СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку развития речи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - подготовить школьников к сочинению-описанию по картине. Задача - развитие коммуникативной компетенции 

Просмотр содержимого документа
«урок развити речи в 7 кл»

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского района Воронежской области

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ С.А.ГРИГОРЬЕВА «ВРАТАРЬ»

(урок развития речи в VII классе)

Цель - подготовить школьников к сочинению-описанию по картине.

Задачи: 1) обучение описанию спортивных действий; 2) развитие коммуникативной компетенции – умение создавать собственное высказывание; 3) воспитание любви к изобразительному искусству, через искусство – любовь к спорту.

Оборудование: презентация урока; репродукция картины С.А.Григорьева «Вратарь»; толковый словарь С.И.Ожегова (М., «Русский язык», 1990); учебник «Русский язык. 7 класс», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М., «Просвещение», 2014г.

Эпиграфы:

Свиданье с ним я предвкушал с утра,

Тая в душе знакомое волненье.

Футбол – это народная игра,

Часть жизни, и мужчин общенье.

А. Крамов.

Неважно, рядом кто юнец или старик,

Здесь каждый каждого на всех

трибунах слышит.

Здесь общий стон или победный крик –

Ведь стадион одним порывом дышит!

А.Крамов.


План урока

  1. Формулировка темы и цели урока. Слово учителя о художнике.

  2. Беседа по картине. Формулировка основной мысли работы художника.

  3. Работа над планом сочинения.

  4. Словарная работа. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов.

  5. Выбор адресата.

  6. Написание сочинения и его редактирование.


Ход урока

I. Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины художника Сергея Алексеевича Григорьева «Вратарь», для того, чтобы ее понять, как произведение искусства, а потом на основе своих впечатлений написать сочинение (Упр.209, стр 88).

Прежде, чем говорить о художнике и его картине, вспомните, какие типы речи вы знаете. (Слайд №1) (Описание, повествование, рассуждение)

Давайте определимся, какой тип речи вы будете использовать для написания сочинения. (Описание)

С.А.Григорьев – советский живописец, народный художник УССР. Его работы посвящены проблемам советской морали и воспитанию молодежи. (Слайды №2-4) Картины этого художника «Обсуждение двойки», «Вернулся», «Вратарь» находятся в Третьяковской галерее.

II. Беседа по картине. (Слайд №5) Давайте внимательно рассмотрим картину «Вратарь».

1.Что на ней изображено? (Окраина города; дети, играющие в футбол; зрители)

2.Что отражено в названии – тема картины или основная мысль автора? (Слайд №6 Основная мысль: «Футбол – увлекательная игра»)

3.Где происходит действие? (Окраина Москвы)

4.Какое время года изображено на картине? Назовите приметы, которые указывают на это время года. (Осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, дети одеты легко.)

5.Сколько планов на картине? (Передний, средний, задний)

6.Что изображено на переднем плане? на среднем?

7.Вопрос-загадка. На картине изображены четыре игрока. Найдите их. (Настоящий игрок, запасной игрок, бывший игрок, будущий игрок)

8.Что мы видим на заднем плане? (Промышленный город, правительственное учреждение, серые жилые кварталы, маковки церквей)

9.Попробуйте сформулировать основную мысль картины. (Слайд №7 «Футбол – это увлекательная игра», «Футбол интересен всем».)

10.(Слайд №8) Обратите внимание на эпиграфы к уроку. К кому из героев картины можно отнести первый эпиграф? второй эпиграф? (1-й – к игроку, 2-ой – к болельщикам)

11.Как вы думаете, почему художник назвал картину «Вратарь»?

12.Чем интересна картина? Какие чувства она вызывает у вас

III. (Слайд №9) Работа над планом сочинения:

1. Как называется картина и кто ее автор?

2. Место, где происходит действие.

3. Время года, изображенное на картине.

4. Описание вратаря и болельщиков.

5. Описание города.

6. Основная идея картины.

7. Мое отношение к картине.

План дан лишь для ориентировки, его можно изменять, дополнять, строить описание в другой последовательности.

IV. Словарная работа Прежде, чем приступить к письменному описанию картины, проведем словарную работу. Запишите следующие слова и словосочетания:

Репродукция картины, вратарь, футбол, матч, соорудить ворота, атака, портфель, собака, октябрь, погода, шорты, чувствовать, изобразить, момент, город, площадка, справа, слева, пионерский галстук, колено, перчатки, азарт, пенальти, квартал, импровизированный.

1.Найдите в толковом словаре значения слов:

Импровизированный – неожиданный, внезапный, не подготовленный заранее

Пенальти – одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам соперника

Матч – спортивное соревнование между двумя или несколькими командами

2.Чтобы избежать тавтологии, необходимо подобрать слова-синонимы:

Бросится – кинуться, метнуться, ринуться, устремиться

Сосредоточенно внимательно

Быстрый – проворный, стремительный, торопливый

3.Какие деепричастные обороты можно использовать в сочинении? Как стоит вратарь? (широко расставив ноги, положив руки на колени, растирая рукой колено, внимательно следя за игрой, прибежав на помощь и др.)

4.Как выделяются на письме деепричастные обороты?

