Дата: 15.12.11.
Интегрированный урок обучения грамоте (чтение) и трудового обучения
Тема: Закрепление пройденного. Чтение слов с изученными буквами. Работа с бумагой. Вырезание из бумаги новогодней елки с помощью шаблона.
Цель: 1) закрепить навыки чтения слов и предложений с изученными буквами, учить выполнять аналитико - синтетические упражнения, активизировать словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения
Совершенствовать навыки работы учащихся с шаблонами, ознакомить учащихся с элементарными основами конструирования новогодней елки из бумаги способом резания по кривым линиям, учить применять ранее полученные знания;
2) развивать познавательный интерес, устную связную речь, память, внимание, мышление, наблюдательность, конструктивные способности;
3) воспитывать чувство взаимопомощи, любовь и бережное отношение к природе; вызвать у детей желание её оберегать и приумножать, воспитывать эстетический вкус, экономность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, дружбу.
Оборудование: фонограммы музыки П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь», польки «Холи-доли», иллюстрации пейзажа зимнего леса, значки для награждения, сказочные герои( Снежная Королева, Старичок - Лесовичок, снеговики ), карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, снежинки для чтения слогов и слов, слоговая таблица, образцы изделий из бумаги (елки), иллюстрация сосны и ели, шаблоны елочных игрушек, ножницы, клей с кисточкой, ватман, листы зеленой бумаги, простой карандаш.
Тип: урок закрепления и совершенствования полученных знаний
Ход урока:
І. Организация класса
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается наш урок.
Повернитесь-ка к гостям,
Улыбнитесь мило им.
Мы сейчас покажем всем,
Как мы все работаем,
Крепко руки мы пожмем,
И урок скорей начнём.
- Сейчас тихонько сядут те дети, чьи имена начинаются с гласного звука. Теперь сядут те, чьи имена начинаются с твердого согласного звука. И сядут те дети, чьи имена начинаются с мягкого согласного звука. Молодцы! Вы были внимательны!
- Дети, каким бы вы хотели видеть наш урок сегодня ?
- Это будет зависеть от вас, от того, как вы будете работать, помогать друг другу и мне.
ІІ. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы с вами будем применять те знания, которые получили на прошлых уроках. Самые активные на уроке как всегда будут получать значки. Они волшебные, а почему – я скажу в конце урока.
ІІІ. Актуализация знаний и умений учащихся.
-Урок у нас будет необычный. Мы с вами сегодня отправимся в сказочный зимний лес. Будем его гостями, друзьями, помощниками и защитниками.
( учитель открывает иллюстрации с пейзажами зимнего леса)
1. Речевая зарядка.
- Ребята, вы, наверное, знаете, что в зимнем лесу хорошо и легко дышится потому, что здесь чистый воздух.
а) Давайте сейчас сделаем глубокий вдох и выдох через нос.
б) А теперь глубокий вдох, задержим дыхание, выдох через нос.
Приглашаю вас, друзья,
В зимний лес сегодня я.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою:
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
В этот зимний снежный час
Лес давно заждался нас!
Скажем дружно:
« Здравствуй, лес!
Ты открой нам сто чудес!»
2. Упражнение на формирование навыков выразительного чтения.
- Повторите последние две строки стихотворения с разной интонацией.
( громко, радостно; тихо, спокойно; шепотом)
- Здравствуй, лес! Ты открой нам сто чудес!
ІV. Закрепление и совершенствование полученных знаний.
1. Работа над составлением ассоциативного куста. (Работа в группах).
Чудеса б открылись сами,
Но не пустит в лес хозяин.
Старичок - Лесовичок
Приготовил нам заданье
На смекалку и на знанья.
Чтобы в лес нам попасть -
Поработать надо всласть.
а) Звуко - буквенный анализ слова « лес».
( составить на доске схему слова « лес» с комментированием ).
1 задание Старичка –Лесовичка. Надо на доске записать звуко -буквенную схему слова «лес».
- Кто из вас хочет выполнить задание.
- Дети, кто был в лесу, поднимите руки. Значит, вы видели, что растет в лесу.
