежду. Если концентрация дыма увеличивается, то пригнитесь, либо передвигайтесь ползком. Если Вы чувствуете повышение температуры, значит, Вы приближаетесь к опасной зоне, и лучше всего повернуть обратно.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться в помещение. Плотно прикройте за собой дверь, дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками. В каменном доме единственная возможность проникновения огня в помещение - через деревянную дверь. Если поливать ее обильно водой, натиск огня она может выдержать, по крайней мере, до приезда пожарных.

Если есть балкон – спасайтесь на нем, плотно прикрыв дверь. Захватите с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, которой Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы.

Не паникуйте. С момента получения Вашего звонка диспетчером пожарной охраны до выезда боевого расчета за ворота части проходит 45 секунд. В городе прибытие пожарных 5-7 минут.

Однако, в настоящее время есть вполне доступный прибор, позволяющий проводить эвакуацию из задымленных помещений до прибытия пожарной помощи. Это «самоспасатель». Он предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей в непригодной для этого атмосфере. С его помощью человек может самостоятельно выйти из смертельно опасного здания, даже без помощи пожарных. «Самоспасатель» может обеспечить безопасность до 45 минут. Как правило, этого времени более чем достаточно для того, чтобы выйти даже из самого большого здания. Причем, если эвакуируется группа людей, у них есть возможность переговариваться между собой. «Самоспасатель» сохраняет свою эффективность при температурах до 60 градусов по Цельсию и даже после кратковременного (до 60 секунд) воздействия на него температур до 200 градусов.

Согласно требованиям ППР РФ обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиниц, кемпенгов, мотелей, общежитий, школ-интернатов, домов для престарелых и инвалидов, детских домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами изолирующего действия для защиты органов дыхания. Храниться они должны на рабочем месте обслуживающего персонала.




Тема №5.

«Практическая отработка действий по эвакуации людей

в случае возникновения чрезвычайной ситуации или пожара».


Порядок действий преподавательского состава и дежурного персонала по организации эвакуации. Эвакуация учащихся при возникновении чрезвычайной ситуации или пожара. Хронометраж времени, затраченного на тренировку.


Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить безопасность людей в общественных зданиях и организациях. Существует такое понятие, как объекты с массовым пребыванием людей. Это здания, где одновременно могут находиться не менее 50 человек. Это школы, детские сады, кинотеатры, дома культуры, поликлиники. В случае возникновения пожара в таком здании возникает множество проблем:

  • правильные действия человека, первым обнаружившего пожар,

  • быстрое оповещение всех находящихся в нем людей,

  • возможность беспрепятственной эвакуации,

  • предупреждение паники,

  • локализация пожара.

Причем максимально все эти задачи должны быть решены администрацией объекта до прибытия пожарных. Для успешного их решения в экстремальной ситуации, необходимо предусмотреть все заранее. Давайте начнем.

Человек, заметивший пожар или загорание, может быть кто угодно - директор, преподаватель, техничка или ученик. От его правильных и оперативных действий, во многом, зависят последствия пожара. Поэтому, каждый должен знать свои действия в случае обнаружения пожара. Для этого не менее чем 1 раз в 6 месяцев необходимо проводить пожарные тревоги с отработкой действий и эвакуацией всего персонала учреждения.

Итак, человек, заметивший пожар обязан немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Первоочередность этого действия не вызывает сомнения, т. к. чем быстрее прибудут первые пожарные подразделения, тем успешнее будет ликвидирован пожар, быстрее оказана помощь людям, находящимся в опасности.

Известны случаи, когда пожар в начальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним бывает нелегко. Именно для обнаружения пожара на ранней стадии служит система автоматической пожарной сигнализации. Для ее установки и работы требуются значительные материальные затраты, но они несоизмеримы с материальными потерями в случае пожара, не говоря об угрозе людям.

Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток.

Услышав ответ дежурного диспетчера пожарной охраны, следует сказать, что передается сообщение о пожаре, назвать точный адрес — наименование улицы, номер дома, что горит и где. Укажите (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, сообщите свою фамилию и номер телефона.

Такое правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и в кратчайший срок сосредоточить у места пожара необходимые силы и средства по его ликвидации.

Одновременно с вызовом пожарной помощи необходимо приступить к непосредственному спасению людей. Для того, чтобы быстро, и главное эффективно, оповестить всех находящихся в здании людей - персонал, посетителей, в нем должна быть организована речевая громкоговорящая связь.

