СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по географии для 8 класса. Данное занятие проводилась в рамках конкурса "Мой лучший урок".

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"»

МБОУ «Новоникитинкая СОШ»




Всероссийский конкурс

«Мой лучший урок»


Направление: естественно-научное (география)

Урок в 8 классе


Тема:

Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

























Урок подготовила и провела

учитель географии

МБОУ «Новоникитинская СОШ»

Кузнецова Елена Михайловна
















Урок № 60 (16.1)

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить особенности рельефа гор Южной Сибири, познакомиться с их геологической историей, определить основные виды полезных ископаемых.

Задачи:

Образовательная: Научиться применять полученные знания при решении задач ЕГЭ и ОГЭ.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Развивающая: Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Оборудование: физическая карта России, экран, проектор, учебник, атласы, ватман, клей, фломастеры, раздаточный материал, коллекция горных пород.

Применяемые методы: проблемное обучение, групповой, частично поисковый, исследовательский.

Формируемые УУД:

Личностные:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей стране, гордость за ее природные богатства.

Регулятивные:

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Познавательные:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

План урока.

  1. Организационный момент. Создание благоприятной психологической обстановки. (2 минуты)

  2. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, работа с картой, индивидуальный опрос. (10 минут)

  3. Постановка темы урока. Определение целей и задач урока. (3 минуты)

  4. Изучение новой темы:

  • Актуализация знаний. (5 минут)

  • Работа в группах.(12 минут)

  1. Физ. минутка.(2 минуты)

  2. Закрепление темы: решение задач из ОГЭ и ЕГЭ. (6 минут)

  3. Домашнее задание.(2 минуты)

  4. Рефлексия. Итог урока.(3 минуты)


Ход урока.

1. Организационный момент. Создание благоприятной психологической обстановки.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Доброе утро ребята. Давайте пожелаем всем доброго утра. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка. Как всегда, у каждого из вас на столе есть листы самооценки, их нужно будет заполнять в течение всего урока, за каждый этап вы будете выставлять себе оценки.

(проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих)

2. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, работа с картой, индивидуальный опрос.

Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке? (Дети говорят тему прошлого урока: внутренние воды и ПТК Северо-Востока Сибири)

  1. Что такое природный комплекс? (участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике (например, озеро, болото, лес, луг)

  2. Какие природно-территориальные комплексы выделяют в Северо-Восточной Сибири? (арктическая тундра, светлохвойная тайга)

  3. Дайте краткую характеристику арктической тундры.

  4. Дайте краткую характеристику светлохвойной тайге.

  5. Что относится к понятию внутренние воды? (реки, озера, подземные воды, ледники)

  6. Какие виды внутренних вод получили наибольшее распространение на Северо-Востоке Сибири? (реки и озера)

  7. Какой тип озер встречается чаще всего? (термокарстовые озера – это озера, образовавшиеся на месте провалов, вследствие таяния мерзлых рыхлых пород)

  8. Что такое наледь? (Наледь – это огромное ледяное поле на дне долины, возникающее при промерзании рек до дна или почти до дна)

  9. Покажите, пожалуйста, на карте следующие географические объекты: река Индигирка, река Яна, река Колыма, хребет Черского, Верхоянский хребет. (СЛАЙД 1)

3. Постановка темы урока. Определение целей и задач урока.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Послушайте высказывание писателя и академика Владимира Афанасьевича Обручева.

«Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и маленьких озер, мрачной елово-пихтовой черни на востоке и светлых лиственничных лесов на западе». Как вы думаете, какие горы он имел в виду? (Примеры ответов: Алтай, Саяны, Становое нагорье и др. В итоге делают вывод – что это горы Южной Сибири)

Молодцы! Сегодня мы приступаем к изучению еще одного природного района России – гор Южной Сибири. Запишем тему урока в тетрадь: Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (СЛАЙД 2)

Давайте определим цель сегодняшнего урока. (дети предлагают свои варианты)

Цель урока: изучить особенности рельефа гор Южной Сибири, познакомиться с их геологической историей, определить основные виды полезных ископаемых.

Учитель ставит задачи перед детьми:

- Научиться применять полученные знания при решении задач ЕГЭ и ОГЭ.

- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

- Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно. (СЛАЙД 3)

4. Изучение новой темы.

  • Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по горам Южной Сибири. Но для того, чтобы оно прошло успешно нам нужно хорошо к нему подготовиться и приготовить все необходимое. Для этого нам будут нужны ручки, дневники наблюдений (тетради) для записи новой информации, контурные карты для нанесения географических объектов, а также ваши знания.

Давайте вспомним, какая наука и какие ученые занимаются изучением рельефа? (геоморфология, геоморфологи)

Что такое горообразование? (процесс образования гор)

Какие горы бывают по высоте? (низкие, средние, высокие)

Наука, составная часть геологии, изучающая структуру, движения, деформации и развитие какого-либо участка земной коры. (Тектоника)

Какая наука занимается изучением полезных ископаемых? (Петрография)

  • Работа в группах.

