СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект экскурсии по музею «Родная старина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».Данный урок ориентирован на детей от 3 лет и учащихся 1-11 классов, т.к. это самый продуктивный возраст для изучения своей малой Родины.

Шпилькова Татьяна Николаевна – учитель, педагог дополнительного образования МБОУ Гремячевской школы №1

Просмотр содержимого документа
«Конспект экскурсии по музею «Родная старина»»

Конспект экскурсии по музею «Родная старина»

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Данный урок ориентирован на детей от 3 лет и учащихся 1-11 классов, т.к. это самый продуктивный возраст для изучения своей малой Родины.

Шпилькова Татьяна Николаевна – учитель, педагог дополнительного образования МБОУ Гремячевской школы №1


Цель: 

  • формирование духовной культуры подрастающего поколения через организацию экскурсионной деятельности;

Задачи:

  • познакомить с историей села, с предметами русского народного быта и обычаями односельчан, существовавшими в старину;

  • воспитывать уважение и гордость к людям труда — умельцам и мастерами села Гремячево;

  • воспитывать любовь к своей большой и малой родине; 

  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка;

  • развивать память, любознательность, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа:

  • знакомство с экспонатами музея, заучивание текста группой экскурсоводов, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Методы:

  • игровой: направлен на развитие у дошкольников и школьников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Оборудование: все экспонаты музея.

Пополнение словарного запаса:

  • экспозиция, экспонаты и т.д.


Ход экскурсии:


Учитель:

- а вы помните правила поведения в музее? Давайте их назовём.

Ответы детей: (Дети вспоминают правила поведения в музее)

Учитель:

- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?

Ответы детей: экскурсовод.

Учитель:

- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово моим помощникам (экскурсоводу 1,2,3,4,5) учитель представляет детям экскурсоводов.

Экскурсовод №1:

Внимание! Внимание!

В музее всё готово!

Билеты покупаются

За вежливое слово!

Ребята, чтобы пройти в музей сначала нужно купить билеты. Вместо денег – вежливое слово. (покупают)

Учитель:

Итак, музей школы работает в сфере дополнительного образования с 1985 года, а 2006 году музей получил статус краеведческого музея «Родная старина». Школьный музей направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея ведется большая краеведческая работа.


Экскурсовод №1:

Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Учитель:

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших предков, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об истории возникновения нашего поселка, об экспонатах музея, об устройстве жилища гремячей старинного времени.

 Гости входят в русскую избу.

Экскурсовод №2:

  Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Русскую избу»!

   До сего дня бытуют среди местного населения легенды и предания, которые приоткрывают завесу над тайной возникновения Гремячева и Казанской приходской церкви. Так или иначе, они перекликаются друг с другом и связаны с именем царя Иоанна Васильевича IV Грозного (1530-1584), который с войском проходил этими краями в лето 1552 года, направляя свой путь на покорение Казани. Внимание царя и его ратников привлёк шум ручейков, журчавших по всей округе. Они не просто струились из-под земли, а звонко, мелодично гремели, оживляя природу и радуя слух людей. Понравилось это место царю, и повелел он назвать его Гремячевым.
Это, пожалуй, одно из самых распространённых народных сказаний.

   Во время похода ему было видение Божией Матери «Казанская». С этим событием, судя по всему, связано ещё одно гремячевское сказание: будто царь, проезжая Гремячево, посетил деревянную маленькую церквушку и дал на церковные нужды большой денежный вклад. Он распорядился построить на этом месте новый храм и освятить его как храм Казанской Божией Матери. Но точной даты возникновения этого храма не знает никто, и когда он был построен — неизвестно.

Учитель: Быт крестьянства оставался неизменным. Главным, что объединяло уклад всех сословий, была православная вера.

Церковь предписывала определенный порядок, который строго соблюдался. В установленные часы нужно было совершать молитву, идти на службу в церковь.

- Что же представляет собой наш музей?


Экскурсовод №3(демонстрация экспоната)

Наш музей – это экспозиция русской избы.


Учитель: Почему же именно изба? Да потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?


Ответы детей: Избы рубили топорами из дерева.

