СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по информатики 9 класса. Раздел 1 «Цифровая грамотность»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки информатики №№ 69-74 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по информатики 9 класса. Раздел 1 «Цифровая грамотность»»

Конспекты уроков по информатике 9 класса

Раздел 1. Цифровая грамотность

Тема: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные.»

Предмет - информатика, 9 класс.

Конспект урока: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные.»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о глобальной сети Интернет, её структуре, роли IP-адресов и феномене больших данных. Научить учащихся использовать сервис "Моя школа" для поиска информации и выполнения заданий.

Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала, практическая работа, закрепление).

Оборудование: Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, интерактивная доска (желательно), учетные записи в сервисе "Моя школа".

Ход урока:

I. Организационный момент (5 мин):

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы и целей урока. Краткий обзор пройденного материала (кратко напомнить о локальных сетях).

II. Актуализация знаний (10 мин): Беседа: Что такое сеть? Какие типы сетей вы знаете? Чем отличаются локальные сети от глобальных?

Задание в сервисе "Моя школа": Найти в электронном учебнике или дополнительных материалах определение локальной сети и привести примеры. (Проверка понимания базовых понятий).

III. Изучение нового материала (20 мин):

Глобальная сеть Интернет: Объяснение структуры Интернета (узлы, каналы связи, протоколы). Использование интерактивной доски или презентации из ресурсов "Моя школа". IP-адреса: Объяснение понятия IP-адреса, его роли в маршрутизации данных. Демонстрация поиска собственного IP-адреса с использованием онлайн-сервиса "Моя школа"

Разъяснение различий между IPv4 и IPv6 (кратко). Большие данные (Big Data): Объяснение понятия больших данных, источников их возникновения, применения и проблем, связанных с обработкой. Использование видеоролика или презентации из ресурсов "Моя школа" для наглядности. Обсуждение этических аспектов использования больших данных.

IV. Практическая работа (20 мин):

Задание 1: Используя сервис "Моя школа", найти информацию о различных протоколах, используемых в Интернете (например, HTTP, FTP, SMTP). Кратко описать их назначение.

Задание 2: С помощью онлайн-сервиса (ссылка в "Моя школа") определить географическое расположение по IP-адресу. Обсудить ограничения и возможности такого определения.

Задание 3: Найти в интернете (с помощью поисковой системы, доступ к которой возможно через "Моя школа") примеры применения больших данных в различных областях (медицина, маркетинг, транспорт). Представить результаты в виде краткого отчета.

V. Закрепление (10 мин):

Фронтальный опрос: Вопросы по пройденному материалу.

Задание на дом: Подготовить презентацию на тему "Будущее Интернета" с использованием ресурсов "Моя школа".

VI. Домашнее задание: Подготовить презентацию на тему "Будущее Интернета" с использованием ресурсов "Моя школа".



Тема: Информационная безопасность


Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием информационной безопасности.
2. Рассмотреть основные угрозы информационной безопасности.
3. Изучить методы и средства защиты информации.
4. Развить навыки безопасного использования информационных технологий.

Оборудование:
- Компьютер или интерактивная доска
- Презентация по теме урока
- Раздаточный материал с основными понятиями и терминами

Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №70 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
Ход урока:

1. Организационный момент (5 минут)
   - Приветствие учащихся.
   - Проверка готовности к уроку.
   - Объявление темы и цели урока.

2. Актуализация знаний (10 минут)
   - Вопросы для обсуждения:
   - Что такое информация?
   - Какие виды информации вы знаете?
   - Почему важно защищать информацию?
   - Краткое объяснение важности информационной безопасности.

3. Изучение нового материала (25 минут)
  - Понятие информационной безопасности
  - Определение информационной безопасности.
  - Три аспекта информационной безопасности: конфиденциальность, целостность, доступность.
   - Основные угрозы информационной безопасности
   - Виды угроз: вирусы, хакеры, спам, фишинг и др.
   - Примеры реальных случаев нарушения информационной безопасности.
   - Методы и средства защиты информации
   - Программы-антивирусы.
   - Пароли и их сложность.
   - Шифрование данных.
   - Резервное копирование.
   - Принципы безопасного поведения в сети Интернет:
   - Не открывать подозрительные ссылки.
   - Не скачивать программное обеспечение с ненадежных источников.
   - Не передавать личную информацию (логины, пароли) по электронной почте.

