СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к интегрированному уроку

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведена разработка интегрированного урока по химии для 8 класса, презентация к уроку. Урок рассчитан на 1 час, проходит при активном участии самих обучающихся и с участием учителей химии, биологии, географии и экологии.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока»

Тема урока: «Вода – знакомая и непостижимая»


Урок разработали и провели в 8 классе:

  1. Учитель химии – Прошкина Наталья Александровна;

  2. Учитель биологии и экологии – Иванова Наталья Петровна


К уроку сделана презентация «Вода», есть музыкальный ролик.


Цель урока: найти ответ на вопрос – почему воду называют веществом №1 на планете,

веществом жизни?

Задачи урока:

  • Рассмотреть воду с позиции химии, биологии, экологии; показать взгляд на воду людей творческих специальностей.

  • Вспомнить химическое строение воды.

  • Познакомиться с важнейшими физическими и химическими свойствами воды.

  • Показать, как свойства воды влияют на окружающую природу.

  • Оценить роль воды в жизни человека и отношение человека к воде.


План урока:


  1. Вступительное слово учителя химии. Тема, цель, задачи урока.

  2. Работа по теме урока:

  1. Вода в природе – стихотворение.

  2. Строение воды – вопрос учителя, рассказ ученика.

  3. Портрет воды – рассказ учителя.

  4. Агрегатные состояния – рассказ ученика.

  5. Плотность воды – рассказ ученика с демонстрациями.

  6. Тепловые характеристики воды – объяснение учителя.

  7. Поверхностное натяжение – рассказ учителя с демонстрацией.

  8. Вода – растворитель – рассказ ученика с демонстрацией.

  9. Память воды – рассказ учителя.

  10. Химические свойства – объяснение учителя с демонстрацией демонстрационных опытов.

  11. Функции воды в природе. Вывод по первой части урока – учитель.

  12. Решение компетентностных задач – учитель биологии.

  13. Роль воды в живой природе – беседа, работа с рисунками, таблицей, рассказ учителя, сообщения учащихся.

  14. Экологические проблемы, связанные с водой – рассказ учителя и ученика.



III. Заключение, итоги урока.


I. Тема, цель, задачи урока – вступительное слово учителя.


(слайд 1). Учитель химии: Химия – это наука о веществах. Есть вещества нужные и не очень, полезные и вредные. Сегодня мы поговорим о веществе, которое большинство ученых называют веществом №1 в природе. 22 марта значится в календаре как Международный день воды, ни одно из веществ, даже самые дорогие, не удостоены такой международной признательности.

Именно о воде и пойдет речь сегодня на уроке, и рассмотрим мы её не только с позиции химии, мы узнаем, как видят и оценивают её биологи и экологи, историки и поэты.

Тема урока: «Вода - знакомая и непостижимая». Удивительная, парадоксальная, загадочная, непредсказуемая. Нет числа эпитетам, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество. Она была и остаётся музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов, ученых, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы и не перестают удивляться тому, что узнают.

Красоту воды снежинок, на окнах кружева картинок

Никто не может повторить или красивей сотворить.

Снегов полярных белизна, морей и рек голубизна…

Кто может сотворить такое? Одна волшебница вода.

А как на солнце снег блестит! Своим сиянием он сразу

Затмит рубины и алмазы, никто пред ним не устоит.

Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Но при всей своей кажущейся простоте вода до сих пор преподносит загадки, причем, одна сложнее другой.

(слайд 2). Что же такое вода, почему она занимает такое особое положение в мире веществ? (цель урока). Каково её строение? Какими свойствами она обладает? Как они влияют на окружающую нас природу? Для чего нам нужна вода и как мы к ней относимся? Это и будет предметом нашего разговора, т.е. задачами урока.


II. Работа по теме урока.


1. Водные ресурсы планеты, роль воды

1-й ученик: (на фоне слайдов презентации 3-6)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде —

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит, паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода — наша спутница всегда!

Без нее нам ни умыться, ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!


Учитель: Что же такое вода с точки зрения её строения?


2. Из истории представлений о воде, строение воды (ХИМИЯ).

2-й ученик: Вода – начало всех начал на Земле, говорили в древности. Вода – простое вещество, единое и неделимое, считали в средние века. (слайд 7) 24 июня 1783 года выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье и его коллеге Пьеру Лапласу в присутствии группы ученых удалось синтезировать воду из кислорода и водорода. Потом была проведена обратная реакция – её разложения под действием электрического тока на простые вещества – кислород и водород. Так было доказано, что вода это сложное вещество. Из атомов мир создавала природа, два атома лёгких взяла водорода, добавила атом один кислорода и получилась частица воды. (слайд 8).

Молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединенных между собой ковалентной полярной связью. Они образуют исключительно устойчивое химическое соединение, которое может существовать в самых разных условиях – в космосе, на поверхности Земли и в её мантии (схема строения на слайде 8).


3. Портрет воды (ХИМИЯ).

Учитель: Для того, чтобы портрет был полным, нужно познакомиться со свойствами вещества. Что мы знаем о воде? (слайд 9) Это жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха, кипит при 100С, переходя в пар, и замерзает при 0С, превращаясь в лёд. Углубленное изучение свойств воды привело химиков к заключению: поведение воды не похоже на поведение любых других жидкостей, существующих на Земле. Вода – это самое аномальное вещество в мире, её свойства идут в разрез с основными закономерностями, которым подчиняются остальные вещества. В чём же уникальность свойств воды?


4. Свойства воды (ХИМИЯ).

3-й ученик: (слайд 10) Вода — единственное на Земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состо­яниях: жидком, твердом, газообразном. Эти три состояния воды в природе представлены в следующих формах: лед, снег, иней, град, туман, пар, облака, тучи, жидкая вода. Вода в природе находится в постоянном движении, переходя из одного состояния в другое, это явление называется круговорот веществ. (слайд 11)

В природе путешествует вода, она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд, растает – и снова в поход.

По горным вершинам, широким долинам, вдруг в небо взовьется,

Дождями вернется. Вокруг оглянись, в природу вглядись:

Нас окружает везде и всегда это волшебное чудо – вода!

Учёные утверждают, что если бы свойства воды подчинялись общим закономерностям, то вода должна была бы кипеть при -70С и замерзать при -90С, т.е. в условиях Земли она находилась бы только в парообразном состоянии, но тогда и Земля была бы совершенно другой, и неизвестно, зародилась ли бы на ней жизнь.

Значит, благодаря этой аномалии в свойствах воды, мы имеем планету Земля в привычном для нас облике, а на ней – жизнь, во всем её современном многообразии.


4-й ученик: (слайд 12) Вторым аномальным свойством воды является её плотность. Известно, что все вещества, переходя из жидкого состояния в твердое, уплотняются, т.е. уменьшаются в объеме., а вода имеет максимальную плот­ность при +4 °С (р = 1000 кг/м3), выше и ниже этой температуры плотность меньше, т.е. при дальнейшем снижении температуры вода снова расширяется, мы знаем это из жизненного опыта: бутылка с водой на морозе лопается (Демонстрация: бутылка с водой, лопнувшая на морозе), дно железных бочек выпирает. Опытным путем установлено, что расширяется вода при замерзании на 9%. Таким образом, лёд на 9% легче, чем жидкая вода, и на дно водоёмов, как более тяжелая, опускается вода.

Более лёгкий лед, находясь на поверхности, как шуба защищает воду вместе с её обитателями от дальнейшего охлаждения и промерзания. Таким образом, эта удивительная аномалия спасает жизнь всем пресноводным животным.

Плотность воды увеличивается, если в нее добавить соль. Существует Мёртвое море, в котором концентрация солей составляет от 25 до 34%. Такая вода выталкивает любой предмет, даже человека, словно пробку, утонуть в ней практически невозможно. Можно убедиться в этом на опыте (Демонстрационный опыт: яйца в пресной и соленой воде).


Учитель: (слайд 13) Третье свойство воды – она обладает уникальными тепловыми характеристиками во всех ее агрегатных состояниях.

Во-первых, жидкая вода имеет аномально высокую теплоемкость. Для нагревания 1 кг воды на 1С требуется 4200 Дж энергии, это в десятки, сотни, тысячи раз больше, чем для нагревания других веществ, зато при охлаждении 1 кг воды на 1С выделяется та же энергия – 4200Дж. Другими словами, вода, нагреваясь, поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглоща­ет, и возвращает огромное количество тепла и тем са­мым выравнивает климат. Это делает воду, при том ее количестве, котopоe имеется на Земле планетарным аккумулятором тепла, а с учетом круговорота воды, и планетарным переносчиком тепла.

Во-вторых, у воды высокая теплота парообразования. Это означает, что при испарении 1 г воды «забирает с собой» 2300 Дж теплоты. Паро­образование воды тоже ее терморегулирующее свойство: вода, испаряясь с поверхности водоемов, не позволяет воздуху перегреваться.. Человек, если бы не потел при физической работе, тоже бы перегрелся. Пот, основой которого явля­ется вода, при испарении понижает температуру тела.