5.Какие краски использовал художник для написания этой картины? Какой колорит преобладает?

6.Вспомним, как пишутся сложные прилагательные, обозначающие цвет. (серо-голубой, желто-серый, желто-коричневый, темно-коричневый)

V. Выбор адресата.

Чтобы проще было писать сочинение, изберите для себя адресата, т.е. того, кого бы вы хотели иметь своим первым читателем. Никому об адресате не говорите и в сочинении о нем тоже не пишите, это будет ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать – вы с ним будете советоваться, для него стараться, ему рассказывать. Рассказывайте, употребляя глаголы в настоящем времени

VI. Приступаем к написанию сочинения по плану. Пишем на черновиках, где можно сделать необходимые исправления, пометки.




Просмотр содержимого презентации
«Урок развития речи в 7 кл»

Урок развития речи  в VII классе     Подготовила Л.И.Аксенова

Урок развития речи в VII классе Подготовила Л.И.Аксенова

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

Тема урока:

Подготовка к сочинению-описанию

по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

Какие типы речи вы знаете?

Какие типы речи вы знаете?

Какой тип речи вы будете использовать для написания сочинения?

Какой тип речи вы будете использовать для написания сочинения?

  • повествование
  • описание
  • рассуждение
Художник Сергей Алексеевич Григорьев.

Художник Сергей Алексеевич Григорьев.

Какие картины художника  С.А.Григорьева вы знаете?

Какие картины художника

С.А.Григорьева вы знаете?

«Обсуждение двойки»  «Прием в комсомол»

«Обсуждение двойки»

«Прием в комсомол»

«Внучка поэта» «Девочка в шубке»

«Внучка поэта»

«Девочка в шубке»

Картина С.А. Григорьева «Вратарь»

Картина С.А. Григорьева «Вратарь»

Футбол интересен всем: и детям, и взрослым  Футбол – это увлекательная игра Попытайтесь сформулировать основную мысль картины

Футбол интересен всем: и детям, и взрослым

Футбол – это увлекательная игра

Попытайтесь сформулировать основную мысль картины

К кому из героев картины можно отнести первый эпиграф? второй эпиграф?  Неважно, рядом кто юнец или старик,  Здесь каждый каждого на всех трибунах слышит.  Здесь общий стон или победный крик –  Весь стадион одним порывом дышит!  А.Крамов. Свиданье с ним я предвкушал с утра, Тая в душе знакомое волненье. Футбол – это народная игра, Часть жизни и мужчин общенье.  А.Крамов .

К кому из героев картины можно отнести первый эпиграф? второй эпиграф?

Неважно, рядом кто юнец или старик,

Здесь каждый каждого на всех трибунах слышит.

Здесь общий стон или победный крик –

Весь стадион одним порывом дышит!

А.Крамов.

Свиданье с ним я предвкушал с утра,

Тая в душе знакомое волненье.

Футбол – это народная игра,

Часть жизни и мужчин общенье.

А.Крамов .

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Работа над планом сочинения. Как называется картина и кто ее автор? Время года, изображенное на картине. Место, где происходит действие. Задний план картины. Описание города. Описание вратаря и болельщиков. Основная идея картины «Вратарь». Мое отношение к картине.

Работа над планом сочинения.

  • Как называется картина и кто ее автор?
  • Время года, изображенное на картине.
  • Место, где происходит действие.
  • Задний план картины. Описание города.
  • Описание вратаря и болельщиков.
  • Основная идея картины «Вратарь».
  • Мое отношение к картине.

Словарный диктант. Репродукция, картина, вратарь, футбол, матч, ворота, соорудить, атака, портфель, собака, октябрь, погода, шорты, чувствовать, изобразить, момент, город, площадка, справа, слева, пионерский галстук, колено, перчатки, азарт, пенальти, квартал, импровизированный.

Словарный диктант.

Репродукция, картина, вратарь, футбол, матч,

ворота, соорудить, атака, портфель, собака, октябрь, погода, шорты, чувствовать, изобразить, момент, город, площадка, справа, слева, пионерский галстук, колено, перчатки, азарт, пенальти, квартал, импровизированный.

неожиданный, не подготовленный заранее одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам соперника спортивные соревнования между командами Значения слов: Импровизированный -  Пенальти -  Матч -

неожиданный, не подготовленный заранее

одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам соперника

спортивные соревнования между

командами

Значения слов:

Импровизированный -

Пенальти -

Матч -

Подберите синонимы к словам:   Броситься –    Сосредоточенно –    Проворный –  ринуться, метнуться, устремиться внимательно быстрый, стремительный

Подберите синонимы к словам:

Броситься –

Сосредоточенно –

Проворный –

ринуться, метнуться, устремиться

внимательно

быстрый, стремительный

желто-коричневые темно-коричневые  Какие краски использовал художник? красные желто-серые зеленые серо-голубые

желто-коричневые

темно-коричневые

Какие краски использовал художник?

красные

желто-серые

зеленые

серо-голубые

Адресат – это тот, кому адресовано письмо

Адресат –

это тот, кому адресовано письмо

Приступаем к написанию сочинения

Приступаем к написанию сочинения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!