б) Задание от Старичка – Лесовичка для вас.
( для каждой группы (ряда) задание: нужно сложить из пазлов изображения - дерево, куст, трава).
- Вы должны сейчас по рядам все вместе собрать правильно пазлы и назвать, что же растёт в лесу?
На эту работу у вас всего 1 минутка.
-Назовите слово, которое у вас получилось.
( прикрепляю на доске полученные картинки).
- Дети, назовём вместе, что же растёт в лесу?
( называют хором: дерево, куст, трава )
лес

дерево трава
куст
2.Чтение слогов и слов с изученными буквами.
Игра « Молния»
- Ребята, кажется, в нашем лесу пошел снег.
С неба падают снежинки,
словно белые пушинки,
покрывая все кругом
мягким бархатным ковром.
- А снежинки- то не простые - волшебные: на них напечатаны слоги. Если мы их сейчас быстро не прочитаем, то они мгновенно растают .
( На доске прикреплены на нитках снежинки разного цвета, на которых напечатаны слоги: ли, па, сос, на, оси, на, ду, бы. Учитель показывает на снежинках несколько секунд слоги, а дети хором и индивидуально читают вслух.)
Молодцы! (вручаю значки за ответы).
- Наши снежинки не растаяли, а закружились в танце. Старичок - Лесовичок говорит, что если мы правильно объединим снежинки в танцевальные группы, то сможем прочесть, какие деревья растут в лесу. ( Дети составляют из слогов слова, называют названия деревьев: липа, сосна, осина, дубы, получают за ответы значки.)
( фронтальная работа )
- А ещё какие деревья растут в лесу?
( В лесу ёще растут береза, черемуха, вяз, ясень, кедр, бук и т.д. )
( За ответы учитель выдает значки.)
3.Работа над загадкой.
- Отгадайте загадку ещё об одном дереве, которое растет в лесу.
Стою в тайге на одной ноге.
Сверху шишки, снизу мишки.
Зимою и летом зеленого цвета.
Платьице в иголках, а называюсь …. ( ёлка).
Мозговой штурм.
- А что вы знаете о елке?
( Листья – иголки, растет в лесу, на ней растут шишки, под ней живут и прячутся звери, всегда зеленая, ставят на Новый год)
Ответы детей поощряются значками.
- Дети, елкой называют дерево ель, а на праздник Нового года украшают не только ель, но и сосну.
( учитель демонстрирует иллюстрации сосны и ели)
- Сравните эти деревья.
5. Физминутка. ( Веселый танец под музыку холи- доли)
Время есть ещё немножко
Погулять по лесу можно.
- А чтобы не замерзнуть в нашем зимнем лесу, давайте станцуем наш веселый танец.
6.Беседа
- Дети, а какой праздник не обходится без лесной красавицы?
- Поднимите руку, у кого дома каждый год стоит настоящая елочка?
- А у кого стоит искусственная елочка?
- Ребята, как вы думаете, какая лучше? Почему?
7. Орфоэпическое чтение слов.
-В нашем сказочном лесу елок нет - их все унесла в свои владения Снежная Королева.
- Они прислали нам телеграмму, но вьюга унесла несколько букв.
Кто сможет прочесть, что же нам написала елочка?
Г Е Е Е
ПОМО*ИТ*! СПАСИТ* М*НЯ!
- Какое правило правильного произношения мы с вами знаем?
8. Чтение по слоговой таблице. Игра « Слова - невидимки»
- Чтобы елочке вернуться назад в лес, нам надо выполнить задания Снежной Королевы.
1 задание.
- Прочтите слова- невидимки. ( Учитель вручает значки).
( Учитель,молча, показывает по слоговой таблице слоги, а дети составляют из них слова и называют их).
Маска, мост, вода, нос, санки, сосулька.
- Составьте со словом санки предложение и запишите схему предложения на доске.
9. Чтение слов. Работа в парах. (Выполнение дифференцированного задания по карточкам в виде тучек).
2 задание Снежной Королевы.
- Снежная Королева заколдовала всех лесных жителей.
Помогите расшифровать, кого она заморозила.
Поработайте в парах по карточкам и назовите зверей.