В-третьих, аномально высока теплота плавления льда - 334 Дж/г. Это свойство воды также играет немаловажную роль в формировании климата планеты Земля. За­мерзание воды в реках, озерах, морях сопровождается выделением тепла и не позволяет переохлаждаться воздуху в данной мест­ности. Часто можно наблюдать, как птицы в силь­ный мороз греются, сидя на льду. А грамотные люди в холодные весенние ночи ставят в теплицах бочки с водой: замерзая, она выделяет тепло и согревает воздух. Если бы удельная теплота плавления у льда не была бы такая высокая, то даже небольшое количество теплоты могло бы сразу расплавить снег и лед, что вызвало бы большие наводнения.


Учитель: (слайд 14) Следующую аномалию в поведении воды мы можем увидеть в ходе опыта. Если стальную иголку или лезвие по­ложить на поверхность воды, налитой в блюдце, то они не тонут (Демонстрационный опыт: лезвие (игла) на поверхности воды). А ведь плотность металла значительно больше плотности воды. Оказывается, молекулы воды поверхностного слоя с такой силой втягиваются внутрь, что на поверхности возникает прочная пленка. Поверхностное натяжение воды выше, чем у всех других жидкостей (кроме ртути). По прочности на разрыв струя воды не уступает стальной проволоке того же сечения.

Благодаря большому поверхностному натяжению в небе возникает радуга, вода легко под­нимается по капиллярным каналам на поверхность Земли, движется в тканях расте­ний и в клетках живых организмов, многие насекомые - во­домерки, улитки - легко скользят по поверхности воды. Именно поверхностное натяжение заставляет воду в свободном состоянии принимать ша­рообразную форму (капли дождя, мыльный пузырь и т. д.).


5-й ученик: (слайд 15) Вода – самый лучший растворитель в мире, она растворяет многие твердые, жидкие и газообразные вещества. В воде морей и океанов содержатся почти все элементы периодической системы, миллиарды тонн металлических руд. Океанскую воду называют поэтому «жидкой рудой», из неё извлекают натрий, хлор, золото, уран, различные соли. Если все соли, растворённые в Мировом океане, выпарить и равномерно распределить по всей поверхности суши, то толщина слоя составила бы 153 м, а это высота 50-этажного небоскреба.

Это свойство воды имеет огромное значение для природы. Практически все химические превращения на Земле, в том числе и в живых организмах, проис­ходят в воде, в её присутствии, или с её участием.

Вещества можно не только растворять в воде, их можно выделять из неё. В воде можно вырастить кристаллы: (демонстрация: кристаллы, выращенные самими учащимися)


Учитель: (слайды 16-23) Оказывается, вода обладает памятью: она хранит информацию обо всех веществах, когда-либо в ней содержащихся, она реагирует изменением структуры на любое воздействие: словом, звуком, мыслью. Это подтверждено многочисленными научными исследованиями ученых разных стран. Японский ученый Эмото Масару проводил такие опыты: он наклеивал на бутылки с водой различные слова, ставил эти бутылки около магнитофона и включал разную музыку. Затем эту воду замораживали, рассматривали в сильный микроскоп и фотографировали структуру воды. Не вдаваясь далее в подробности, посмотрим некоторые из полученных фотографий (комментарии к слайдам). На основании полученных данных ученые сделали вывод: вода не просто поддерживает жизнь, она проявляет себя как живая субстанция. Среди современных ученых есть мнение, что штормы, наводнения, ураганы – это ответ воды на информационное загрязнение. Так вода возвращает нам вложенную в нее негативную информационную грязь. При попадании в живой организм такая вода, рано или поздно, вызовет разные виды болезненных реакций. «За свою жизнь мы выпиваем 75 тонн воды и 80% своих болезней» (Луи Пастер).


Учитель: Вода является и активным участником химических превращений, происходящих как в природе, так и в химической лаборатории. Она вступает в реакции как с простыми, так и со сложными веществами. Убедимся в этом на опыте;

Демонстрационный опыт: реакция воды с натрием, магнием.

Демонстрационный опыт: реакция воды с углекислым газом.

Демонстрационный опыт: реакция воды с оксидом кальция.


Учитель: Познакомившись со свойствами воды, мы можем сделать вывод, что в природе она выполняет важнейшие функции: (слайд 24)

1. Вода – терморегулятор и термостабилизатор.