Причем, репродукторы должны быть в каждом помещении. Это позволит оповестить большое количество людей за считанные секунды. Наличие громкоговорящей системы оповещения избавит от малоэффективной беготни персонала учреждения, от одного кабинета к другому. Еще раз подчеркнем, что связь должная быть речевой. Иначе посетители или случайно зашедшие люди не смогут понять весь смысл, например трех долгих звонков. Необходимо заранее продумать текст сообщения. Если истошный крик сообщит всем ученикам школы «Караул! Пожар!», паники не избежать. Мы рекомендуем более конструктивное, но не менее мобилизующее: «Внимание! Пожарная тревога!» Если есть возможность, текст сообщения можно продолжить- дать рекомендации по дальнейшим действиям. При этом необходимо очень корректно выбирать слова, чтобы с одной стороны не вызвать панику, а с другой - призвать людей к активным и главное, незамедлительным действиям. Помните, что медлить на пожаре нельзя. Например: «Внимание! Пожарная тревога. Всем незамедлительно покинуть здание. Эвакуацию производить по центральной лестнице или запасным выходам, которые расположены в левом и правом крыле здания».

Но для эффективной эвакуации недостаточно только сказать о наличии запасных выходов. Человек, особенно постоянно в этом здании не работающий может и не сориентироваться. Для этого, на видных местах в коридорах, вестибюлях, лестничных клетках должны быть указатели ближайшего выхода. Существует определенный стандарт их изготовления. Они достаточно наглядны и понятны даже детям.

Но вот запасный выход найден, однако его дверь должна быть открыта. Иначе вместо спасения она может стать ловушкой. Все мы понимаем, что держать запасные входы постоянно открытыми невозможно. Увы, это реалии нашего времени. Это еще одна лазейка хулиганам и ворам. Поэтому, как правило, они закрыты. На щеколды, палки, замки. Главное, чтобы их можно было открыть быстро изнутри. Если это замок, то ключ от него должен быть в непосредственной близости от замка. И о его существовании знал бы или мог догадаться каждый.

Многие хозяйственные руководители хранят все ключи от запасных выходов в одном месте - на вахте.

А теперь представьте: пожар происходит в левом крыле здания, на первом этаже, а ключи от запасного выхода хранятся в другом конце здания. Как попавшие в ловушку люди смогут спастись? Конечно, будет не лишним еще один комплект ключей хранить на вахте. Еще один, но не единственный.

Еще одна проблема - глухие металлические решетки. Именно они стали причиной гибели большинства детей во время пожара в Якутском поселке Сыдыбыл. Пожар начался в раздевалке от короткого замыкания электропроводки. По деревянным конструкциям огонь быстро перешел на лестничную клетку. Там же располагалась дверь в спортивный зал. Запасного выхода из него не существовало. Оставался единственный путь спасения - через окна, но на них стояли глухие металлические решетки. Дети оказались в огненной западне. Согласно ППБ не допускается эксплуатация помещений с глухими металлическими решетками. Все они должны быть переделаны на распашные. Способы их закрывания могут быть самыми разными. Существует лишь одно условие- запор на решетке может открыть любой человек, не выходя из этого помещения. И мы опять возвращаемся к проблеме ключей. Ключи от решеток должны находиться в самом помещении, все находящиеся в нем люди должны знать об их местоположении. Ни в коем случае не храниться в кармане или сумочке у преподавателя. Преподаватель может в этот день заболеть, уехать в командировку или заменять в другом классе. Необходимо максимально исключить человеческий фактор.

На путях эвакуации не должны храниться никакие горючие материалы - старая мебель, наглядные пособия, инвентарь. Если огонь доберется до них - еще один путь спасения будет отрезан.

Очень многое во время эвакуации зависит от персонала этого здания - преподавателей, воспитателей. Каждый из них должен твердо знать свои действия.

В детских садах, школах, интернатах ответственность за эвакуацию детей несут взрослые. Во многом, от их правильного поведения зависит их жизнь и здоровье. Каждый учитель или воспитатель должен знать ближайший выход из здания. Не паникуйте. И старайтесь не показывать детям, что вы волнуетесь или растеряны.

Вы должны четко знать, сколько детей на вашем попечении. Если есть возможность, пусть все они дышат через влажные носовые платки. Так можно снизить риск отравления продуктами горения. При продвижении к выходу лучше детям держаться за руки. Идеальный вариант, если впереди цепочки и замыкать ее будут взрослые. Тогда никто не потеряется по пути. При выходе на улицу всех детей нужно контрольно пересчитать.

Спасая людей с верхних этажей необходимо использовать лестничные клетки. Двери помещений, откуда на лестницу проникает дым, необходимо плотно закрыть.

Из задымленного помещения надо выходить, пригнувшись, так как дым поднимается вверх, а внизу его меньше и легче дышать. Для облегчения дыхания можно использовать смоченные водой полотенца, а для ориентации в пространстве - придерживаться за стены.

Проводить эвакуацию имущества до завершения операции по спасению людей не следует, так как это будет препятствовать нормальному ходу спасения людей.


***

Пожар, как правило, начинается с незначительного горения, и тушить его в этот период не представляет большой сложности.

