Грачева Элла Вячеславовна
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с речевым заключением ОНР речи.
Тема: Развитие лексико – грамматических категорий с интеграцией со связной речью «Мой родной город»
Цель: Ребенок совершенствуется в умении самостоятельно словоизменять и согласовывать слова, выстраивая сложные и простые предложения.
Задачи: Совершенствовать умения грамматически правильно выстраивать формы родительного падежа множественного числа существительных в ходе выполнения упражнения «Без чего не бывает города». Согласовывать антонимические прилагательные с существительными во множественном числе, выполняя упражнение «Скажи наоборот». Закрепить умение образовывать от указанной цифры сложное прилагательное с числительной основой (Например: восьмиэтажный) и знание соседей числа, играя в словесную игру «Архитекторы – строители». Практическое употребление предлогов и их дифференциация из, из - за, над в ходе выполнения упражнения «Путешествия Домовёнка». Упражнять детей в умении подбирать однокоренные слова к слову: город. Продолжать учить пользоваться объясняющей речью в ходе словесной игры «Объяснялки». Развивать умение согласовывать речь с движениями, выполняя задания речевой разминки. Воспитывать любовь к родному городу. Способствовать социализации детей логопедической группы, упражняя в умении отвечать на вопросы по телефону и в ситуации «интервью».
Ход занятия
Организационный момент: Появляется игрушка Домовёнок.
Ребята, я приехал к вам из сказочной деревни. Мне захотелось узнать, а как живут люди в городе. В каком городе вы живёте? А знаете ли вы свой город? Сейчас проверим»
1. «Без чего не бывает города?»
- Не бывает города без музеев.
- Не бывает города без школ.
- Не бывает города без парков.
- Не бывает города без поликлиник.
- Не бывает города без памятников.
- Не бывает города без библиотек.
- Не бывает города без театров.
- Не бывает города без магазинов.
- Не бывает города без детских садов.
- Не бывает города без кинотеатров.
- Не бывает города без жилых домов.
- «А кто придумывает различные здания, и целые города? (архитекторы.) Полина, расскажи стихотворение.
АРХИТЕКТОР
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
- Давайте превратимся в архитекторов и придумаем новый город»
Игра «Скажи наоборот».
-Я говорю про старый город, а вы про новый город. Вот так.
«В старом городе были грязные улицы, а в новом городе будут ... чистые улицы».
В старом городе были узкие дороги …
В старом городе были бедные школы …
В старом городе были маленькие библиотеки …
В старом городе были голые парки …
В старом городе были грязные дороги …
В старом городе были неухоженные дворы …
В старом городе были низкие здания …
В старом городе ездили медленные автобусы …
В старом городе жили скучные жители …
В старом городе жили ленивые жители …
В старом городе жили злые жители …
В старом городе жили трусливые жители …

«Вижу, что вы все хорошие архитекторы. Но, кто же постоит придуманный новый город? (строители). Костя, расскажи стихотворение.
Кто построил этот дом?
На улице Сидоренко
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон
- Считать не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
- Пусть дети 1 ряда будут строители, а вы оставайтесь архитекторами. На доске цифры (8, 6, 4, 2). Я буду давать задания архитекторам придумать здания с таким количеством этажей, какую цифру я покажу. Например: Я придумала (4) четырехэтажную больницу. А строители будут строить тоже больницу, но на один этаж выше. А я прострою пятиэтажную больницу».
Физкультминутка с пальчиками - для развития пальчиковой моторики
Новый дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше, Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Этот дом — одноэтажный.
Этот дом — он двухэтажный.
А вот этот — трехэтажный.
Этот дом — он самый важный:
Он у нас пятиэтажный. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
- Физкультминутка:
Мальчик строит дом – руки «домиком» над головой
Он увлечен своим трудом: - наклоны туловищем вперёд
Из камня мальчик строит дом – согнутые в локтях руки одну над другой переставлять
Сердитый ветер налетел, - «дуть руками»
Шел град, но дом остался цел – «постукивать» кулачками перед собой
Лил дождь, был гром — сидя на корточках, «спрятаться под зонтик»
Не рухнул дом! – руки «домиком» над головой
Домовенок: Я целый век жил в одном деревянном доме, а сегодня первый раз вышел на улицу вашего города Комсомольска – на - Амуре и растерялся, стал прятаться и боязливо выглядывать.
Домовенок спрятался за веранду. Откуда выглядывает Домовенок? (Домовенок выглядывает из - за веранды).
- Придумайте сами, куда мог спрятаться на улицах города Домовенок. И откуда будет выглядывать Домовенок.
- Домовенок спрятался за школу. Домовенок выглядывает из - за школы.
- Домовенок спрятался за музей. Домовенок выглядывает из - за музея.
- Домовенок спрятался за дерево. Домовенок выглядывает из - за дерева.
- Домовенок спрятался за магазин. Домовенок выглядывает из - за магазина.
-
Домовенок спрятался за дом. Домовенок выглядывает из - за дома.
Осмелел Домовенок и больше ничего не боится. Домовенок приехал в аэропорт, сел в самолет и летит над нашим городом, смотрит в иллюминатор.
- Домовенок пролетает над библиотекой.
- Домовенок пролетает над школами.
- Домовенок пролетает над музеем.
- Домовенок пролетает над выставочным залом
- Домовенок пролетает над детским садом.
- Домовенок пролетает над магазинами.
- Домовенок пролетает над гаражами.
- Домовенок пролетает над вокзалом.
- Домовенок пролетает над зооцентром
- Домовенок пролетает над поликлиниками.
- Домовенок пролетает над кинотеатром
- Домовенок пролетает над театром.
Выполните еще одну просьбу Домовенка подберите родные слова к слову ГОРОД
(города, городок, городище, городской, городская, городское, городские, горожане, пригородный, загородный)
«Объяснялки для Домовенка»
Домовёнок звонит по телефону и спрашивает:
- Что такое спящий город?
Образец: «Домовенок, спящий город, - это такой город, в котором все жители спят»
- Что такое зеленеющая улица?
- Что такое высотное здание?
- Что такое родной город?
-Что такое родная улица?
– Объясните Домовёнку пословицу: Человек без Родины, что птица без крыльев»
Лев – корреспондент газеты «Дальневосточный Комсомольск» Вы – жители города. Лев возьмет у вас интервью. Ответьте на вопрос: Любите ли вы свой город?
Н
апример: Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что это мой родной город.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что я в нём родился.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что в нём живут мои родители и все родные.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что он очень молодой и красивый.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что он на Дальнем востоке построен комсомольцами.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что в нём мой любимый садик построили.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что он очень чистый и спокойный.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что в нём много школ и библиотек.
Я люблю город Комсомольск-на-Амуре, потому что его любит моя бабушка, и мама тоже любит.
Л
ев: - Ребята. Я очень много нового узнал о городе Комсомольске – на – Амуре. А чтобы полюбоваться красотами вашего города, я отправлюсь на экскурсию по городу Комсомольску – на – Амуре и вас с собой возьму. Согласны?
- А итогом нашего занятия будет домашнее задание: нарисуйте рисунок: о том каким вы видите свой родной город и придумайте рассказ «Комсомольск –на – Амуре в будущем»