2. Вода – универсальный растворитель и активный химический реагент.

3. Вода – переносчик веществ и хранитель информации.

Такая роль воды в природе делает её веществом планетарного значения, веществом №1 на Земле. Более того, познакомившись с аномальными свойствами воды, мы приходим к выводу, что вода была как бы специально спроектирована, создана для ЖИЗНИ.


5. Решение практических и расчетных задач (групповая работа – на столы выдаются задания и наборы реактивов).

Учитель биологии: А теперь давайте немного поменяем форму работы и взглянем на воду с других позиций. (слайд 26, включение ролика с демонстрацией фильма о воде на фоне музыки – пока учащиеся выполняют задания, затем – при обсуждении результатов работы – слайды 27-37 – условия задач и ответы)

1 группа: Абсолютно чистая вода, в которой нет растворенных веществ и микробов, называется дистиллированной. Поэт Мартынов посвятил этой воде следующие строки:

Вода благоволила литься! Она блистала столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться, и это было неспроста:

Ей не хватало ивы, тала, и горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало, и рыбы, жирной от стрекоз,

Ей не хватало быть волнистой, ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало чистой дистиллированной воде!

Вопросы: Можно ли пить дистиллированную воду? Поливать ею растения? Почему?

2 группа: Вычислите объем чистой воды, который бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту.

Оправдано ли высказывание: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»?

3 группа: Вам выдана в трёх колбах вода: техническая, водопроводная, и талая. Определите опытным путем, где нет хлоридов – солей хлороводородной кислоты HCl. Результат объясните.

4 группа: Вам выдана в трёх колбах вода: техническая, водопроводная, и талая. Определите опытным путем, где есть сульфаты – соли серной кислоты H2SO4. Результат объясните.

5 группа: В медицине для внутривенных систем используют раствор хлорида натрия с массовой долей соли 0,9%. Рассчитайте, сколько соли получит больной, если ему ввели 400 г раствора.




6. Роль воды в живой природе (БИОЛОГИЯ).

(Слайд 38) Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…». Эти строки являются настоящим гимном воде, немногие вещества удостаиваются такого.

Вопрос: Ребята, можете ли вы назвать самую главную роль воды для живых организмов?

(предполагаемые ответы, обобщение учителя) Главная роль воды в жизни живых организмов заключается в том, что именно водная среда (мировой океан) стала тем «питательным бульоном», в котором 3,5 млрд. лет назад зародилась жизнь на Земле, в ней существовала длительное время, и продолжает оставаться средой обитания живых организмов до сих пор.

Вопрос: Входит ли вода в состав живых организмов? (Слайд 39)

Вода составляет большую часть живых организмов. «Сок жизни» - так назвал воду итальянский художник Леонардо да Винчи. Это определение вполне соответствует действительности. Млекопитающие состоят из воды на 70%, рыбы – на 80%;

(Слайд 40): водоросли, огурцы, арбузы – на 90%,

(Слайд 41): человек в детском возрасте состоит из воды на 85%, с течением жизни содержание воды уменьшается и к старости снижается до 55%.

Вопрос: Где есть вода в организме человека? (слайд 42) (учащиеся называют органы и системы органов, где имеется вода). Большинство тканей и органов живых организмов состоят из воды (работа с таблицей):


Содержание воды в организме человека

Орган

% содержания воды

Орган

% содержания воды

Головной мозг

70 - 83

Спинной мозг

74,8

Почки

82

Сердце

79

Лёгкие

79

Мышцы

75

Кожа

72

Печень

70

Скелет

46

Зубная эмаль

0,2

Плазма крови

92

Стекловидное тело глаза

99

Слюна

99,4

Желудочный сок

99,5

Жидкости в организме человека – 35 литров

Название

Объем, в литрах

Название

Объем, в литрах

Кровь

5 литров

Лимфа

2 л

Слюна

1,5 л

Внутриклеточная и межклеточные жидкости

28 л

Желудочный сок

2,5 л

Желчь

1 л

Панкреатический сок

0,7 л

Спинномозговая и мозговая жидкости

0,1 – 0,2 л


Ученик: Все эти жидкости – водные растворы неорганических и органических веществ, они непрерывно осуществляют «орошение» тела и выполняют самые разные, жизненно-важные задачи. Без воды немыслимы очищение организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови, протекание процессов пищеварения и обмена веществ. Вода поддерживает кислотно-щелочной баланс организма. Практически все биохимические процессы в каждой живой клетке – это реакции в водных растворах или с участием воды.

