Дата: 21.04
Класс: 7
Урок:
Тема урока: «Рапсодия в стиле блюз». Джаз и европейский симфонизм.
Тип урока- углубление и расширение знаний.
Форма урока- традиционная.
Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 7 класса, аудиозапись, видеофрагменты, презентация, портрет композитора.
Планируемы результаты:
Предметные.
Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)
Познакомить детей с новыми понятиями: ждаз, блюз.
Личностные.
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметные
Самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные УУД
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Познавательные УУД
понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке.
Регулятивные УУД
самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы.
Коммуникативные УУД
устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
В моей голове столько мелодий,
что не хватит и ста лет,
чтоб записать их все на бумаге».
Дж.Гершвин.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Д.Гершвина
Приветствие.
Инструктаж техники безопасности на уроке.
Актуализация
В разгаре ХХI век! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?
-В начале урока звучало произведение, Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?
- Это «Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» американского композитора Джорджа Гершвина.
- В каком стиле написано это произведение?
- В стиле «джаз».
- Ребята, изучая тему «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» хотелось бы обратиться к одному из великих наших современников .
С творчеством, какого композитора мы продолжим знакомство? И музыкой какого направления ?
- Джордж Гершвин (показ портрета). На самом ли деле он был первым и, пожалуй, единственным, кто сумел соединить, казалось бы несоединимые стили: джаз и европейскую симфоническую музыку. Постараемся дать ответы на эти вопросы.
3.Работа по теме урока.
-Нияра напомнит, что мы знаем о Джордже Гершвине из урока «В музыкальном театре. Мой народ американцы»
Дж. Гершвин, сын эмигрировавшего из России в 1890 году Якова Гершовица, родился в 1898 г в Нью-Йорке. Здесь протекала большая часть его жизни. Музыкальный быт Нью-Йорской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Больше и чаще других на улицах звучали песни афроамериканцев, необычные, ещё сохранившие связи с первобытным искусством Африки.
Музыкальное образование носило случайный характер. В 15 лет он стал продавцом в музыкальном салоне. В его обязанности входило играть и напевать, чтобы то, что он показывал – продавалось. А уже с 18 лет Джордж Гершвин стал композитором. «Я родился под знаком Саксофона. Джазовые ритмы, интонации негритянских песен, гармоний – всё это меня безумно привлекало, и всё это я с жадностью впитывал в себя.»- говорил ДЖ. Гершвин.
В 20-е годы к нему пришел настоящий успех. О Джордже Гершвине всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах.
Спасибо Нияра . Ребята, а что такое Джаз?
- Это целая музыкальная противоречивая культура. Джаз – появился среди афроамериканцев, быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 гг. джаз стал серьезным искусством.
В джазе существует три компонента:
а) ритм особый свинг (качание);
б) гармония;
в) импровизация.
-Назовите основные жанры джаза.
-Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.
Итак, джаз – это простенькая музыка африканских народов. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?
-Ребята скажите, что такое симфония?
-Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.
-В какой форме написана симфония?
-Эта симфония написана в сонатной форме. Мы знаем, что эта форма основывается на сопоставлении и развитии 2-х тем, как правило, контрастных и состоит из 3-х разделов. Применяется эта форма, чаще всего, в инструментальных произведениях.
Как видите, для раскрытия сложной музыкальной драматургии Бетховен обращается к классической Сонатной форме. Переходим к главному произведению урока - к «Рапсодии в стиле блюз».
Рапсодия - греческое слово “rhapsodia” означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы-рапсоды.
Главы рапсодий исполняли нараспев, аккомпанируя себе на кифаре или лире.
-Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?
Я решил участвовать в конкурсе под названием: «Что есть симфоническая музыка?». Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его роль. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и в его основе должны лежать только танцевальные ритмы. Я решил разбить это ошибочное представление. Я писал очень быстро. В голове рождался замысел Рапсодии. Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху. Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений. Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!
Слушание «Рапсодии в стиле блюз» Разбор произведения:
- инструменты/оркестры/; инструменты джазового оркестра
- лад, гармония;
Главный музыкальный образ
/музыкальные средства выразительности,.
В основе произведения слышится 4 темы:
Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует.
Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются нам как сгусток упругой энергии, как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень, и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз. СИМФОДЖА́З (англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.
Я…….. из музыкальной литературы узнала, что Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыку «чёрного населения» Америки. Он сочинил музыку не только к опере, чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы, песни Гершвина с их запоминающимися мелодиями. «Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20-го века. И конечно никто не останется равнодушным к мюзиклу «Американец в Париже». Разрешите Ваша честь посмотреть фрагмент.
5. Физминутка. «Хлопай в такт» Дж. Гершвина
6. Вокально-хоровая работа .
Распевка
Работа над песней.
Работа в группах. Взаимопроникновении стилей «Л» и «С»
7 Итог урока.
-Мне показалось, что Джордж Гершвин сделал классическую музыку намного богаче. Симфоническая музыка зазвучала «по-американски», стильно.
Учитель –Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
Ответ: Конечно, будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
Учитель -Можно ли её назвать классикой?
Ответ 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна. Гершвин осторожно синтезировал джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм.
Учитель- Да, искусство джаза Джорджа Гершвина действительно гениально, самобытно, современно. Гершвин «всегда верил в свою звезду». Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой проблемой и ваше творчество сподвигло нас с вами на создание этого урока.
8. Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал