Технологическая карта.
Тема занятия: «Факторы размещения Мирового хозяйства». (Сельское хоз-во).
Цели |
учебные | развивающие | Воспитательные |
Ознакомить учащихся со старыми и новыми факторами размещения производительных сил | Развивать умение обобщать материал | |
Вид занятия | теоретическое |
Ожидаемые результаты | Ок 2, 4, 6, 7, 8, 12. |
Тип занятия | Обобщение и систематизация с элементами изучения нового |
Интегративные связи | Экономика, общество, история |
Методы обучения | Словесные, наглядные |
Оборудование | Проектор, географическая карта, атласы, карточки |
Этап | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Виды и формы | Средства |
Орг.момент | 3 | 1). Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. | Приветствие, готовность к учебному занятию | | |
Проверка домашнего задания | 15 | Вызываю 2-х учащихся к доске. Задаю вопрос, сначала отвечает один, даёт развёрнутый ответ, после этого задаёт вопрос своему сопернику, и наоборот. Затем вопрос от зала, и те кто вышел «к барьеру» отвечает на этот вопрос один из соперников, затем другой. После этого выходит следующая пара соперников. Также. Максимум четыре пары. Этих 8 человек получают оценки. В случае, если кто-то из соперников не может ответить, то его заменяет один из желающих из группы, что также получает оценку. | «К барьеру» | |
Изучение нового материала | До к.у. + 25 | 1. Провести мотивацию перед началом изучения нового материала (создать проблемную ситуацию); 2. Обозначить тему занятия, актуальность изучения, цели изучения; 3. Ознакомить с планом занятия 4. Даю лекцию под конспект по содержанию материала. 5. Рефлексия (фронтальный опрос). | Слушают и записывают новую тему, пишут конспект нового материала с подиктовки преподавателя. Отвечают на вопросы преподавателя. | Лекция под конспект в виде таблицы. | Проектор |
Обобщение со взаимопроверкой | 15 (40) | 1. Раздать карточки и листочки; 2. Проинструктировать выполнение заданий; 3. Корректировать проведение теста; 4. Организовать взаимопроверку; | 1. Получают раздаточный материал; 2. Подписывают свои работы; 3. Выполняют тест; 4. Проводят взаимопроверку. | Тест | Карточки |
Итоги | 4 (44) | 1. Подвести итоги занятия; 2. Назначить должников на дополнительное занятие; 3. Объявить оценки. | | |
Д/з | + составить кроссворд по главным словам темы «НТР и Мировое хозяйство». |
Проверка домашнего задания.
Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?
В каких регионах мира сохранилась доиндустриальная структура экономики? Где формируется постиндустриальная?
Как НТР влияет на отраслевую структуру Мирового хозяйства?
Варианты моделей Мирового хозяйства.
Чем различается территориальная структура хозяйства в развитых и развивающихся странах?
В чём заключается региональная политика?
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА.
I. Основные факторы размещения хозяйства
Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые в основном в эпоху НТР. Хотя, такое деление условно. Ведь и те из их которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.
II. Старые факторы размещения
1. ФАКТОР ТЕРРИОРИИ. Как правило, чем больше размеры территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю. Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические районы, зоны, Макрорегионы, регионы.
В сравнительно небольших странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них испытывают "дефицит территории".
2. ПРИРОДНО- РЕСУРСНЫЙ ФАКТОР. Для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. В наше время в добывающей промышленности наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.
3. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИКО- ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЕЯ (Э Г П ).
Н. Н. Баранский выделил четыре разновидности Э Г П: 1. центральное положение, 2)глубинное положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положение, обычно выступают в качестве выгодных черт Э Г П. Глубинное (периферическое) положение может замедлять экономическое развитие. Фактор соседского положения во многом зависит от отношений между государствами. Приморское положение, за исключением арктических морей, во все времена было выгодным Э Г П. в прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов с населением более 1,5 млн. человек. А из 23 "сверхгородов" только семь, не являются морскими портами.
4. ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКТОР. До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Но в эпоху НТР значительно уменьшились транспортные затраты, при том, что транспортный фактор продолжал оказывать значительное влияние на размещение производства особенно в больших по территории странах.
5. ФАКТОР ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВУ. В первую очередь это относится к трудоемким отраслям. В эпоху НТР влияние этого фактора проявляется двояко:
- в первом случае, в промышленность, непроизводственную сферу привлекается рабочая сила из других стран. Страны Западной Европы – главные центры притяжения трудовых ресурсов из других стран.
- во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство к источникам дешевых трудовых ресурсов. Регионы Восточной и юго-восточной Азии, обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрами притяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы, США.
III. Новые факторы размещения.
1. ФАКТОР НАУКОЕМКОСТИ. В эпоху НТР научно-техническая база становится более важным фактором размещения производства.
В эпоху НТР сложились и новые формы территориальной организации науки – это, прежде всего, сходные по своему характеру технополисы и технопарки.
Технопарк (научный, исследовательский, технологический парк) – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парков – сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу "Наука-предпринимательство". Появились в 50-х годах в США (Силиконовая долина), затем охватила Зарубежную Европу, НИС Азии, и др. страны.
Технополис – специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработками инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовка научных кадров. Идея технополисов зародилась в Японии в 80-хх годах и получила широкое распространение. В России: Подмосковье – Дубна, Пущино, Обнинск, Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев. В Сибири - Академгородок под Новосибирском. Города атомного министерства: Арзамас, Пенза, Екатеринбург, Златоуст, Челябинск. Томск, Красноярск.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР в период НТР приобрел особое значение благодаря целой системе природоохранных мер.
Вывод: НТР оказывает мощное воздействие на все стороны современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало бы и на каком бы экономическом уровне не находилось.
РЕФЛЕКСИЯ:
1. «Как вы думаете, почему фактор наукоёмкости следует отнести к числу новых факторов»
2.