Урок-экскурсия для учащихся младших классов
Тема: «Чудеса рядом»
Цель:
Воспитательная: Воспитание эстетической культуры, умения видеть и ценить прекрасное.
Развивающая: развитие интереса к русским игрушкам,
Обучающая: знакомство с видами глиняной народной игрушки.
Обучение простым приемам росписи шаблона дымковской игрушки.
Материалы и оборудование: музейная экспозиция в кабинете ИЗО, презентация «Чудеса рядом», шаблоны игрушек, фломастеры.
Зрительный ряд: жбанниковские, дымковские, калининские, абашевские игрушки, работы воспитанников студии.
В центре кабинета на столе, украшенном вышитыми полотенцами, стоят русские глиняные игрушки. Столы для учащихся расположены по бокам кабинета, напротив музейной экспозиции с глиняными игрушками и доски с рисунками учащихся по мотивам росписи игрушек. На экране воспроизводится показ презентации.
Ход занятия:
1. Вводная беседа ( 3 мин.)
Под музыку: «Я на горку шла» учащихся 5классов приглашают в кабинет экскурсоводы и предлагают сесть вокруг центрального стола, на котором размещена экспозиция с народными игрушками.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Знаете ли вы, что находится в этом кабинете?
Это кабинет студии народного творчества. Сегодня мы вас пригласили в наш небольшой музей на экскурсию. Мы назвали экскурсию «Чудеса рядом» совсем не случайно. Посмотрите вокруг, здесь уютно и красиво. Стены украшают работы детей, в шкафах стоят игрушки, вылепленные ребятами нашей студии. Предлагаю послушать наших экскурсоводов, они вам расскажут о чудесных русских игрушках, которые зародились много веков назад и живы до сих пор.
У
ченик 1:
Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится,
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту.
Это –птица непростая,
Расписная, золотая.
Просто диво, безделушка, а зовут ее ….. (народная игрушка)
Посмотрите внимательно, у нас в шкафу много разных игрушек.
-Все ли они одинаковы?
-Кто из вас знает название какой – либо игрушки?
-Я расскажу вам о самой маленькой игрушке – жбанниковской. Назвали ее так по названию деревни, в которой ее слепили. В деревне Жбанниково и Рыжухино долгими зимними вечерами лепили сотни свистулек. Их называли «мелочь» или «товарняк». Игрушка мала и должна была уместиться в маленькой ручонке ребенка. Туловище у всех одинаковое и отличаются игрушки только рогами. Роспись очень простая – краской одного цвета. Рога и ушки, свисток и бока покрывают пятнами яркой краски.
Учитель:
-Запомнили, о каких игрушках вам сейчас рассказали?
-Чем они отличаются?
-Потрогайте игрушки, передавая друг другу, вот они какие необычные, мелкие, но красивы своей простотой.
Ученик 2
А
я вам расскажу об игрушке, которая напоминает небольшую скульптуру. Ее родина – Пензенский край. Лепили зимними вечерами из местной глины игрушки в основном мужчины. Секрет лепки и обжига передавался из поколение в поколение. В игрушках очень необычных, c вытянутой горделиво шеей можно узнать разных животных, а можно увидеть и барынь, всадников и городовых. Красили игрушки масляными красками, золотили рога и копыта, налепы на груди. Готовые игрушки развозили продавать по окрестным селам Пензенского края.
Ученик 3.
Русский народ придумал очень много красивых и нужных игрушек. А в честь одной из них даже весенний праздник Свистунья. Перед вами на столе стоит много игрушек. Найдите среди них самые белоснежные, самые яркие, самые нарядные и праздничные. Кто знает, как называются эти игрушки?
Правильно, это дымковские игрушки. Они наиболее яркие, наивные и забавные, отражают многие стороны окружающей жизни.
Р
одились эти игрушки в селе Дымково, что стоит на правом низком берегу реки Вятки, поэтому ее еще зовут вятской и кировской игрушкой.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
К весеннему празднику Свистунья лепили множестао игрушек. Праздник проводился в начале весны. В город Киров, недалеко от Дымковской слободы», съезжались жители окрестных деревень и привозили свои игрушки. Кого только не встретишь на этой ярмарке: нарядные барыни, индюки, свистульки уточки, петушки, козлики, барашки, коровки, сюжетные композиции.
Дымковская игрушка жива и сегодня, продолжая радовать нас своей красотой.
Ученик 4.
А
я вам расскажу про калининскую игрушку. Родиной калининских игрушек считают город Торжок. Эти игрушки очень интересны по внешнему виду. Лепят, обычно, птиц: уточек, совушек, гусей, лебедей и т. Некоторые игрушки свистят, некоторые служат для украшения дома. Способ лепки прост, но рельефные украшения – капельки, чешуйки, оборки и яркая роспись делают их неповторимыми. Расписывают игрушки капельками и горошками очень яркими красками. Поэтому они такие нарядные.
Учитель:
Теперь, когда вы познакомились с такими замечательными игрушками, я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка»: я покажу игрушку, а вы ее назовете (закрепление знания просмотренных игрушек).
2.Практическая работа.
На нашей экскурсии мы предлагаем вам тоже стать мастерами. Конечно, чтобы слепить игрушку, надо много учиться, но вот раскрасить силуэт игрушки каждому под силу. Сначала надо раскрасить носик, ушки, рога и копытца животных. Затем придумать свой простой узор и украсить им бока и шею игрушки. У вас на столе есть шаблоны игрушек и образцы узоров. Вы можете ими тоже воспользоваться.
Есть одна особенность, у дымковской игрушки шейка не покрывается узором высоко, белого чистого цвета должно быть много. Удачи вам в создании красоты. Мои помощники - экскурсоводы помогут вам.
3.Подведение итогов: сказать о своей игрушке несколько прилагательных: «Моя игрушка….