Технологическая карта занятия.
Тема занятия: «Мировая экономика, исторические этапы её развития. Международное географическое разделение труда». (НТР).
Вид занятия: теоретическое.
Цели |
Учебные | Развивающие | Воспитательные |
сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР. | формировать умение составлять конспект по тексту и лекции учителя. | Прививать интерес к предмету. |
Ожидаемые результаты |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Тип занятия: лекция с элементами самостоятельной работы по картам атласа.
Интегративные связи: экономика, история.
Методы обучения: словесные, наглядные
Оборудование: политическая карта мира, атласы, проектор.
Этап | Время | Препод. | Студент | Виды и формы | Средства |
Орг.мом. | 4 | 1. Приветствие 2.Проверка готовности 3. ПЛСГ | | |
Опрос д/з | 25 (29) | Класс разбивается на команды по 3-4 человека. На доске вычерчивается игровой поле. Отвечать в команде следует всем ученикам по очереди. Если ученик не справился с заданием, то право ответа переходит к капитану. Если и он не справился с заданием, то вопрос откладывается. При поведении итогов игры следует выделить как команду победительницу, так и выставить оценки отдельным ученикам за качество ответов. | игра «Геошанс». | Игровое поле и вопросы для игры. |
ИНМ с элементами самостоятельных заданий. | До к.у. + 33 | 1. Мы живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР. Вопрос. Что же такое НТР? Определение НТР мы можем прочитать на слайде. Вопрос: Дайте краткое определение НТР без помощи текста слайда. Учащиеся могут дать следующее определение: НТР — это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества. 2. В чем отличие понятий НРТ и научно-технический прогресс? (Научно-технический прогресс - это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества). (На его фоне НТР — период быстрых и глубоких изменений). 3. Далее см. по содержани материала. | Лекция под конспект с элементами беседы и самостоятельных заданий. | Проектор |
Рефлексия | 8 (41) | Загадать понятие и показать его пантомимой (нельзя указывать на объект, нельзя показывать по буквам). | "Пантомима" | |
Итоги | 3 (44) | Поблагодарить за занятие, объявить оценки, назвать должников. | Организационные вопросы | |
Д/з | 1 (45) | 1. Повторить конспект лекции; 2. Рефераты. | | Проектор |
Материалы к опросу д/з.
Задания на 1 балл
В 1 балл оцениваются задания на знание определений и терминов, знание фактического материала.
1. Что такое урбанизация, продолжительность жизни, демографическая политика, тип воспроизводства, городской взрыв, ложная урбанизация и т. д.
2. Что такое мировая религия?
3. Назовите регионы с самой большой численностью и самой большой плотностью населения.
4. Назовите основные религиозные центры мира.
Задания на 2 балла
К заданиям, оцененным в 2 балла, можно отнести вопросы на проверку знаний классификаций.
5. Перечислите виды миграций.
6. Каковы причины миграций.
7. Какие страны относятся к однонациональным?
8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
9. Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие народы к ним относятся?
10. Какие виды религий вы знаете?
11. Выпишите названия четырех стран из представленного списка, подавляющая часть населения которых исповедует ислам: Пакистан, Конго, Марокко, Эквадор, Филиппины, бутан, Лесото, Бангладеш, Сомали, Таиланд.
12. В каких странах больше половины населения совершает пятикратную ежедневную молитву: Албания, Алжир, Бруней, Вьетнам. Гайана. Зимбабве, Кения, Малайзия, Мали, Пакистан, Румыния, Филиппины.
13. Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии: Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Коста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.
14. Какой из народов зарубежных стран родственных якутам и тувинцам, самый многочисленный? В каких природных зонах живет большинство представителей этой языковой семьи?
Задания на 3 балла
1. Каковы причины мировых миграций?
2. Каким образом миграции влияют на численность и размещение населения, его половозрастной состав?
3. В чем причина неравномерности размещения населения по территории планеты?
4. Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?
5. Расскажите о связи типа воспроизводства населения с демографической политикой.
Задания на 4 балла
1. Покажите на карте районы трудовой эмиграции.
2. покажите на карте районы национальных конфликтов.
3. Покажите на карте страны, население которых исповедует буддизм.
4. Проанализируйте карту «уровень урбанизации по странам мира».
5. Сделайте анализ половозрастных пирамид на с. 55 в учебнике.
6. Расскажите о распределении мировых миграций по регионам мира.
Задания на 5 баллов
1. Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?
2. В чем проявляется влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию стран?
3. Укажите, в каких регионах мира большинством жителей не могли бы использоваться для повседневной трапезы следующие продукты питания: свинина, говядина.
4. В возрастной структуре населения принято выделять следующие группы: дети (0-16 лет), взрослые (15-59 лет), пожилые люди (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население, какой из возрастных групп преобладает в каждом типе воспроизводства, почему?
5. Какой из типов воспроизводства населения появился раньше? Ответ поясните.
6. Какие цели преследует демографическая политика?
Задания на 6 баллов
1. Почему основные религии мира возникли именно в Азии?
2. Объясните причины распространения мировых религий, а и нераспространения национальных религий.
3. Почему приверженцев местных верований много в Африке и Латинской Америке?
4. Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали выполнять роль религиозных центров?
5. Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.
6. Объясните причину появления высказывания Томаса Мальтуса: «Война — это лучшее, что мог дать нам бог». (Это высказывание появилось в период демографического взрыва в Европе.)
7. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется традиция большой семьи?
Содержание материала.
1). Современная НТР имеет 4 отличительных черты:
1. Универсальность, всеохватность.
Задание: Прочитайте текст со слайда и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. (НТР проявляется в использовании компьютеров в промышленности, быту, образовании, науке и т. д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др.)
Вопрос. Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример. (Резкое сокращение времени от изобретения, научного открытия до внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении техники, технологии.)
3. НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается вас. Закончив вуз, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.
4. Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях.
2). Части НТР
НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:
1. Наука.
2. Техника и технология
3. Производство
4. Управление.
Учитель. Приведите примеры проявления НТР в науке.
1. В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, то есть в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
2. Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
3. Возникли города науки - технополисы.
4. Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.
Наукоёмкость – доля затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.
НТР в технике и технологии.
Функции техники и технологии в эпоху НТР: трудосбеоегающая ресурсосберегающая, природоохранная функции и информационная.
Два главных пути развития техники и технологии: эволюционный (дальнейшее совершенствование уже известной техники) и революционный (переход к принципиально новой техники и технологии) пути развития.
Примеры проявления НТР в технологии. (В машиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим — электрохимическим, плазменным, ультразвуковым и т. д. В металлургии — внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи — стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).
НТР в производстве:
1. Электронизация (производство и использование ЭВМ.)
2. Комплексная автоматизация (заводы-автоматы).
3. Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопластика, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).
5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).
6. Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).
НТР в управлении
1. Существование единой информационной сферы — Интернет.
2. Наука управления — кибернетика.
3. Востребованность работников новых профессий — программистов, операторов.
4. Геоинформатика — новое направление географии.
5. АСУ — автоматические системы управления.