Конспекты уроков по информатике 9 класса
Раздел 1. Цифровая грамотность
Тема: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные.»
Предмет - информатика, 9 класс.
Конспект урока: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные.»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о глобальной сети Интернет, её структуре, роли IP-адресов и феномене больших данных. Научить учащихся использовать сервис "Моя школа" для поиска информации и выполнения заданий.
Тип урока: Комбинированный (объяснение нового материала, практическая работа, закрепление).
Оборудование: Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, интерактивная доска (желательно), учетные записи в сервисе "Моя школа".
Ход урока:
I. Организационный момент (5 мин):
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы и целей урока. Краткий обзор пройденного материала (кратко напомнить о локальных сетях).
II. Актуализация знаний (10 мин): Беседа: Что такое сеть? Какие типы сетей вы знаете? Чем отличаются локальные сети от глобальных?
Задание в сервисе "Моя школа": Найти в электронном учебнике или дополнительных материалах определение локальной сети и привести примеры. (Проверка понимания базовых понятий).
III. Изучение нового материала (20 мин):
Глобальная сеть Интернет: Объяснение структуры Интернета (узлы, каналы связи, протоколы). Использование интерактивной доски или презентации из ресурсов "Моя школа". IP-адреса: Объяснение понятия IP-адреса, его роли в маршрутизации данных. Демонстрация поиска собственного IP-адреса с использованием онлайн-сервиса "Моя школа"
Разъяснение различий между IPv4 и IPv6 (кратко). Большие данные (Big Data): Объяснение понятия больших данных, источников их возникновения, применения и проблем, связанных с обработкой. Использование видеоролика или презентации из ресурсов "Моя школа" для наглядности. Обсуждение этических аспектов использования больших данных.
IV. Практическая работа (20 мин):
Задание 1: Используя сервис "Моя школа", найти информацию о различных протоколах, используемых в Интернете (например, HTTP, FTP, SMTP). Кратко описать их назначение.
Задание 2: С помощью онлайн-сервиса (ссылка в "Моя школа") определить географическое расположение по IP-адресу. Обсудить ограничения и возможности такого определения.
Задание 3: Найти в интернете (с помощью поисковой системы, доступ к которой возможно через "Моя школа") примеры применения больших данных в различных областях (медицина, маркетинг, транспорт). Представить результаты в виде краткого отчета.
V. Закрепление (10 мин):
Фронтальный опрос: Вопросы по пройденному материалу.
Задание на дом: Подготовить презентацию на тему "Будущее Интернета" с использованием ресурсов "Моя школа".
VI. Домашнее задание: Подготовить презентацию на тему "Будущее Интернета" с использованием ресурсов "Моя школа".
Тема: Информационная безопасность
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием информационной безопасности.
2. Рассмотреть основные угрозы информационной безопасности.
3. Изучить методы и средства защиты информации.
4. Развить навыки безопасного использования информационных технологий.
Оборудование:
- Компьютер или интерактивная доска
- Презентация по теме урока
- Раздаточный материал с основными понятиями и терминами
Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №70 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
- Объявление темы и цели урока.
2. Актуализация знаний (10 минут)
- Вопросы для обсуждения:
- Что такое информация?
- Какие виды информации вы знаете?
- Почему важно защищать информацию?
- Краткое объяснение важности информационной безопасности.
3. Изучение нового материала (25 минут)
- Понятие информационной безопасности
- Определение информационной безопасности.
- Три аспекта информационной безопасности: конфиденциальность, целостность, доступность.
- Основные угрозы информационной безопасности
- Виды угроз: вирусы, хакеры, спам, фишинг и др.
- Примеры реальных случаев нарушения информационной безопасности.
- Методы и средства защиты информации
- Программы-антивирусы.
- Пароли и их сложность.
- Шифрование данных.
- Резервное копирование.
- Принципы безопасного поведения в сети Интернет:
- Не открывать подозрительные ссылки.
- Не скачивать программное обеспечение с ненадежных источников.
- Не передавать личную информацию (логины, пароли) по электронной почте.