4. Практическое задание (15 минут)
   - Учащиеся работают в группах, обсуждают возможные угрозы информационной безопасности и представляют методы их предотвращения.
   - Пример задания: "Представьте, что вы IT-специалист в компании. Как вы будете защищать данные сотрудников и клиентов?"

5. Подведение итогов (5 минут)
   - Обсуждение результатов практического задания.
   - Вопросы на закрепление материала:
   - Что такое информационная безопасность?
   - Назовите основные угрозы информационной безопасности.
   - Какие методы защиты информации вы запомнили?

6. Домашнее задание (5 минут)
   - Написать сочинение на тему: "Как я защищаю свою информацию в Интернете".
   - Подготовить сообщение о реальном случае нарушения информационной безопасности (по выбору).



Тема: Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц

Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с основами информационной безопасности в контексте веб-разработки.
2. Рассмотреть типичные угрозы и меры защиты информационных объектов на веб-страницах.
3. Научить применять базовые практики безопасности при создании веб-сайтов.


Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №71 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Рекомендации OWASP по безопасности
- Учебник по основам веб-разработки



План урока:
1. Введение
- Обозначение важности информационной безопасности при создании веб-страниц.
- Обсуждение актуальности темы в современном мире, примеры последствий пренебрежения безопасностью.

2. Основные понятия информационной безопасности
- Конфиденциальность: защита данных от несанкционированного доступа.
- Целостность: обеспечение корректности и точности данных.
- Доступность: обеспечение своевременного и надежного доступа к данным для авторизованных пользователей.

3. Типичные угрозы безопасности веб-страниц
- SQL-инъекции: хакерские атаки, использующие уязвимости в пользовательских вводах для выполнения злонамеренных SQL-запросов.
- Межсайтовое скриптирование (XSS): интеграция вредоносных скриптов в веб-страницы для кражи данных пользователя.
- Межсайтовая подделка запроса (CSRF): принуждение пользователя выполнить нежелательные действия на доверенном сайте.

4. Основные методы защиты
- Валидация и экранирование пользовательского ввода: предотвращение SQL-инъекций.
- Использование Content Security Policy (CSP): снижение опасности межсайтового скриптинга.
- Использование методов аутентификации и авторизации: предотвращение несанкционированного доступа.
- Регулярное обновление ПО и использование безопасного кода: поддержание систем в безопасном состоянии.

5. Практическая часть
- Задание: реализовать простую форму на веб-странице и защитить ее от SQL-инъекций.
- Совместный разбор примера использования CSP в HTML-документе.

6. Подведение итогов
- Повторение ключевых аспектов информационной безопасности.
- Обсуждение, как применять полученные знания на практике.
- Обратная связь от учащихся.

7. Домашнее задание
- Подготовка краткого реферата на тему: "Современные угрозы безопасности веб-сайтов и способы их предотвращения".

Заключение
- Каждый учащийся должен понимать важность и необходимость обеспечения информационной безопасности при создании веб-ресурсов, а также знать базовые методы ее обеспечения.

Тема: Виды деятельности в сети Интернет


Цели занятия:
1. Изучить различные виды деятельности, доступные в интернете.
2. Осознать положительные и отрицательные стороны активности в сети.
3. Научиться безопасно и эффективно использовать интернет-ресурсы для различных целей.

Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №72 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Цифровая грамотность

План урока:
1. Введение
- Краткое обсуждение о значимости интернета в современной жизни.
- Вопрос к классу: какие виды деятельности в интернете они знают?

2. Основные виды деятельности в интернете
- Поиск информации: поисковые системы (Google, Яндекс), академические архивы.
- Общение и социальные сети: мессенджеры (WhatsApp, Telegram), социальные сети (ВКонтакте,).
- Электронная почта: Gmail, Mail.ru, использование для деловой переписки.
- Онлайн-покупки: маркетплейсы (Ozon, AliExpress), интернет-магазины.
- Развлечения: потоковое видео (YouTube, Netflix), музыка (Spotify), онлайн-игры.
- Образование и саморазвитие: онлайн-курсы (Coursera, Khan Academy), вебинары.
- Финансовая деятельность: онлайн-банкинг, электронные кошельки (PayPal, QIWI).

