СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков музыки в 3 классе (Программа Музыка под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой).

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке представлены разработки уроков музыки в 3 классе- 6 уроков (можно использовать для проведения открытыых уроков).

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков музыки в 3 классе (Программа Музыка под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой).»

«Конспекты уроков по музыке 3 класс»
МУЗЫКА
3 класс
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Первая четверть
Урок 1
Тема: Картины природы в музыке
Цели урока:

1.Музыка, которая показывает красоту природы.
2.Формировать потребность в общении с музыкой.
3.Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
4.Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
5.Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
6.Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:
К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание).

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение).

К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение).

Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).

Дополнительный материал:

Репродукции картин.

Стихи.

Портреты композиторов.

Ход урока:

Организационный момент.

Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Музыка рассказывает о многом. Благодаря своим возможностям она открывает нам целый мир: переносит в далёкие времена, повествует о битвах и героических подвигах, показывает красоту природы. В ней звучат народные песни, былины и даже сказки.
Как это происходит? Об этом мы узнаем на уроках музыки в 3 классе.

Сообщение темы урока.


Тема урока «Картины природы в музыке».


Работа по теме урока.


Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами ПРИРОДЫ. Шум дождя, шелест листвы, птичье пение, переливы искрящихся на солнце струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.
Музыка
Отрывок

Послушай: музыка вокруг.
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…
М. Ивенсен

Рассмотрите репродукции картин О. Ренуар «На лугу», В. Ван Гог «Море в Сен-Мари», П. Боннар «Пейзаж с поездом».

Запись на доске:
ПРЕЛЮДИЯ – небольшое инструментальное произведение.
Например, прелюдия для фортепиано.

Послушайте прелюдию К.Дебюсси «Ветер на равнине» (слушание).

Выберите из словосочетаний те, которые наиболее точно передают характер музыки:

злой ветер – лёгкий ветерок;
шелест ветра – свист ветра;
ветер ревёт – ветер играет.

Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание).


Какое у вас возникло впечатление после прослушанной музыки?


Каким предстаёт образ моря?


Слова для справок: «очень нежно», «очень мягко», «очень легко».
Вокально-хоровая работа.
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение).
- В каком ладу написана песня – мажорном или минорном?
К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение).
Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).

Итог урока.


Мы услышали музыку, которая показывает красоту природы в синтезаторной обработке. Сами исполнили песни, рассказывающие о природе.

Домашнее задание.


Выучить тексты песен. Задание на стр. 5.


Урок 2
Тема: Может ли музыка «нарисовать» портрет?
Цели урока:

Музыкальное звучание может нарисовать портрет человека.


Звукоподражание в музыке.


Формировать потребность в общении с музыкой.


Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.


Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.


Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.


Обучение основам музыкальной грамоты.


Музыкальный материал урока:

К. Дакен. Кукушка (слушание).


С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание).


Кукушка. Швейцарская народная песня (пение).


М. Старокадомского, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).


Дополнительный материал:

Картинки.


Портрет композитора С. Прокофьева.


Ход урока:

Организационный момент.


Сообщение темы урока.


Тема урока «Может ли музыка «нарисовать» портрет?»

Работа по теме урока.


Послушайте музыку К. Дакена. Кукушка.


Какой музыкальный приём использует К. Дакен в пьесе для передачи портрета кукушки?


Звуки музыки могут подражать различным голосам природы.
В пьесе «Кукушка» мы отчётливо слышим интонацию кукования. Эта интонация повторяется на протяжении всего произведения.

Подражание в музыке определённому голосу природы называется звукоподражанием.
Запись на доске:
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

Каким вы представляете себе «музыкальный» лес?


Музыка способна передавать в звуках не только голоса природы. Благодаря музыкальному звучанию мы можем «увидеть» портрет человека, почувствовать его характер, представить его движения и походку.
Один из музыкальных портретов – фрагмент из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Он называется «Джульетта-девочка».
В музыке ярко и убедительно показан образ юной, весёлой, озорной девочки.

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание).


Почему С. Прокофьев назвал балетный фрагмент «Джульетта-девочка»?


Как музыка подтверждает это название?


Какой темп выбрал композитор?


Как движется мелодия?


Какие использованы длительности? (нотный пример)


Вокально-хоровая работа.
Кукушка. Швейцарская народная песня (пение).
М. Старокадомского, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).

Итог урока.


