Тема: Аквариум с Данио.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу.
- Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям.
- Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Возьмитесь за руки.
- Теперь мы – команда.
- Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое, интересное.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить,
осмотреть, изучить что-то).
- Исследовать – идти по следу. Посмотрите на доску, выберите по какому следу вы
пойдёте.
(На доске: следы трёх цветов – зелёный, красный, синий)
- На партах вы видите следы разных цветов, займите свои места в группах по
цветам, которые вы выбрали.
- Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд №1)
3. Решение проектных задач.
- Сегодня наше исследование мы с вами начнем с решения проектных задач.
- Рассмотрите картинки. (на слайдах изображение аквариума) Слайд №2,3,4
- Предположите, с чем будет связана проектная задача, которую мы с вами будем сегодня решать?
- Послушайте историю. (учащиеся просматривают видео об аквариуме) Видео
- Как вы считаете, какие нужны знания для разведения аквариумных рыбок? (знать какие д/быть условия содержания, как обустроить аквариум, как кормить рыбок, кого с кем можно заселять.)
- Итак, теперь прослушайте задачу.
Василий и Петр – начинающие аквариумисты. У них есть аквариум с рыбками Данио. Вася и Петя планируют подселить новых жителей двух видов. В зоомагазине продаются Золотые рыбки, Жемчужные Гурами, Дискусы и Гуппи, а также имеется таюлица совместимости пресноводных аквариумных рыб.
- У каждой группы на парте лежит таблица совместимости аквариумных рыб. Слайд №5
- Изучите внимательно эту таблицу. (дети изучают сведения об аквариумных рыбках)
Задание 1. Слайд №6
Выберите, какие рыбки подойдут для аквариума с учётом совместимости рыб. Обведите их названия под фотографиями красным цветом. (дети выбирают)
Проверка: на доске это же задание, сначала каждая группа проговаривает свой вариант ответа, потом учитель обводит у доски названия рыбок.
Задание 2. Для обустройства аквариума надо купить 5 улиток, 2 куста водорослей и 2 ракушки. Цены указаны в прейскуранте. Рассчитайте, какая сумма останется на покупку рыбок, если для всей покупки отведено 200 монет. Заполните таблицу. Слайд № 7
(у каждого ребенка такая таблица, дети внося данные и считают)
Проверка: на доске в таблицу представитель из группы вписывают свои расчеты.
Задание 3. Слайд № 8
Рассчитайте, сколько рыбок выбранных видов можно купить, исходя из оставшейся суммы. (дети в группе сообща заполняют таблицу, затем представитель из группы у доски зачитывает свои результаты.)
- Молодцы! С проектными задачами справились. Теперь немного отдохнем.
Переменка (релаксация «Аквариум»)
4. Проведение эксперимента
- Сейчас я приглашаю вас «Волшебную лабораторию».
- Вы знаете, что такое лаборатория? (это спец. место где проводят опыты и эксперименты.)
- А вы любите экспериментировать?
- Чтобы принять участие в эксперименте, прочтите правила лаборантов. Слайд № 9
1.Внимательно слушать старшего лаборанта.
2.Точно выполнять указания.
3.Аккуратно работать с оборудованием.
4.В конце опытов делать выводы.
- Прошу занять свои места у столиков.
Эксперимент «Превращение цветка» Слайд №10
Катя вырезала цветок из бумаги. Загнула лепестки цветка вверх. Затем опустила цветок в тарелочку с водой. Выскажите свои предположения.
- Я предлагаю вам провести такой эксперимент, и узнать что же произойдет.
- Начнем. Нам понадобятся: Слайд №11
— вода
— ножницы;
— шаблон цветка;
— емкость для воды.
Подготовка:
1. Вырезаем цветок.
2. Наливаем в тарелочку немного воды.
Начинаем научное волшебство!
1.Берем цветок и отгибаем лепестки цветка вверх.
2. Опускаем цветочек в тарелочку с водой.
- Что вы видите?
Слайд № 12
Момент истины: происходит невероятное – цветы раскрывают свои лепесточки!
- Сделайте вывод.
Слайд № 13
Вывод: Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью
они «распускаются».

- Наша волшебная лаборатория закрывает свою работу. Вы все сегодня хорошо поработали.
Слайд № 14 Молодцы!
5. Рефлексия. Дети становятся в круг.
- Ребята, как вы считает, вот та информация, которую вы сегодня получили на занятии, может пригодиться нам в жизни?
- Где, например?
- А, сейчас я предлагаю вам вырастить цветочную поляну там, где мы с вами вначале занятия шли по следу.
- Если вам понравилось занятие, вы довольны своей работой - то посадите на полянке цветной цветочек.
- Если вам на занятии было не интересно и вы не доволен своей работой, то посадите белый цветочек.
- Посмотрите, какая у нас получилась прекрасная полянка.
- Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.
- И я вас благодарю. Мне было с вами очень интересно!
Таблица совместимости рыбок
| меченосцы | скалярии | сомы | гуппи | барбусы | петушки | гурами |
меченосцы | | | | | | | |
скалярии | | | | | | | |
сомы | | | | | | | |
гуппи | | | | | | | |
барбусы | | | | | | | |
петушки | | | | | | | |
гурами | | | | | | | |
Таблица совместимости рыбок
| меченосцы | скалярии | сомы | гуппи | барбусы | петушки | гурами |
меченосцы | | | | | | | |
скалярии | | | | | | | |
сомы | | | | | | | |
гуппи | | | | | | | |
барбусы | | | | | | | |
петушки | | | | | | | |
гурами | | | | | | | |
Таблица совместимости рыбок
| меченосцы | скалярии | сомы | гуппи | барбусы | петушки | гурами |
меченосцы | | | | | | | |
скалярии | | | | | | | |
сомы | | | | | | | |
гуппи | | | | | | | |
барбусы | | | | | | | |
петушки | | | | | | | |
гурами | | | | | | | |
Таблица совместимости рыбок
| меченосцы | скалярии | сомы | гуппи | барбусы | петушки | гурами |
меченосцы | | | | | | | |
скалярии | | | | | | | |
сомы | | | | | | | |
гуппи | | | | | | | |
барбусы | | | | | | | |
петушки | | | | | | | |
гурами | | | | | | | |
- Чтобы узнать какое будет наше следующее исследование разгадайте ребус
(см слайд №1,2)
- Правильно, эксперимент.
- Сейчас я предлагаю вам провести эксперимент «Сила магнита»
- У Павлика был магнит. Он поднял магнит над столом, на котором лежали канцелярские кнопки и пластмассовый кубик. К магниту стали примагничеваться только кнопки . Почему _____? (магнит притягивает только металлические предметы). Потом Павлик опустил в стакан с водой кнопки и пластмассовый кубик. Он был уверен, что через стекло………. . Выскажите свои предположения. Теперь запишите свои предположения.
- Ваша задача: Продумайте план проведения этого наблюдения, подберите ресурсы, по плану проведите эксперимент. Зарисуйте в рамочках самые важные результаты и допишите собственные выводы.