Экскурсовод №3:

Обеспеченные люди нашего поселка жили в деревянных и каменных хоромах. Окна в домах закрывали слюдой, реже стеклом. Люди победнее довольствовались деревянными избами, окна в избе затягивались бычьим пузырем.

Население гремячей отличалось крепостью семейных устоев, родственных связей (в одном доме могли жить 3-4 семейные пары), было немало многодетных семей.

Учитель: Знаете, что на Руси называлось избой?

Изба – это теплая половина дома с печью, название происходит от слова «истопка».

  Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели).

В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой — его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

- А что нужно устроить в доме прежде всего?

Отгадайте загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое,

Сесть на нее сядешь,

А не везет.

Ответы детей: Печь.

Экскурсовод №4 (демонстрация экспоната)

Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «Плясать от печки», что означало начать с главного.

Печь использовали для отопления помещения, для приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Она была большой и долго сохраняла тепло. Самое жаркое место в печи, где готовилась пища, называлось «горнило». Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Если заболел ребенок, то самым эффективным способом лечения считалось парение в печи.

Совершали обряд «перепекания» младенца: ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке делала Баба Яга с Иванушкой. Поэтому на ней любили спать старики и дети. Не зря в старину говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать родная».


Учитель: Да, печь выполняла много функций. Самая главная – приготовление пищи.

Отгадайте загадку:

Книзу узок, верх широк. Не кастрюля …. (демонстрация экспоната)


Ответы детей: Чугунок.


Учитель: (демонстрация экспоната)

Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна, который мог выдержать любой огонь. А с помощью чего помещали чугунок в печь?


Ответы детей: Ухват.


Экскурсовод №5 (демонстрация экспоната)

Рядом с печью стоит сват

— злой да рогатый ухват!

Все из печи он хватает,

да на стол скорее ставит.

Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла.


Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. С помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел вслед за ним домовой, необходимо было загородить печь ухватом.


Экскурсовод №1 (демонстрация экспоната)

По диагонали от печи в избе находился красный угол.

Название «красный» означает красивый, светлый.

Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому и называют его святым. Красный угол старались держать в чистоте. Икону украшали вышитыми полотенцами - «рушниками».

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. В красном углу находился стол. За трапезой собиралась большая семья. Отец перед образами творил благодарственную молитву.

Красный угол – самое почетное место в доме, согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся и только потом здоровался с хозяевами.

Сажая гостя в красный угол, говорили:

 «Встречай не с лестью, а с честью».

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.


Учитель: (демонстрация экспоната)

Отгадайте загадку:

Если я пуста бываю, про тебя я забываю.

Но когда несу еду, мимо рта я не пройду.


Ответы детей: (Ложка)

Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (демонстрация экспоната). А мастера умельцы расписывали их, у царя была такая – из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей!

В красном углу вдоль стола стояли лавки и скамейки.


Экскурсовод №2 (демонстрация экспоната)

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы,

а скамья была снабжена ножками, ее передвигали.

Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее.


Отгадайте загадку:

На столе живет толстячок — подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит.

Ответы детей: Самовар

(демонстрация экспоната)


Самовар считается символом русского гостеприимства, потому что русские люди очень любили пить чай из самовара, когда за столом собиралась вся семья.

Интересно, что самовар появился после того, как в Россию из Азии был завезен чай. Еще некоторое время чай считался лекарственным напитком.

Повседневным напитком на русском столе считался сбитень, когда в горячую воду добавляли мед и пряности.

Позже чай почти полностью вытеснил сбитень и стал основным напитком на столах в русских семьях.

А чтобы напиток не остывал, в трубу самовара накладывали горячие угли.


Экскурсовод №3(демонстрация экспоната)

Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды, украшений, а также для ценной столовой утвари. Сундуки, зачастую украшенные росписью и закрывали на замок, в нескольких местах их обивали железными полосами.


Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.


Учитель:

Отгадайте загадку:

То назад, то вперед,

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.


Ответы детей: Утюг.

Учитель: (демонстрация экспоната)

Правильно, это утюг.


Экскурсовод №4

Первым «утюгом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на какой – нибудь поверхности. Придавливали этим камнем до тех пор, пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в VII веке, чтобы гладить шелк.

