Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Белоусова Валентина Петровна |
Предмет | Музыка |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 2 класс - 8 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Е.Д. Критская |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Комбинированный урок |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Класс небольшой, активный. Отношение к учебе положительное. Любят новизну и необычность в предмете. Работают с желанием. Хорошо поют, любят слушать музыку и рисовать сижеты на прослушанные произведения. |
Цели урока/ занятия | Создать условия для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре. |
Задачи урока/ занятия | - формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. - познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и звучания (тембров); - обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом; - воспитывать музыкальный вкус. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Актуализируют знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра, их особенностях и внешнем виде инструментов, Приобретут знания об устройстве и звучании (тембров) инструментов. Закрепят изученный материал. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Создание благоприятной, позитивной атмосыеры,настрой на рабочий лад | 3 мин. | «Поздороваемся ладошками» | заимствованный | Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Ученики должны «Поздороваемся ладошками!» | -Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью). | Коммуникативные. Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия. | Социальная. Данная технология формирует способность управлять проявлениями своих эмоций. | Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается на достижении поставленных целей и задач урока. |
| Вхождение в тему | Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения | 3 мин | «Путешествие на машине времени» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Запись музыкальных произведений | Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в 19 век и послушать удивительную музыку. (Звучит симфоническая музыка) Попробуем определить какие музыкальные инструменты создают эту неповторимую музыку. Дети после прослушивания произведения называют «узнанные» музыкальные инструменты. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать цель; умение осознанно строить речевое высказывание | Технология АМО формирует у учащихся умения находить необходимую информацию, формулировать цель, делать умозаключения. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей. |
| Определение ожиданий и опасений | Концентрация внимания, создание психологически-комфортной обстановки | 3 мин | «Фруктовый сад» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. | Каждый из вас сейчас чувствует определенные эмоции и настроения, вы чего- то ждете от урока. Кто -то хорошее, кто то и не очень. Давайте попробуем передать наши настроения с помощью фруктов, растущих на этих деревьях. Яблоки - это ожидания чуда встречи с чем -то необычным и прекрасным, лимоны - опасения и тревога, которые по каким- то причинам вас не отпускают. | Личностные Формируется способность установления связи между целью урока и её мотивом. Формируется позитивная моральная самооценка и чувства. | | Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (обсуждение д/з) | Повторение и закрепление знаний, выработка умений работать самостоятельно | 3 минут | «Пять шляп» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Контроль и коррекция ЗУН Заранее готовятся шляпы разных цветов: синяя, белая, желтая, красная, зеленая. Повторить понятия Участникам раздаются разноцветные шляпки на которых написаны виды средств музыкальной выразительности. Задача: быстрее и точнее подобрать к перечисленным видам средств выразительности подходящие слова – образы: «душа музыки», «краски музыки», «музыкальное время», «сила звучания», «движения музыки». РИТМ _____________________________ ТЕМП _____________________________ МЕЛОДИЯ _____________________________ ДИНАМИКА _____________________________ ТЕМБР ________________________ . | | Познавательные, включая общеучебные и логические перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата; Коммуникативные понимать другие позиции (взгляды, интересы). | Технология АМО формирует у учащихся умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. | На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. |
| Инпут (интерактивная лекция) | Сообщение нового материала | 15 мин | «Чистая доска» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Сообщение нового материала Презентация к уроку. Работа строится по слайдам презентации В разных концах школьной доски, в произвольном порядке расположены рисунки к симфонической сказке «Петя и волк», но скрытые от глаз детей (перевернутые). По ходу презентации, слайд за слайдом открываются картинки и выстраивается сюжет сказки и материала урока. | Ребята, по ходу презентации, вы будете открывать картинки, скрытые от ваших глаз сейчас и «строить» сюжет сказки. | Личностные: - умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания. Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации Регулятивные: умение применять полученные знания на практике Познавательные: умение ориентироваться в понятиях | Информационная Учебно-познавательная АМО формирует у ребёнка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения учитывать разные точки зрения и приходить к общему правильному решению. | На данном этапе каждому учащемуся предоставляется возможность высказать своё мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, что является необходимым компонентом для достижения целей урока. |
| Проработка темы | Усвоение нового материала, практическая работа | 10 минут | «Ромашка» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Изготовленная из разноцветной бумаги ромашка. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. | Ребята, сейчас попробуем ответить на вопросы, которые приготовила для вас ромашка. Вы подходите к ромашке, она отдает вас свой лепесток, но за это вы должны ответить на ее вопрос. Можно отвечать сразу, можно немного подумать. Главное – правильно ответить, что бы не обидеть ромашку. Если ромашка будет не согласна с вашим ответом, то она вправе будет отдать свой лепесток другогму | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и группой. | Учебно-познавательная АМО формирует способность оценить свои знания и применить их на практике. Коммуникативная Данная технология способствует формированию умения работать внутри малой группы, учитывать мнения участников группы. Социальная Учит управлять проявлениями своих эмоций. | На данном этапе учащимся предоставляется возможность практически применить свои знания, проявить активную деятельность. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости | 3 минуты | «Земля, воздух, огонь и вода» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду | Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду | Личностные Формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства. | Социальная Данная технология формирует способность владения развитыми формами игровой деятельности. | Позволяет учащимся снять напряжение и усталость, а значит позволит учащимся продолжить познавательный процесс. |
| Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 5 минут | «Ресторан» | Заимствованный, но измененный и адаптированный | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов. | Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Вам понравилось это блюдо (урок)… - Больше всего мне понравилось… - Я почти все съел (почти все понял)… … - Пожалуйста, добавьте (хочу еще что то узнать)… | Регулятивные Формирует у учащихся умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Личностные Формируется позитивная самооценка. | | У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учёбную деятельность. |