Урок русского языка в 8 классе
ТЕМА. Знаки препинания при однородных членах предложения
ЦЕЛЬ: углубить знания восьмиклассников об однородных членах предложения; сформировать общепознавательные умения находить однородные члены предложения и определять их вид, анализировать связь между ними, а также смысловые отношения, правильно расставлять знаки препинания и интонировать предложения с однородными членами; развивать творческие умения составлять предложения с однородными членами и использовать их в устной и письменной речи; с помощью коммуникативного материала способствовать развитию личности восьмиклассников средствами красоты природных достояний родного края.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
Подготовьте для работы тетради и карточки оценивания.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока
1. Слово учителя.
Сейчас зима. И всё чаще мы начинаем вспоминать тёплое и даже жаркое летнее солнышко. Давайте на минутку вернёмся в лето, полюбовавшись, наверное, одним из самых красивых уголков Крыма.
Просматривая, узнайте это место, ведь каждый из вас его посетил.
2. Просмотр фильма «Воронцовский парк».
Да, это один из шедевров садово-паркового искусства, известный Алупкинский парк, расположенный около Воронцовского дворца.
3. Работа с текстом.
Украшением известного Воронцовского дворца в Крыму является разбитый вокруг него парк, который занимает площадь 40 гектаров и размещается амфитеатром*. В парке насчитывается более двухсот видов деревьев, среди которых можно увидеть пальмы и лавры, кипарисы и маслины, магнолии и платаны, калину вечнозелёную и редкое южноамериканское дерево - араукария. Парк разбит в пейзажном стиле, и это не искажает, а дополняет природу, к которой как будто и не прикасалась рука человека.
Прибрежное шоссе делит парк на верхний и нижний.
Верхний парк насыщен природными «изюминками»: суровыми каменными хаосами** и зеркальными прудами, фрагментами южного леса и разными видами прекрасных экзотических деревьев. Все они имеют поэтические названия: Лунный камень, Малый и Большой хаосы, Форельное, Зеркальное и Лебединое озёра, Платановая, Солнечная, Каштановая поляны. Нижний парк посажен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения. Здесь можно любоваться Фонтаном слёз, ручьём «Кошачий глаз», скалой Айвазовского и террасой львов (Из журнала).
* Амфитеатром - полукругом, который возвышается, расширяясь вверх.
** Хаос - скопление, смесь.
Прочитайте текст самостоятельно. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Определите тип, стиль речи текста.
Объясните правописание выделенных слов.
Выпишите из текста предложение (одно) с однородными членами:
І группа – с 1-го абзаца;
ІІ группа – с 2-го абзаца;
ІІІ группа – с 3-го абзаца.
Чем предложение, выписанное учениками 2-й группы, отличается от предложений, выписанных учениками других групп?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Итак, тема урока – «Знаки препинания при однородных членах предложения».
ІII. Актуализация опорных знаний
1.Тестовые задания.
Сначала вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения. В этом нам помогут тестовые задания.
1. Однородные члены предложения - это такие члены предложения, которые:
А отвечают на один и тот же вопрос;
Б отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения, являются одинаковыми членами предложения;
В имеют похожие значения.
2. Однородные члены предложения могут соединяться с помощью:
А интонации и подчинительных союзов;
Б интонации и сочинительных союзов;
В интонации и подчинительных и сочинительных союзов.
3. Неоднородные определения:
А характеризуют разные признаки предмета;
Б выступают художественными определениями;
В между ними можно поставить союз И.
4. Укажите предложение с однородными членами:
А Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня. (С.Д. Дрожжин)
Б Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С. Пушкин)
В И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне. (С.А. Есенин)
5. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания пропущены):
А На лугах зима расстелила свои белые полотна.
Б Ночь раскинула над селом свой тёмный усыпанный звёздами шатёр.
В Тёплая июльская ночь пролетает над садами.