А на Руси сухое белье или одежду наматывали на валик (цилиндрической формы деревянный каток) и водили по нему рифленой доской — рубелем, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке. (демонстрация экспоната)

Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. В доме их было два или несколько, одним гладили белье, а другой нагревали.


Экскурсовод №5 (демонстрация экспоната)

У русских людей было немного одежды. Одежда в жизни наших предков имела очень большое значение, по ней можно было узнать про человека практически все. Как говорится — «Встречают по одежке, провожают по уму».

Маленькие дети древних славян были одеты одинакова, как девочки, так и мальчики, она не имела половых различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.

Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом не приличия. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, её возраст, семейное и классовое положение.

В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду, в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2 косы, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок.


Учитель: (демонстрация экспоната)

В каждом доме обязательно были прялки и ткацкий станок. Когда заканчивалась работа в поле, начиналась работа в доме. Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Они затем ткали или вязали одежду на прялке и при помощи веретена. Первейшей обязанностью женщины, помимо пищи, было обшивание всех членов семьи. Одежду домотканую – льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду надо было сначала напрясть нити.


Экскурсовод №1

Лен мяли, трепали и чесали. В результате всех подготовленных работ получали кудель (демонстрация экспоната) -

это пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратить в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их вот и получалась нить. Для того чтобы спрясть нитки из пуда подготовленного волокна, требовалось 955 часов.

Учитель: Ребята, а кто знает, что такое пуд?

Ответы детей: 16 кг, 300 грамм.


Экскурсовод №2

Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам. В этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным событием в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Прядение – работа трудная и долгая. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом (демонстрация экспоната) – его приводили в в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама» - вытягивать и скручивать волокна можно было обеими руками – работа шла быстрее, а нить получалась лучше. Всю осень и зиму вплоть до Масленицы они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению.


Экскурсовод №3

Ткачество – эта работа требовала много внимания, сноровки и трудолюбия. Полотно выходило нешироким – всего 37 сантиметров, его требовалось довольно много, чтобы хватило на всю семью – ведь снова она взяться за работу только следующей зимой.

Осенью, зимой и весной трудились девицы – мастерицы. Чтобы толк от работы был, чтили Пасху, Рождество, а еще чтили день Параскевы – Льняницы (Параскевы – пятницы по-другому). Крепко помнили, что раз в год на пятницу нельзя прясть, ни в доме кудель иметь. Параскева – Льняница покровительница льна.

В нашем музее тоже есть ткацкий станок (демонстрация экспоната) – это приспособление, которое помогает вручную создавать интересные напольные дорожки (половики). Изготавливали ткацкий станок своими руками в домашних условиях.

Ткали чаще всего из старых матерчатых вещей, которые отслужили свой срок. В качестве основы использовали крепкие прочные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у славян были популярными в IX в.- Иногда использовали для ткачества ковриков отходы льна, солому. Такие изделия клали обычно у самого входа в избы.


Экскурсовод №4(демонстрация экспоната)

Ну, а здесь смотрите сами: косарь, ключ, весы, серпы и лампы, одним словом, домашняя утварь. — Жилые помещения славян традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге — жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX — начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Принцип действия лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух подходил снизу. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло — для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра. Чтобы керосин сгорал ровным пламенем, фитиль в верхней части немного подрезают острыми ножницами, убирая ту часть ткани, от которой поднимается вверх коптящий «язычок».


Экскурсовод №5(демонстрация экспоната)

Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.


Экскурсовод №1 (демонстрация экспоната)


Кузовок – это старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора садовых ягод и грибов. Кузовки бывают разные: из ивовых прутьев, плетенки из бересты.

Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка, берёсты или пеньки.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».


Экскурсовод №2 (демонстрация экспоната)


Главным занятием гремячей были земледелие и скотоводство. Лесное богатство позволяло вести также смолокуренный промысел – смолокуренные заводы располагались на правом берегу реки Теши.

Гремячевские кустари – валяльщики зимней обуви – славились не только в своем селе, но и далеко за его пределами. Были среди сельчан ткачи, талантливые плотники, искусные мастера резьбы по дереву, чем и сегодня известны они как в округе, так и в столице.