ааавоааалкааа ооооёооожооо
кккликкксаккк ссссбессслскасс
ууукауубауунуу ыыысоыыроыыка
тттсттоттваттт дддзддадддяддцдд
вввутввкаввв
- Каких зверей вы спасли?
10. Выборочное чтение.
3 задание Снежной Королевы.
- Откройте учебник на закладке. ( с. 58). Найдите столбики слов на странице. Прочтите мне слова, которые
- состоят из 3 букв;
- которые начинаются с буквы к;
- которые заканчиваются буквой л;
11.Работа над текстом. (« Жужжащее» чтение)
- Мы с вами выполнили все задания Снежной Королевы правильно. Давайте елочке отправим письмо, пусть она не беспокоится.
- Прочтите текст письма самостоятельно. ( по карточкам - индивидуальное чтение, затем чтение текста с доски –
чтение « буксир» хором )
- О чем говорится в тексте?
СОСНА - ВЫСОКАЯ И КРАСИВАЯ.
СОСНА РАСТИ В Л*СУ!
ТАМ ТВО* ДОМ!
- Дети, чтобы елки росли в лесу, что надо делать? (ответы)
12 .Чтение стихотворения подготовленным учеником:
Ученик : Щоб ялинок не рубати,
треба штучні купувати,
Ось погляньте перед вами
ці красуні разом з нами.
( показ образцов искусственных елок).
Физминутка. ( изображение детьми зверей: зайчика, медвежонка, лисички, ежика).
13. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. ( Работа по таблице).
- Мы сегодня с вами все вместе и сделаем из бумаги с помощью шаблона искусственную елочку к Новогоднему празднику. Вы будете пользоваться ножницами. Давайте вспомним, как нужно правильно работать с ножницами. ( Дети называют правила работы с ножницами с помощью таблицы).
14. Технологическая карта изготовления изделия.
Взять зеленый лист бумаги сложить его пополам.
На белой стороне бумаги обвести свою ладошку.
Вырезать из бумаги сразу две детали елочки
Приклеить на бумагу с помощью учителя.
15. Практическая деятельность учащихся с помощью учителя.
( Звучит фонограмма музыки П.И. Чайковского « Времена года. Декабрь.»)
Дети выполняют коллективную работу:
часть самостоятельно, часть с помощью учителя. Конструируют из « ладошек» елочку на доске. Дети, которые быстро справятся с заданием, получают дополнительное задание — шаблоны елочных украшений.
16. Анализ выполненной работы.
- Посмотрите, какая красавица у нас получилась! Вам нравится?
( Ребята хлопают в ладоши).
- Теперь я думаю , что у вас дома будет на празднике стоять искусственная елка, а в лесу будет все больше и больше живых лесных красавиц.
V. Итог урока.
Прозвенит сейчас звонок,
Наш закончится урок,
Мы чудесно погуляли,
И немножечко устали,
Но трудились мы все на «ура».
Нам из леса вернуться пора.
- Что же вы расскажите дома?
-Что вам понравилось на уроке?
-У вас на партах лежат снеговики. Если вам наш урок понравился, то нарисуйте ему улыбку. Если нет - то грусть. Покажите своих снеговиков всем!
Встаньте все, у кого есть значки. Как много у меня и у леса было сегодня помощников. Вы были очень активными и добрыми друзьями елочки. Я вам говорила, что значки , которые вы заработали на уроке необычные: присмотритесь - ведь это новогодние елочные шары для вашей елочки, которую вы сделаете дома. Можете ими ее украсить.
- Спасибо вам, дети, за урок.
Я получила огромное удовольствие от вашей работы и ваших знаний.
Хочу от себя и от вашего имени поздравить наших гостей с наступающим новым годом!
Дети хором: С Новым годом!
Интегрированный урок
обучение грамоте (чтение) и
трудового обучения
ТЕМА: Закрепление пройденного.
Чтение слов с изученными буквами.
Работа с бумагой. Вырезание из бумаги
новогодней ёлки с помощью шаблона
( 1-б класс)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Новосветловской гимназии
Клокова Ирина Сергеевна
2011 г.