Цель:
Познакомить обучающихся с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на железнодорожном транспорте.
Научить делать правильные выводы на основе осознанного соблюдения правил безопасности на железной дороге.
Продолжать развивать умение работать в группах.
Формировать умение приходить к единому мнению во время работы в группе.
Воспитывать чувство ответственности за свои действия.
1. Приветствие
Здравствуйте. Сегодня наш урок не совсем обычный, потому что это не только урок математики, но еще и ОБЖ.
А вот тему нашего урока вы попробуете определить сами.
Показ отрывка из мультфильма «Шапокляк»
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока.
Давайте проверим, правильно ли вы определили.
Слайд 1 Безопасность на железнодорожном транспорте.
Наша планета покрыта густой сетью железных дорог, но так было не всегда.
На первых железных дорогах происходили столкновения поездов с конными видами тяги. В 1833 г. в Англии была проложена линия между Лейстером и Свеннингтоном. Вскоре после открытия один из поездов имел несчастье наскочить на телегу, нагруженную маслом и яйцами, переезжавшую через полотно дороги по пути на рынок в Лейстер. Телега была опрокинута и разбита вдребезги. Правда, машинист трубил в рог, предостерегая возницу, но сигнал его не был услышан. Этот случай был одним из первых относительно крупных катастроф на железной дороге, а поэтому он вызвал страшное волнение. Дирекция дороги была вынужденна в тот же день созвать совещание и обсудить неприятный случай. Долго они обдумывали, как изыскать средства предотвращения в будущем подобных катастроф, но ни одно предложение не удовлетворило собравшихся. Тогда директору дороги пришла в голову мысль: нельзя ли на паровозе устроить инструмент наподобие рожка, который действовал бы посредством пара. Заказ на изготовление парового рожка был дан фабрике музыкальных инструментов. Первый же опыт оказался настолько удачным, что дирекция дороги решила все свои паровозы снабдить такого рода сигнальными приспособлениями, а за убитую лошадь, сломанную телегу, 50 фунтов испорченного масла и 80 дюжин разбитых яиц пришлось уплатить.
О необходимости каких-то мер для безопасности пассажиров на железных дорогах в России понимали с постройкой первой железной дороги. Владельцам первой построенной Царскосельской железной дороги была вменена обязанность «иметь на паровых экипажах колокольчики».
Так как паровозные свистки «наводили ужас» на публику, то начальство приказало их заменить музыкою. Для этого впереди дымовой трубы паровоза ставились особо для этого выписанные заграничные органы, исполнявшие разные музыкальные пьесы с аккомпанементом сильных труб и барабанов. Ручку органа во время хода поезда вертел особый агент службы движения.
Настолько же своеобразна была мера, придуманная заботливым начальством для отклонения несчастий с людьми при столкновении поездов. Между тендером и вагонами ставилась одна или две открытые платформы, наполненные соломою. Предполагалось, что при несчастье с поездом пассажиры вследствие сотрясения вагонов будут из них выбрасываться, и при этом будут попадать па мягкую подстилку.
Несмотря на принятые меры безопасности, случались и аварии, в которых гибли люди.
Кто же был первым человеком, погибшим по своей неосторожности под колесами паровоза?
15 сентября 1830 года состоялась церемония открытия железной дороги Ливерпуль—Манчестер. На ней присутствовали многие члены правительства. Праздник был омрачён трагической гибелью депутата Парламента. Желая переговорить со стоящим по другую сторону пути премьер-министром, он попытался перебежать пути, не обращая внимания на приближение поезда, был сбит «Ракетой» и скончался на месте.
Скорости становятся все быстрее, а люди все так же беспечны.
Какие же опасные ситуации могут возникнуть на железной дороге?
У вас на столах в конвертах лежат пазлы, попробуйте собрать их и вы узнаете, о каких опасностях мы с вами поговорим сегодня. На это задание вам 3 минуты.
1 подгруппа прикрепляет на доску собранное из пазлов изображение.
Первая опасность – это электрическая дуга.
Прочитайте, что писали в средствах массовой информации об этом.
На столах лежат распечатки ситуаций.(Приложение)
В августе 2011 года трагедия произошла на станции Анзёби вечером. Один ребёнок погиб на месте. Ещё двое находились в детской городской больнице. Ожоги 7 процентов тела получил 13-летний мальчик. Врачи говорят: "родился в рубашке". Ещё один ребёнок 14 лет в крайне тяжёлом состоянии находился в реанимации.