Учитель: По окончании экскурсии хочется спросить:

- Как называется музей?

Ответы детей: «Родная старина»

Учитель:

- Что нового вы узнали из нашего рассказа?

Ответы детей:

Музей хранит нашу историю. Экспонаты, которые хранятся в музее собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Учитель:

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Ответы детей: (демонстрация экспоната)

Учитель:

А теперь небольшая викторина для знатоков:

  1. Что устраивали в доме в первую очередь? (Печь)

  2. Как называлось самое святое место в доме? (Красный угол)

  3. Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (Ухват)

  4. Назовите простейшую машину для ручного вязания? (Прялка)

  5. В каком году Иван Грозный проезжал по территории современного Кулебакского района? (1552г.)

  6. Чем занимались гремячи? (земледелием и скотоводством, были кустари – валяльщики зимней обуви, ткачи, плотники, занимались резьбой по дереву, были смолокуренные заводы).

За многие века был создан огромный мир вещей. Сегодня вы услышали о некоторых из них. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересная и поучительная.

Ну что же ребята. Вот и закончилась наша экскурсия. Мы надеемся, что вы к нам еще в гости придете! До свиданья, до скорых встреч!


























Используемая литература:


1. Центр «Педагогический поиск». Научно – методический журнал». Заместителя Директора школы по Воспитательной 2.работе. Управление воспитательным процессом в школе, №3\2011г. В.М. Лизинский.

2. Проблемы школьного воспитания. Приложение к журналу «Педагогическое образование». №3\ 2009г. Е.Л. Родионов.

3. Архив школы.

4. Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988.

5. Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими школьниками. М. 1994.

6. Музей и культура: Программа. Опыт внедрения. /Под редакцией Е. Г. Вансловой/. М. 1995.

7. Музей и школа./Под редакцией Т. А. Кудриной/.

8. Научно – методический журнал. Преподавание истории в школе. №2. 2013.

9. Работа со школьниками в краеведческом музее. / Под редакцией Н. М. Ланковой/. М. 2011.

10. Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 2005.

11. Л.П. Смирнов, С.Б. Чернышов. Кулебаки в краю родном. Под редакцией С.И.Колобаева, 2013г.

12. Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.

13. Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.

14. Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.

15. Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 2009.

16. Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.

17. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

18. Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М.,  2008.

19. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

20 Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.

21. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос,  2011.

22. Ревякин. Музеи мира. М., 1993.

23. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.

24. Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.





Список используемой литературы для детей и родителей:


1. Брошюры, буклеты, памятки, плакаты.

2. Фонды школьного музея.

3. Фонды школьной библиотеки.

4. Современные информационно-коммуникационные технологии.

5. Фото, презентации и видеотека.


Сайты:

1. fce-kulebaki.ru›index/0-396. Электронный справочник - Храм во имя...

Храм во имя Казанской Божией Матери в посёлке Гремячево. Адрес: 607022, Нижегородская область, Кулебакский район, р.п. Гремячево, пл. Победы, д. 5. ...Электронная почта: [email protected].

2. gremyachevo.cerkov.ru Приход церкви в честь иконы Казанской Божией матери...

«Православное Гремячево» в социальной сети «Вконтакте». Приход церкви в честь иконы Казанской Божией Матери. ... Кулебакское благочиние. Выксунская епархия. Нижегородская митрополия.

3. nnov.ec›Гремячево Гремячево — Энциклопедия Нижнего Новгорода

Гремячево — поселок городского типа в Кулебакском районе Нижегородской области. ... В поселке есть два действующих храма, объединенных в единый архитектурный ансамбль: один в честь иконы Казанской Божией Матери, другой...

4. yandex.ru/images›храм казанской божьей матери в р.п гремячево кулебакского района

5. gremyachevo52.ru›site.aspx… Общая информация / Поселок городского типа...

...храма, объединенных в единый архитектурный ансамбль: один в честь иконы Казанской Божией Матери, другой - в честь ... Соседние с поселком населенные пункты - поселок Гремячево 2, село Теплово (Кулебакский район), село Туркуши...











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!