Проверка
1 Б
2 Б
3 А
4 А
5 Б
Фамилия, имя | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Бонус | |
Итог | |
ІV. Восприятие и осмысление учебного материала
1. Определение целей урока, которые ученики должны достичь после работы над темой.
Знать
Уметь
Признаки однородных членов предложения
З Условия постановки знаков препинания при ооднородных членах
нать
Определять в предложениях однородные члены
Уметь
Ставить в предложениях с однородными членами знаки препинания.
2. Работа с теоретическим материалом.
І группа – пользуясь данным материалом, рассказать о союзах, с помощью которых соединяются однородные члены предложения, проиллюстрируйте примерами.
Союзы, с помощью которых соединяются однородные члены предложения.
Сочинительные союзы
Соединительные Разделительные Противительные (и, да (в значении и) (или, либо) (а, но, да (в значении но)
ни…ни ) зато, однако
Парные союзы: как…так и; не так…как ; не только… но и; не столько…сколько; хотя и…но; если не…то; насколько...настолько.
ІІ группа – пользуясь данным материалом, рассказать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
О, О, О
О, а (но) О
и О, и О, и О
О и О, О и О
или О, или О
как О, так и О
не только О, но и О
не столько О, сколько О
ІІІ группа – данные схемы проиллюстрировать примерами.
О, О, О
О, а (но) О
и О, и О, и О
О и О, О и О
или О, или О
как О, так и О
не только О, но и О
не столько О, сколько О
V. Закрепление изученного
1. Объяснительная работа. (перед работой просмотр видео «Ливадийский парк»)
Объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
І группа – Ливадийский парк занимает площадь в 40 га, насчитывает около 400 разновидностей деревьев и кустарников.
ІІ группа – И голубые атласские ели, и секвойи, и канарские ели, и пинии, и магнолии, и тисы удачно введены в природу Ливадии.
ІІІ группа – В парке поражают не только группы густо растущих деревьев, а и незабываемый вид на море и горы.
2. Физминутка.
Если в предложении надо ставить запятые, ученики встают, если запятые ставить не надо – сидят (знаки препинания пропущены).
1) Отгудело отзвенело ласковое лето.
2) Зимой страдают от голода и холода птицы.
3) На небе ни облачка ни пятнышка.
4) Жемчугом росой солнцем умывается земля.
5) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
6) От малого топора как граб так и дуб падает.
3. Самостоятельная работа. (стр. 69, упр78. )
І группа – 1, 2 предложения.
ІІ группа – 3, 4 предложения.
ІІІ группа – 5, 6 предложения.
1 балл за каждое правильно записанное предложения. В карточке оценивания обозначьте количество баллов напротив цифры 2.
4. Задание «Найди ошибку».
- Найдите в предложениях пунктуационные ошибки. Объясните.
І группа – Руки старого лесоруба узловатые, жилистые, и могучие.
ІІ группа – Быстро надвигался вечер и в лесной чаще наступала тишина.
ІІІ группа – Закат пылал пожаром пурпуровых и золотых красок, и впечатлял сказочностью.
5. Творческое задание.
- Составить предложения с однородными членами (желательно о природе Крыма), пользуясь схемами:
І группа – 1) О, О, но О
2) ни О, ни О
ІІ группа – 1) или О, или О
2) и О, и О, и О
ІІІ группа – 1) то О, то О
2) не только О, но и О
VІ. Итог урока
1. «Ти мне, я тебе».
Задание для каждой группы:
- Составить три вопроса по изученному сегодня материалу.
Представитель 1-й группы задаёт один вопрос ученикам 2-й группы, представитель 2-й группы – ученикам 3-й группы, представитель 3-й группы – ученикам 1-й группы (Вопросы не повторяются).
2. Оценивание работы учащихся.
Учитель добавляет бонусные баллы каждому ученику, которые ребята заносят в карточки оценивания и подсчитывают общее количество баллов, полученных за урок.
VІІ. Домашнее задание
1. § 35, выучить теоретический материал.
2. Выполнить упр. 76 или написать сочинение-миниатюру на тему «Мой любимый уголок Крыма».