Итак, наша экспедиция начинается. Сейчас я вам загадаю загадки, по итогам которых каждая группа получит задания и функции.

  1. Носит бабка снежную шапку. Каменные бока, закутаны в облака. (Гора)

Задание получает группа геоморфологов.

  1. Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

(полезные ископаемые)

Задание получает группа петрографов

Каждая группа получила конверт (Приложение 1), где находится информация определенного направления. Ребята должны оформить исследование по следующей структуре:

  1. Установление объекта изучения.

  2. Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.

  3. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

  4. Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

  5. Проверка гипотезы.

  6. Оформление результатов исследования.

  7. Определение сферы применения найденного решения.

  8. Проверка и уточнение выводов.

В конвертах предлагается инструкция по выполнению.

Исследование-процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

Объект исследования-то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования - совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области математического объекта, в котором вычленяется проблема, требующая решений.

Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

На ватмане нужно изучить и обобщить информацию, используя текст учебника, раздаточный материал, атласы. Результаты своих исследований ученики представляют другой группе.

5. Физ. минутка. Учитель предлагает провести ее ученикам.

6. Закрепление темы: решение задач из ОГЭ и ЕГЭ.

Данная тема встречается вопросами в ОГЭ и ЕГЭ. Сейчас я предлагаю вам решить пару заданий из КИМов разных лет.

1 задание: (СЛАЙД 4-5)

Решение тестовых заданий ОГЭ:

1. Какой минеральный ресурс наиболее характерен для гор Южной Сибири:

А) алмазы и торф

Б) нефть и газ

В) Железные и медная руды

2. В состав Южной Сибири входят:

А) хребет Сихоте-Алинь

Б) горы Бырранга

В) горы Алтай

Г) плато Путорана

3. Выберите общую характеристику для гор Южной Сибири и Северо-Восточной Сибири

А) отсутствует область альпийской складчатости

Б) большая часть территорий занята темнохвойной тайгой

В) абсолютные высоты не превышают 4 км

Г) в горах развито оледенение

4. Саяны находятся на границе России с

А) Монголией

Б) Китаем

В) Казахстаном

Г) Индией

5. Соотнесите формы рельефа и соответствующее им тектоническое строение:

1 Алтай а) Щит древней платформы

2 Становое нагорье б) Область герцинской складчатости

3 Алданское нагорье в) Область байкальской складчатости

Проблемный вопрос

Почему регион Горы Юга Сибири называют краем климатических контрастов и колыбелью внутренних вод России?

Задача из всероссийской олимпиады школьников по географии

Выберите одну из равнин (возвышенную Валдайскую или низменную Колымскую), или одну из горных систем (Урал или Алтай), где средняя скорость увеличения абсолютной высоты рельефа в связи с проявлением этих движений могла составлять около 0,15 мм/год. Для обоснования выбора приведите необходимые расчеты.

Решение:

Для определения средней скорости увеличения абсолютной высоты рельефа проведем расчеты:

За 1 год – 0, 15 мм

За 10 лет – 1,5 мм

За 100 лет – 1,5 см

За 1000 лет – 15 см (0,15 метра)

Складкообразование началось 25 млн.л.н. Составим пропорцию:

1000 лет – 0,15 метра

25000000 лет – 3750 метров – это абсолютная высота на современном рельефе. По физической карте России определяем, что это Алтай.

7. Домашнее задание. § 47, уметь показывать на карте все географические объекты, изученные на уроке.

8. Рефлексия. Итог урока.

Выставление оценок в лист самооценки (листы самооценок заполняются на каждом уроке)

Ф.И.______________________________________класс___________________________


Дата

урока

Вопросы повторения

Работа по карте

Работа в группе

Фронтальный опрос

Самооценка работы на уроке

Оценка учителя

Итоговая оценка

Лестница успеха


3 правильных ответа «5»,

2 правильных ответа «4»,

1 правильный ответ «3»,

ни одного правильного ответа «2»

Я только слушал предложения других «2»;

Я выдвигал идеи «3»;

Я почти справился с порученным мне заданием «4»;

Я полностью справился с порученным мне заданием «5»

«I» ответил по своей инициативе;

«+» ответ правильный;

«-» ответ неправильный

Средняя арифметическая



1 нуждаюсь в помощи;

2 нужно еще повторить;

3 в основном уверен;

4 уверен в своих знаниях



















Ученики показывают свое настроение смайликом. Затем выборочная рефлексия по желанию.

Ученик отвечает на вопросы:

«Я»: как я чувствовал себя на уроке; было ли комфортно;

моё настроение на уроке; доволен ли я.

«МЫ»: насколько комфортно работалось в группе;

затруднялся ли в общении.

«ДЕЛО»: достиг ли я цели учения;

нужен ли мне этот материал (интересен, развивает меня, пригодится дальше); мои затруднения, как преодолел.

Проведение тренинга «Горячие ладошки». Учитель совместно с учениками подводит итог урока.


Подготовила учитель географии Кузнецова Елена Михайловна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!