СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и тест по теме "Факторы размещения Мирового хозяйства".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«14. Ответы к тесту»

1 вариант


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

Сер. XX в

б

а

г

в

а

б

в

б

МГРТ


2 вариант



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

XVIII –XIX вв

а

г

б

а

в

в

в

б

МХ


Просмотр содержимого документа
«14. Тест (обобщение) по изученной теме, расп - 13 л.»

Тестовая работа по теме: "НТР   и Мировое хозяйство"

1 ВАРИАНТ

1. Современная научно-техническая революция началась в (укажите период, чтобы получилось верное выражение) _________________________________________________

2. Главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала: А) транспорту  

  Б) крупной промышленности    В) мировому рынку    Г) экономической интеграции стран.

3. Определите международную организацию, которая занимается регулированием добычи и экспорта нефти: А) ОПЕК   Б) АСЕАН    В) НАФТА    Г) ЕС.

4. Постиндустриальная структура хозяйства характерна в настоящее время для:

А) всех стран мира   Б) большинства стран мира, кроме наиболее отсталых   В) всех развитых стран мира и некоторых развивающихся    Г) наиболее развитых стран мира.

5. Укажите новый фактор размещения производства, появившийся в эпоху НТР:

А) транспортный   Б) трудовых ресурсов   В) экологический    Г)  ЭГП

6.  Отрасли международной специализации страны ориентированы: А) в основном на экспорт    Б) в основном на внутреннее потребление   В) в равной степени на экспорт и внутреннее потребление

7.  Какая структура хозяйства характерна для   Польши:

А)  аграрная         Б) индустриальная            В) постиндустриальная

8. Найдите ошибку в перечне стран, входящих в Европейский Союз: А) Испания Б) Греция   В) Исландия   Г) Франция

9. С течением времени географическая модель развития хозяйства: А)  упрощалась  Б) усложнялась   В) не изменялась

10. Дополните: "Специализация отдельных стран и регионов на производстве определенных видов продукции и услуг называется _____________________________________________ ".


----- - - - - - - - - ---------------------------------- - - - - - - - - ---------------------------- - - - - -- - - ----------



Тестовая работа по теме: "НТР   и Мировое хозяйство"

2 ВАРИАНТ

1.  Первая научно-техническая революция началась в (укажите период, чтобы получилось верное выражение) ____________________________________________________ .

2. Найдите ошибку в перечне факторов формирования географического разделения труда:

А) различия в политическом устройстве   Б) различия в географическом положении    В) различия в природных условиях и ресурсах    

3. В организацию экономической интеграции НАФТА входят страны:

А)  США и Япония  Б) Япония и Китай   В) Китай и Канада    Г) Канада и США

4. Найдите ошибку в перечне старых факторов размещения производства: А) транспортный Б) наукоемкости   В) территориальной концентрации  Г) трудовых ресурсов.

5. Под воздействием НТР в отраслевой структуре промышленности растет доля:

А)  обрабатывающей промышленности    Б)  добывающей промышленности

6. Какая структура хозяйства характерна для Японии:

А)  аграрная         Б) индустриальная            В) постиндустриальная

7. В эпоху НТР среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами развиваются: А)  машиностроение и черная металлургия  Б) черная металлургия и химия полимеров

В) машиностроение и химия полимеров

8.  НТР влияет на структуру хозяйства: А) отраслевую, Б) территориальную, В) отраслевую и территориальную.

9. В наши дни географическая модель мирового хозяйства имеет характер:

А)  моноцентрический   Б) полицентрический

10. Дополните: " Совокупность национальных хозяйств мира, объединенных внешними экономическими связями, называется ____________________________________________ ".

Просмотр содержимого документа
«14. Факторы размещения Мирового хозяйства»

Технологическая карта.

Тема занятия: «Факторы размещения Мирового хозяйства». (Сельское хоз-во).


Цели

учебные

развивающие

Воспитательные

Ознакомить учащихся со старыми и новыми факторами размещения производительных сил

Развивать умение обобщать материал



Вид занятия

теоретическое

Ожидаемые результаты

Ок 2, 4, 6, 7, 8, 12.

Тип занятия

Обобщение и систематизация с элементами изучения нового

Интегративные связи

Экономика, общество, история

Методы обучения

Словесные, наглядные

Оборудование

Проектор, географическая карта, атласы, карточки


Этап

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Виды и формы

Средства

Орг.момент

3

1). Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

Приветствие, готовность к учебному занятию



Проверка домашнего задания

15

Вызываю 2-х учащихся к доске. Задаю вопрос, сначала отвечает один, даёт развёрнутый ответ, после этого задаёт вопрос своему сопернику, и наоборот. Затем вопрос от зала, и те кто вышел «к барьеру» отвечает на этот вопрос один из соперников, затем другой. После этого выходит следующая пара соперников. Также. Максимум четыре пары. Этих 8 человек получают оценки.