4. Практическое задание (15 минут)
- Учащиеся работают в группах, обсуждают возможные угрозы информационной безопасности и представляют методы их предотвращения.
- Пример задания: "Представьте, что вы IT-специалист в компании. Как вы будете защищать данные сотрудников и клиентов?"
5. Подведение итогов (5 минут)
- Обсуждение результатов практического задания.
- Вопросы на закрепление материала:
- Что такое информационная безопасность?
- Назовите основные угрозы информационной безопасности.
- Какие методы защиты информации вы запомнили?
6. Домашнее задание (5 минут)
- Написать сочинение на тему: "Как я защищаю свою информацию в Интернете".
- Подготовить сообщение о реальном случае нарушения информационной безопасности (по выбору).
Тема: Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц
Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с основами информационной безопасности в контексте веб-разработки.
2. Рассмотреть типичные угрозы и меры защиты информационных объектов на веб-страницах.
3. Научить применять базовые практики безопасности при создании веб-сайтов.
Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №71 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Рекомендации OWASP по безопасности
- Учебник по основам веб-разработки
План урока:
1. Введение
- Обозначение важности информационной безопасности при создании веб-страниц.
- Обсуждение актуальности темы в современном мире, примеры последствий пренебрежения безопасностью.
2. Основные понятия информационной безопасности
- Конфиденциальность: защита данных от несанкционированного доступа.
- Целостность: обеспечение корректности и точности данных.
- Доступность: обеспечение своевременного и надежного доступа к данным для авторизованных пользователей.
3. Типичные угрозы безопасности веб-страниц
- SQL-инъекции: хакерские атаки, использующие уязвимости в пользовательских вводах для выполнения злонамеренных SQL-запросов.
- Межсайтовое скриптирование (XSS): интеграция вредоносных скриптов в веб-страницы для кражи данных пользователя.
- Межсайтовая подделка запроса (CSRF): принуждение пользователя выполнить нежелательные действия на доверенном сайте.
4. Основные методы защиты
- Валидация и экранирование пользовательского ввода: предотвращение SQL-инъекций.
- Использование Content Security Policy (CSP): снижение опасности межсайтового скриптинга.
- Использование методов аутентификации и авторизации: предотвращение несанкционированного доступа.
- Регулярное обновление ПО и использование безопасного кода: поддержание систем в безопасном состоянии.
5. Практическая часть
- Задание: реализовать простую форму на веб-странице и защитить ее от SQL-инъекций.
- Совместный разбор примера использования CSP в HTML-документе.
6. Подведение итогов
- Повторение ключевых аспектов информационной безопасности.
- Обсуждение, как применять полученные знания на практике.
- Обратная связь от учащихся.
7. Домашнее задание
- Подготовка краткого реферата на тему: "Современные угрозы безопасности веб-сайтов и способы их предотвращения".
Заключение
- Каждый учащийся должен понимать важность и необходимость обеспечения информационной безопасности при создании веб-ресурсов, а также знать базовые методы ее обеспечения.
Тема: Виды деятельности в сети Интернет
Цели занятия:
1. Изучить различные виды деятельности, доступные в интернете.
2. Осознать положительные и отрицательные стороны активности в сети.
3. Научиться безопасно и эффективно использовать интернет-ресурсы для различных целей.
Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №72 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Цифровая грамотность
План урока:
1. Введение
- Краткое обсуждение о значимости интернета в современной жизни.
- Вопрос к классу: какие виды деятельности в интернете они знают?
2. Основные виды деятельности в интернете
- Поиск информации: поисковые системы (Google, Яндекс), академические архивы.
- Общение и социальные сети: мессенджеры (WhatsApp, Telegram), социальные сети (ВКонтакте,).
- Электронная почта: Gmail, Mail.ru, использование для деловой переписки.
- Онлайн-покупки: маркетплейсы (Ozon, AliExpress), интернет-магазины.
- Развлечения: потоковое видео (YouTube, Netflix), музыка (Spotify), онлайн-игры.
- Образование и саморазвитие: онлайн-курсы (Coursera, Khan Academy), вебинары.