"Диагноз при поступлении - электротравма, электроожоги. Общей площади до 75 процентов. Состояние усугубляется тем, что ожоги очень глубокие. Четвёртая степень - самая крайняя степень ожога. Поэтому прогноз сказать никто не может, у нас нет уверенности, что все закончится хорошо", - сообщает заведующий отделением реанимации ДГБ.
Немного раньше компания молодых людей (только уже в Одессе) решила провести фотосессию на крыше товарного поезда, который стоял на станции. Первой вызвалась позировать студентка Ольга. Залезла на вагон, подняла руки над головой - будто смотрит в небо - и вдруг девушка подлетела на два метра вверх, прямо к проводам, а потом рухнула на землю.
В это время в газете «Комсомольская правда» писали о 18-летнем парне из Донецка, который решил прокатиться верхом на товарняке. В итоге - сильнейший удар током, на юноше загорелась футболка, он потерял сознание и получил ожоги тела (поражено 50 процентов кожи). К счастью, донецким врачам удалось спасти жизнь парня...
Посмотрите, что происходит ч человеком и его сердцем, если он попадает под электрическую дугу. (Карточки на столах приложение)

Прохождение тока через тело человека

Когда электрическая дуга проходит через тело человека, сердце начинает работать неравномерно, стенки его разрушаются, разрываются и человек погибает.
Попробуйте доказать опасность путем математических вычислений.
Для этого вам необходимо решить задачу №1.
Такой заряд электричества легко пробивает воздух толщиной 2 метра. Вот пчелы и комары рядом с железнодорожной электролинией не летают.
О какой опасности говорит пазл, собранный 2 подгруппой?
Размещаем на доске. Найдите примеры на данную ситуацию у себя на столах.
(Приложение)
Двое семнадцатилетних подростков на перегоне между станциями Бугач и Минино решили перейти железнодорожное полотно в непосредственной близости к приближающемуся поезду. В результате оба парня погибли.
Страшный случай произошёл 12 августа нынешнего года на перегоне станций Чернореченская – Тарутино. Бабушка с внучкой, пропустив один состав, поспешили взойти на насыпь, и не заметили, что по встречным путям тоже идет поезд. Обе погибли на месте.
Перед вами задача, попробуйте решить успеют ли пассажиры перейти на соседнюю платформув данной ситуации.
(Приложение)
Даже, когда машинист среагировал моментально, – как только увидел маячивших вдали пешеходов, сразу же применил экстренное торможение, то еще почти километр грузовой состав продолжал движение по инерции. Тормозной путь такого поезда составляет от 600 до 1200 метров, и наезд на человека, находящегося на путях, как правило, неизбежен. Машинист оказывается заложником ситуации, - сам он спасти людей уже не может.
Какой вывод можно сделать?
Правильно, необходимо переходить пути только по авиадуку.
Мы предлагаем 3 подгруппе представить сложенный их подгруппой пазл.
О какой опасности он говорит?
В Харькове нас выпустили подышать свежим воздухом, на улице была теплая украинская ночь, и заходить обратно в вагон не хотелось. Проводники это все понимали, и также не торопили людей в поезд, в итоге ближе к часу Х, когда поезд должен был отправиться, у нашего вагона очутился чудный, и безумно симпатичный щенок. И все пассажиры бросились кормить щенка, тем, чем было. Пока происходило все это действо, поезд медленно, но верно тронулся дальше в путь.
25 января 2014 года, на станции железнодорожного вокзала Уфы произошел несчастный случай. 54-ый поезд дальнего следования маршрута «Харьков- Владивосток» переехал пассажира. Как только состав тронулся с перрона, человек попытался запрыгнуть в вагон, чтобы поезд не уехал без него. Но неудачно ухватившись за поручни, мужчина сорвался вниз – прямо под колеса поезда.
Какой вывод можно сделать из решения следующей задачи?
(Приложение)
Мы предлагаем поместить на доску оставшиеся пазлы. О чем они говорят? Ваше домашнее задание будет следующее: по данным пазлам вам необходимо будет составить задачи. Все необходимые данные у вас на листах.
Рефлексия:
Наш урок подошел к концу, хочется напомнить вам, что, чтобы остановить поезд, нужно время. Чтобы остановить жизнь – одно мгновение. Поэтому на память о нашем уроке мы решили подарить вам небольшие памятки. Если наш урок открыл для вас что-то новое, предлагаем прикрепить к нашему паровозу свои вагончики. А если наш урок не принес вам никаких знаний, то ваши вагончики остаются в депо.