В случае, если кто-то из соперников не может ответить, то его заменяет один из желающих из группы, что также получает оценку.

«К барьеру»


Изучение нового материала

До к.у.

+

25

1. Провести мотивацию перед началом изучения нового материала (создать проблемную ситуацию);

2. Обозначить тему занятия, актуальность изучения, цели изучения;

3. Ознакомить с планом занятия

4. Даю лекцию под конспект по содержанию материала.

5. Рефлексия (фронтальный опрос).

Слушают и записывают новую тему, пишут конспект нового материала с подиктовки преподавателя.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Лекция под конспект в виде таблицы.

Проектор

Обобщение со взаимопроверкой

15 (40)

1. Раздать карточки и листочки;

2. Проинструктировать выполнение заданий;

3. Корректировать проведение теста;

4. Организовать взаимопроверку;

1. Получают раздаточный материал;

2. Подписывают свои работы;

3. Выполняют тест;

4. Проводят взаимопроверку.

Тест

Карточки

Итоги

4 (44)

1. Подвести итоги занятия;

2. Назначить должников на дополнительное занятие;

3. Объявить оценки.



Д/з

+ составить кроссворд по главным словам темы «НТР и Мировое хозяйство».


Проверка домашнего задания.

  1. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

  2. В каких регионах мира сохранилась доиндустриальная структура экономики? Где формируется постиндустриальная?

  3. Как НТР влияет на отраслевую структуру Мирового хозяйства?

  4. Варианты моделей Мирового хозяйства.

  5. Чем различается территориальная структура хозяйства в развитых и развивающихся странах?

  6. В чём заключается региональная политика?


СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА.

I. Основные факторы размещения хозяйства

   Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые в основном в эпоху НТР. Хотя, такое деление условно. Ведь и те из их которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

II. Старые факторы размещения

  1. ФАКТОР ТЕРРИОРИИ. Как правило, чем больше размеры территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю. Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические районы, зоны, Макрорегионы, регионы.

  В сравнительно небольших странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них испытывают "дефицит территории".

   2.  ПРИРОДНО- РЕСУРСНЫЙ ФАКТОР. Для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. В наше время в добывающей промышленности наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

   3. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЕЯ (Э Г П ).

Н. Н. Баранский выделил четыре разновидности Э Г П: 1. центральное положение, 2)глубинное положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положение, обычно выступают в качестве выгодных черт Э Г П. Глубинное (периферическое) положение может замедлять экономическое развитие. Фактор соседского положения во многом зависит от отношений между государствами. Приморское положение, за исключением арктических морей, во все времена было выгодным Э Г П. в прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов с населением более 1,5 млн. человек. А из 23 "сверхгородов" только семь, не являются морскими портами.

   4. ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКТОР.  До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Но в эпоху НТР значительно уменьшились транспортные затраты, при том, что транспортный фактор продолжал оказывать значительное влияние на размещение производства особенно в больших по территории странах.

   5. ФАКТОР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВУ. В первую очередь это относится к трудоемким отраслям. В эпоху НТР влияние этого фактора проявляется двояко:

- в первом случае, в промышленность, непроизводственную сферу привлекается рабочая сила из других стран. Страны Западной Европы – главные центры притяжения трудовых ресурсов из других стран.

- во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. Регионы Восточной и юго-восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы, США.

III. Новые факторы размещения.

  1. ФАКТОР НАУКОЕМКОСТИ. В эпоху НТР научно-техническая база становится более важным фактором размещения производства.

   В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки – это, прежде всего, сходные по своему характеру технополисы и технопарки.

  Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парков – сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу "Наука-предпринимательство". Появились в 50-х годах в США (Силиконовая долина), затем охватила Зарубежную Европу, НИС Азии, и др. страны.

   Технополис – специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработками инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовка научных кадров. Идея технополисов зародилась в Японии в 80-хх годах и получила широкое распространение. В России: Подмосковье – Дубна, Пущино, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев. В Сибири - Академгородок под Новосибирском. Города атомного министерства: Арзамас, Пенза, Екатеринбург, Златоуст, Челябинск. Томск, Красноярск.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР в период НТР приобрел особое значение благодаря целой системе природоохранных мер.

 Вывод: НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало бы и на каком бы экономическом уровне не находилось.


РЕФЛЕКСИЯ:

1. «Как вы думаете, почему фактор наукоёмкости следует отнести к числу новых факторов»

2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!