- Финансовая деятельность: онлайн-банкинг, электронные кошельки (PayPal, QIWI).
3. Положительные и отрицательные стороны интернет-деятельности
- Положительные:
- Доступность информации и ресурсов.
- Возможности для обучения и профессионального роста.
- Упрощение общения и бизнеса.
- Отрицательные:
- Риски столкнуться с дезинформацией и фейковыми новостями.
- Проблемы кибербезопасности: вирусы, мошенничество.
- Влияние на психическое здоровье: зависимость, негативные социальные воздействия.
4. Безопасность и этика в интернете
- Правила безопасного поведения онлайн: защита личных данных, пароли.
- Нормы этичного поведения: уважение к другим пользователям, авторским правам.
- Настройка конфиденциальности и безопасности в социальных сетях.
5. Практическая часть
- Задание: Проведение безопасного поиска информации по заданной теме с использованием поисковых операторов.
- Обсуждение примеров защиты от фишинговых атак.
6. Подведение итогов
- Обсуждение, какие виды деятельности понравились больше, почему важно соблюдать безопасность.
- Обратная связь от учащихся: что нового узнали, что было наиболее полезным.
7. Домашнее задание
- Провести исследование: "Одно важное открытие, которое интернет принес в мою жизнь", оформить в виде поста для блога.
Заключение
Урок помог учащимся познакомиться с разнообразием интернет-ресурсов и видов деятельности, а также осознать важность соблюдения безопасности и этики в сети.
Тема: Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов.
Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с понятием облачных технологий и их преимуществами.
2. Изучить функциональные возможности онлайн-офисов.
3. Научить использовать облачные сервисы для совместной работы с документами.
Электронный цифровой образовательный ресурс:
- Урок информатики №73 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»
- Справка Google Документов
План урока:
1. Введение
- Обсудить с учащимися, что они знают о "облачных технологиях".
- Объяснить, что представляет собой облачное хранение данных и его значение в современном мире.
2. Основные понятия облачных технологий
- Облачные вычисления: предоставление вычислительных ресурсов через интернет.
- Облачное хранилище: удаленное хранение данных, доступное через интернет (например, Google Drive, Dropbox).
- Преимущества облачных технологий:
- Доступность данных из любого места и в любое время.
- Возможности для совместной работы.
- Снижение необходимости в мощных аппаратных средствах.
3. Онлайн-офисы и их возможности
- Примеры популярных онлайн-офисов: Google Workspace (Docs, Sheets, Slides), Microsoft Office 365 (Word Online, Excel Online).
- Основные функции:
- Создание и редактирование текстовых документов.
- Совместная работа в реальном времени.
- Комментирование и оставление замечаний.
- Ведение общих таблиц и презентаций.
4. Практическая работа с Google Документами
- Регистрация и создание аккаунта Google, если не сделано ранее.
- Создание и форматирование документа:
- Добавление текста, изображений, таблиц.
- Использование стилей и форматов.
- Совместная работа:
- Поделиться документом с одноклассниками.
- Совместное редактирование и комментирование.
5. Вопросы безопасности при использовании облачных технологий
- Защита доступа к аккаунту: сложные пароли, двухфакторная аутентификация.
- Безопасное хранение и резервное копирование данных.
- Понимание прав доступа к документам: общедоступный, по ссылке, доступ по приглашению.
6. Подведение итогов
- Повторение основных преимуществ и возможных рисков облачных технологий.
- Обсуждение опыта использования онлайн-офисов в процессе урока.
- Вопросы и обсуждение полученного опыта.
7. Домашнее задание
- Создать проектный документ в Google Документах по теме "Моя любимая книга" и пригласить учителя для проверки.
Заключение
Учащиеся познакомились с базовыми концепциями облачных технологий, изучили возможности онлайн-офисов и научились безопасно и эффективно использовать их для создания и совместной работы с документами.
Тема :Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней» и «Работа в информационном пространстве». Проверочная работа
Урок информатики №74 из каталога цифрового образовательного контента ЦОС «Моя школа»