Человек постоянно расходует и теряет воду: она участвует в реакциях гидролиза белков, жиров и углеводов, выделяется из организма с потом и мочой. В сутки человек теряет 12 стака­нов воды, значит, для поддержания жизни человек должен получать ≈ 2,5 литра воды в сутки – в чистом виде, и в составе продуктов питания, а в среднем за свою жизнь он потребляет и выделяет ≈ 75 т воды.

Без воды человек не проживет и недели, в то время как без пищи он может обходиться 30-50 дней. Человек тяжело переносит потерю 5% воды: у него повышается температура, учащаются сердцебиение и дыхание, появляются слабость и головокружение, обезвоживание на 12-15% приводит к необратимым изменениям в обмене веществ, а потери до 25% воды – к смерти. Поэтому в любом живом организме постоянно идет обновление воды. У человека она обновляется за месяц, у верблюда – за 3 месяца, у черепахи – за год, у кактуса – за 28 лет.


Вопрос: Нужна ли вода растениям? (слайд 43)


Ученик: Нужна вода и растениям: в ней растворены минеральные соли, необходимые им для питания, вода главный компонент всех клеточных и тканевых жидкостей, именно испарение воды листьями предохраняет растение от перегрева. Высушенные семена растений могут сохраняться тысячелетиями, не проявляя признаков жизни. Но стоит их смочить, и огонёк жизни делается заметным. Где вода, там и жизнь!

Большое количество пресной воды потребляется сельскохозяйственным производством, особенно для орошения, полива культурных растений, необходимых для питания человека. Вода побеждает засуху, повы­шает урожай зерновых, фруктов, овощей, оживляет пустыни.

Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V в нашей эры, в ответ на требование мятежников показать тайники, где спрятаны царские сокровища, привёл своих врагов к созданному им искусственному озеру Калевано, имевшему 80 км в окружности. Это озеро не раз спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть всё моё богатство».

Говоря о роли воды для живой природы нельзя не вспомнить, что вода участвует в процессе фотосинтеза, продуктами которого являются не менее важные для жизни вещества, такие как углеводы и кислород.


7. Экологические проблемы, связанные с водой (ЭКОЛОГИЯ).

Учитель экологии: В последнее время все чаще и тре­вожнее говорят о недостатке воды. Дефицит воды на самой водной планете Солнечной системы. Не парадокс ли это? Оказывается, нет. Речь идет не о воде вообще, а о пресной воде, без которой человек не может обойтись. Уже сейчас примерно 60% всей поверхности Земли занимают зоны, страдающие отсутствием или недостатком воды. Почему не хватает пресной воды? Можно назвать несколько причин.


Ученик: (слайды 44,45)

  1. Одна из причин со­кращения ее запасов — уменьшение водоносности рек, связанное с вырубкой лесов, строитель­ством плотин и водохранилищ.

  2. Загрязнение воды, источниками которого стано­вятся бытовые, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, тепловые и атомные электростанции. Высокое со­держание тяжелых металлов отрицательно сказыва­ется на обмене веществ у теплокровных животных и человека.

  3. Загрязняют водоемы утечки нефти, бензина, керо­сина, мазута. В целом в Мировом океане под нефтяной плёнкой находится площадь, приблизительно равная площади Северного Ледовитого океана.

  4. Очень опасны ра­диоактивные и тепловые загрязнения водоемов. Источники тепловые и атомные электростанции, которые сбрасывают в водоемы нагретую воду. С повышением температуры в водоеме умень­шается количество кислорода, увеличивается ток­сичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие.

  5. В воду попадают полимерные материалы, обуслов­ливающие замусоренность акваторий портов, побере­жий водоемов. Широко используемые синтетические моющие средства даже в незначительных количествах ядовиты для водной флоры и фауны.


Учитель: Таким образом, в результате деятельности человека, его варварского отношения к окружающей среде вода становится ядовитой и опасной для человека. Необходимо, чтобы все люди Земли проявили насто­ящую заботу о воде, и тогда проблема её за­грязнения не будет стоять так остро.

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли — она незаменима. Ресурсы пресной воды близки к исчерпанию. По­этому человечество должно рационально использовать и беречь воду — основу жизни на Земле. (Слайд 46)

6 мая 1976 года в Страсбурге Европейским советом была подписана Водная хартия (выдержки):

1. Без воды нет жизни. Вода – ценный, абсолютно необходимый человеку ресурс.