- Что мы узнали на уроке?
Музыкальное звучание может нарисовать портрет человека.
Подражание в музыке определенному голосу или звукам природы называется звукоподражанием.

Домашнее задание.


Выучить текст песен. Задание на стр. 7.













Урок 3
Тема: В сказочной стране гномов
Цели урока:

Знакомство с музыкой Э. Грига.


Изучение трёхчастной формы музыки.


Формировать потребность в общении с музыкой.


Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.


Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.


Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.


Обучение основам музыкальной грамоты.


Музыкальный материал урока:

Э. Григ. Шествие гномов (слушание).


Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).


А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).


Дополнительный материал:

Портрет композитора Э. Грига.


Ход урока:

Организационный момент.


Сообщение темы урока.


Тема урока «В сказочной стране гномов».

Работа по теме урока.


Знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.
Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи.
Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.
В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.
Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов».

Послушайте музыку Э. Грига. Шествие гномов (слушание).


Запись на доске:
ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА
КОНТРАСТ

Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.
НАЧАЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
СРЕДНИЙ
РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
Пьеса Э. Грига «Шествие гномов» написана в трёхчастной форме.

Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».


Подумайте, почему Э. Григ назвал свою пьесу именно «шествием».


Как средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? При ответе на вопрос обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты, приём стаккато.


Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы?


Что происходит с музыкальным звучанием?


Как изменяются средства музыкальной выразительности?


ЗАПОМНИТЕ!
РЕЗКАЯ СМЕНА ЗВУЧАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ КОНТРАСТОМ

Вокально-хоровая работа.
Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).
А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

Итог урока.


Мы познакомились с музыкой Э. Грига и трёхчастной формой музыки.

Домашнее задание.


Разучите песню. Задание на стр. 9










Урок 4
Тема: Многообразие в единстве: вариации
Цели урока:

Знакомство с музыкой П. Чайковского.


Знакомство с вариационной формой.


Формировать потребность в общении с музыкой.


Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.


Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.


Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.


Обучение основам музыкальной грамоты.


Музыкальный материал урока:

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).


В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).


Дополнительный материал:

Портрет композитора П. Чайковского.


Ход урока:

Организационный момент.


Сообщение темы урока.


Тема урока «Многообразие в единстве: вариации».

Работа по теме урока.


Внимательно рассмотрите рисунок художника «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?


Что означает слово «вариация»?


Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.
Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».
ТЕМА * ВАРИАЦИИ

Послушайте музыку П. Чайковского. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).


Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского?


Как меняется характер темы в последующих вариациях?


Вокально-хоровая работа.
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

Итог урока.


- С чем мы познакомились на уроке?
С музыкой П. Чайковского.
Познакомились с вариационной формой.

Домашнее задание. Выучите песню. Задание на стр.12




Урок 5
Тема: «Дела давно минувших дней…»
Цели урока:

Знакомство с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила».


Воспитание патриотизма.


Формировать потребность в общении с музыкой.


Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.


Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.


Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.


Обучение основам музыкальной грамоты.


Музыкальный материал урока:

М. Глинка. Запев Баяна. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).


Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).


Дополнительный материал:

Портрет композитора М. Глинки.


Картинки.


Ход урока:

Организационный момент.


Сообщение темы урока.


Тема урока: «Дела давно минувших дней…»

Работа по теме урока.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
А.Пушкин

Лукоморье – морской залив.
Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутом сюжетом.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней повествуется о том, как злобный карлик Черномор похитил во время свадебного пира невесту Руслана Людмилу.
Бесстрашный князь отправляется в долгий и нелёгкий путь: ему предстоит освободить Людмилу.
Эта сказочная история стала сюжетом оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Послушайте музыку М. Глинки. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).


Каков характер Запева Баяна?


Почему Запев звучит неспешно и величаво?


Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами,
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?»
А.Пушкин

Эти стихи легли в основу арии Руслана.
Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

М. Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).


Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мрачного поля»?


Какой темп выбрал композитор?


Какие использованы регистры?


Какова динамика?


В середине арии характер музыки резко меняется. С чем это связано?


Вокально-хоровая работа.
Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).

Итог урока.


Мы познакомились с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила». Узнали новые понятия: ария, лукоморье, поэма.

Домашнее задание.


Выучить песню. Задание на стр. 15.









Урок 6
Тема: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Цели урока:

Воспитание патриотизма.


Былинные темы в музыке.


Формировать потребность в общении с музыкой.


Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.


Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.


Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.


Обучение основам музыкальной грамоты.


Музыкальный материал урока:

Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание).


А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).


Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!