Распространению пожара в жилом доме чаще всего могут способствовать вентиляционные каналы, открытые окна, две­ри и люки на чердак, через которые поступает свежий воздух. Вот почему, приступая к тушению пожара, не следует разбивать стекла в окнах горящего помещения.

Особенно опасно распространение огня в зданиях с пустотными перегородками. В таких случаях некоторое время видимых очагов горения нет, и происходит только задымление помещений. Огонь может вырваться в любом крыле или этаже, далеко от места загорания.

Для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения применяются первичные средства пожаротушения. Они должны находиться на каждом этаже в общем коридоре, а так же в мастерских, лабораториях и складах.

На корпусе каждого огнетушителя указывается способ его использования.

Для тушения пожаров внутри зданий также используют пожарные краны, устанавливаемые на стояках внутреннего противопожарного водопровода. Чаще всего пожарные краны размещают в коридорах и на площадках лестничных клеток.

Пожарный кран оборудуют пожарным рукавом длиной 20 м и пожарным стволом. Кран, рукав и ствол помещают в шкаф или нишу с остекленными дверцами. На ней должен быть указан буквенный индекс ПК, а также номер телефона ближайшей пожарной части.

Пожарные рукава скатывают в двойную скатку. Один конец рукава присоединяют к крану, другой - к стволу. Чтобы подать воду от пожарного крана, нужно взять пожарный рукав и проложить его в сторону очага пожара. После этого открывают клапан. При работе со стволом надо подходить к огню со стороны интенсивного горения и подавать воду сверху, с тем чтобы при стекании по поверхности вниз она увеличивала бы площадь воздействия на очаг горения. Чтобы быстрее ликвидировать пожар, нужно маневрировать стволом по всему видимому очагу пожара, постепенно продвигаясь на другие участки интенсивного горения.

Систематический контроль за содержанием и постоянной готовностью к действию всех первичных средств пожаротушения, огнетушителей и противопожарного инвентаря на объектах осуществляется его руководителем, который несет полную ответственность за их сохранность.

Непременное условие - все первичные средства пожаротушения должны быть доступны всем - и персоналу и посетителям. Они должны быть установлены в общих коридорах, с указателями их местоположения. И, естественно, если они в целях сохранности закрыты на ключ, ключи должны быть в непосредственной близости.

Сотрудникам учреждения, где возник пожар необходимо организовать встречу первых пожарных подразделений. Объяснить что горит, где, как быстрее попасть к месту пожара. Самое главное, есть ли в здании люди.

Для успешной эвакуации и тушения огня необходимо обеспечить круговой проезд вокруг всего здания, а также возможность беспрепятственной установки автомеханической лестницы. Для этого на расстоянии не менее 5 метров должна быть проложена дорога с твердым покрытием. Заборы, деревья и линии электропроводов так же не должны мешать спасению людей.

Мы намеренно сделали акцент на режимных мероприятиях, которые не требуют материальных затрат. К их выполнению Вы можете приступить уже сейчас. Мы надеемся, что наши рекомендации потребуются Вам только для тренировочных эвакуаций. И в наши школы и детские сады не придет беда. Предотвратить ее в наших с Вами силах.


Первая помощь пострадавшим на пожаре.

Наиболее типичные поражения во время пожара - это отравле­ние угарным газом и ожоги.

Симптомы отравления - головная боль, ускоренное сердцебиение, общая слабость. Потер­певший начинает жаловаться на «звон в ушах», «стук в висках», тошноту. В более тяжелых случаях наступает рвота, ослабление сер­дечной деятельности и дыхания, потеря сознания. Если в это время потерпевшему не оказать немедленной помощи, может наступить смерть.

Что нужно делать, если человек отравился угарным газом?

Потерпевшего следует немедленно вынести на све­жий воздух. Вызвать скорую помощь. Если появилась рвота, нужно положить потерпевшего на бок или повер­нуть голову. Искусственное дыхание делают в тех случаях, когда потерпевший дышит слабо или вообще не дышит.

Делая искусственное дыхание, нужно внимательно следить за пострадавшим. Если он будет шевелить губами или веками, следует проверить, может ли он сделать вдох. Если пострадавший начнет самостоятельно дышать, искусственное дыхание прекращают, ибо это может повредить.

Ожоги.

Различают 4 степени ожогов:

1-я — покраснение кожи (поражен ее верхний слой);

2-я — образование пузырей;

3-я — омертвение всей толщи кожи;

4-я — обугливание тканей.

Тяжесть ожога определяет площадь пораженного участка независимо от степени повреждения. Ожог, занимающий свыше 10% общей поверхности тела, считается тяжелым, а свыше 40% опасным для жизни. Исход ожога зависит также от возраста пострадавшего.

На обожженную поверхность следует наложить стерильную повязку и обратиться за медицинской помощью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!