2. Запасы питьевой воды не бесконечны. Поэтому их охрана и экономия – важное дело.

3. Загрязняя воду, человек вредит себе и всем живым организмам.

4. Использованную воду необходимо возвращать в водоёмы в таком состоянии, чтобы она была пригодна к дальнейшему использованию для общественных нужд.

5. Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно и с толком.

6. Вода не знает границ. Поэтому в её охране и использовании необходимо международное сотрудничество.

Вода, этот бесценный дар природы, требует осо­бенно бережного отношения. Я думаю, что каждый по­чувствовал меру своей ответственности за состояние водных ресурсов. Кто-то сказал: «Мы живём словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода». Задача каждого из нас сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась, а для этого мы должны беречь воду и охранять её от загрязнения.


  1. Заключение. Итоги урока.


Учитель химии: Мы завершаем наш разговор. Конечно, в рамках одного урока мы не смогли раскрыть всей глубины темы, касающейся воды, такой знакомой, но во многом загадочной, таком обильной и одновременно дефицитной, такой обычной и вместе с тем необыкновенной. Чтобы убедиться в этом, я предлагаю по цепочке назвать некоторые интересные факты, касающиеся воды, которые и подтвердят то, о чём мы уже говорили сегодня, и несколько расширят границы нашего знания.


(слайд 47) ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

  1. ... первый закон об охране вод был напи­сан Петром I?

  2. ... в человеке среднего веса около 5 ведер воды?

  3. ... без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут раз­виваться?

  4. ... без воды невозможно гниение и разло­жение растительных и животных организмов?

  5. ... без воды в зеленом листе не могут об­разовываться сахара, крахмал, жиры, кисло­ты и другие вещества?

  6. ...вода при испарении увеличивает свой объем более чем в 1000 раз?

  7. ... если всю воду распределить равномер­ным слоем по всему земному шару, то глуби­на Мирового океана составит 4 км?

  8. ... любые химические процессы ускоряют­ся в присутствии воды?

  9. ... гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, ре­жущую не только дерево, но и горные породы?

  10. ... чистота и прозрачность байкальской воды — результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год?

  11. … струя воды, вытекающая из небольшого отверстия с большой скоростью под давлением свыше 1000 атмосфер, режет камень или стальной лист.

  12. … при очень быстром ударе стальным бойком по тонкой струе воды она рассыпается на осколки, подобно стеклянной или кварцевой палочке.

  13. … что воду называют «синим углем»

  14. … что лёд тоже может течь и испаряться.

  15. … ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный, поэтому ржаной хлеб черствеет медленнее.

  16. … растворы закипают при более высоких, а замерзают при более низких температурах, чем чистая вода.

  17. … вода может при определённых условиях резать камень, лист стали.

  18. … при повышении давления до 16,5 тысяч атм температура замерзания воды повышается до +76°С, а при давлении 30 000 атм до +190°С, в результате образуется так называемый «горячий лёд»

  19. … вода имеет память и может запоминать всю информацию о веществах, которые в ней находятся.

  20. …если разлить всю воду в 20-литровые канистры и поделить их между всеми людьми планеты, то каждому достанется около 20 миллиардов канистр, но … это будет морская вода


Учитель: (слайд 48) Мы рассмотрели все запланированные вопросы. Была ли достигнута цель урока, мы получили ответ на вопрос: почему воду называют веществом жизни? (ответы учащихся)

Вывол учителя: Действительно, вода, благодаря своим уникальным свойствам, во-первых, создала современный облик планеты, во-вторых, позволила зародиться на ней жизни и, в-третьих, поддерживает её до сих пор.

«Краса природы» назвал ее писатель С.Т. Аксаков, «соком жизни» - художник Леонардо да Винчи, «Вода – это жизнь», - говорят биологи, а известный математик Фалес Милетский утверждал: «Воистину вода лучше всего!». Лорен Эйсли, антрополог и писатель, писал: «Если и есть нечто волшебное на этой планете, то оно заключено в воде. Это вещество находится повсюду; оно касается прошлого и обеспечивает будущее».

(слайд 49) А завершить этот урок мне хочется словами И.В. Петрянова-Соколова, которые не только прославляют воду, но и обращены к вам, молодым: «Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям, и то, что мы теперь знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает перед вами ... ещё большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы ещё узнаете, что откроете нового, ещё более необычного. Умейте только видеть и удивляться. Вода, как и всё в мире, неисчерпаема…».

Спасибо за урок.













9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!