3. Положительные и отрицательные стороны интернет-деятельности
- Положительные:
  - Доступность информации и ресурсов.
  - Возможности для обучения и профессионального роста.
  - Упрощение общения и бизнеса.
- Отрицательные:
  - Риски столкнуться с дезинформацией и фейковыми новостями.
  - Проблемы кибербезопасности: вирусы, мошенничество.
  - Влияние на психическое здоровье: зависимость, негативные социальные воздействия.

4. Безопасность и этика в интернете
- Правила безопасного поведения онлайн: защита личных данных, пароли.
- Нормы этичного поведения: уважение к другим пользователям, авторским правам.
- Настройка конфиденциальности и безопасности в социальных сетях.


5. Практическая часть
- Задание: Проведение безопасного поиска информации по заданной теме с использованием поисковых операторов.
- Обсуждение примеров защиты от фишинговых атак.

6. Подведение итогов
- Обсуждение, какие виды деятельности понравились больше, почему важно соблюдать безопасность.
- Обратная связь от учащихся: что нового узнали, что было наиболее полезным.

7. Домашнее задание
- Провести исследование: "Одно важное открытие, которое интернет принес в мою жизнь", оформить в виде поста для блога.

Заключение
Урок помог учащимся познакомиться с разнообразием интернет-ресурсов и видов деятельности, а также осознать важность соблюдения безопасности и этики в сети.



Тема: Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов.

Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с понятием облачных технологий и их преимуществами.
2. Изучить функциональные возможности онлайн-офисов.
3. Научить использовать облачные сервисы для совместной работы с документами.
Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №73 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Справка Google Документов

План урока:
1. Введение
- Обсудить с учащимися, что они знают о "облачных технологиях".
- Объяснить, что представляет собой облачное хранение данных и его значение в современном мире.

2. Основные понятия облачных технологий
- Облачные вычисления: предоставление вычислительных ресурсов через интернет.
- Облачное хранилище: удаленное хранение данных, доступное через интернет (например, Google Drive, Dropbox).
- Преимущества облачных технологий:
  - Доступность данных из любого места и в любое время.
  - Возможности для совместной работы.
  - Снижение необходимости в мощных аппаратных средствах.

3. Онлайн-офисы и их возможности
- Примеры популярных онлайн-офисов: Google Workspace (Docs, Sheets, Slides), Microsoft Office 365 (Word Online, Excel Online).
- Основные функции:
  - Создание и редактирование текстовых документов.
  - Совместная работа в реальном времени.
  - Комментирование и оставление замечаний.
  - Ведение общих таблиц и презентаций.
  
4. Практическая работа с Google Документами
- Регистрация и создание аккаунта Google, если не сделано ранее.
- Создание и форматирование документа:
  - Добавление текста, изображений, таблиц.
  - Использование стилей и форматов.
- Совместная работа:
  - Поделиться документом с одноклассниками.
  - Совместное редактирование и комментирование.
  
5. Вопросы безопасности при использовании облачных технологий
- Защита доступа к аккаунту: сложные пароли, двухфакторная аутентификация.
- Безопасное хранение и резервное копирование данных.
- Понимание прав доступа к документам: общедоступный, по ссылке, доступ по приглашению.

6. Подведение итогов
- Повторение основных преимуществ и возможных рисков облачных технологий.
- Обсуждение опыта использования онлайн-офисов в процессе урока.
- Вопросы и обсуждение полученного опыта.

7. Домашнее задание
- Создать проектный документ в Google Документах по теме "Моя любимая книга" и пригласить учителя для проверки.

Заключение
Учащиеся познакомились с базовыми концепциями облачных технологий, изучили возможности онлайн-офисов и научились безопасно и эффективно использовать их для создания и совместной работы с документами.



Тема :Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней» и «Работа в информационном пространстве». Проверочная работа

Урок информатики №74 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!