СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока в 6 классе: Многообразие и происхождение культурных растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по биологии, географии и музыке: Многообразие и происхождение культурных растений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока в 6 классе: Многообразие и происхождение культурных растений»

Интегрированный урок "биология + география+ музыка" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Разделы: БиологияГеография, Музыка. Учитель: Амерханова Л.Н., филиал МАОУ «Аромашевская СОШ» Кармацкая СОШ.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений и содействовать развитию экологической культуры средствами музыки, представляющими образ природы.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • познакомить с одним из центров происхождения культурных растений

  • показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

  • показать важность присутствия музыки в восприятии и понимании окружающей нас природы.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

  • формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

  • расширение кругозора обучающихся;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Оборудование:

  • Карта мира, интернет – ресурсы

  • презентация, “Дневник исследователя”.

Ход урока

Вступительное слово учителя .

- Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии,географии и музыки.

Учитель : назовите тему сегодняшнего урока внимательно рассмотрев слайд.

Многообразие и происхождение культурных растений”

Что же мы будем изучать сегодня? Какова же цель нашего урока ребята?

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

-ради чего первобытные люди собирали растения?

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

Чтобы ответить на эти вопросы и назвать группы вам необходимо выполнить упражнение: сравнить пары растений.(Работа с карточками)

Обратите внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

Делаем вывод: те растения, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут везде и сами по себе. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

биология:

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- что такое искусственный отбор (на слайде)

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- определение “селекция”. (на слайде)

биология:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

биология: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

И так как мы с вами живем в деревне и у всех у нас есть огород, давайте вспомним :

Диалог с детьми:

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Чтобы ответить на данные вопросы вы должны прочитать информацию о культурных растениях, вы должны прочитать параграф 30 учебника.

Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”

(Приложение 2), которые лежат у вас на столах.

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

(Приложение 3)

(слайды ).

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

 

 



география:

Эпоха Великих Географических Открытий, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд ) вслед за Колумбом , открывать новые земли отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы . При возвращении домой они привозили с сбой диковинные для них растения: кукурузу, томат, подсолнечник, картофель.

география: какой из этого вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.



биология: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Центры происхождения растений совпадают с местами, где в древности существовало земледелие. Переселяясь на новые места, люди сажали там культурные растения из других мест. Так происходило распространение культурных растений.

Выделяют восемь центров происхождения культурных растений:

  • Южноазиатский тропический (чай, рис, огурец, баклажан, лимон, апельсин, сахарный тростник, банан)

  • Восточноазиатский (просо, соя, хурма, вишня)

  • Юго-западноазиатский (рожь, ячмень, овес, мягкая пшеница, дыня, горох, черешня)

  • Передне-азиатский (инжир, миндаль, виноград, гранат, рожь, роза)

  • Эфиопский, или Абиссинский (кофе, арбуз, сорго, твердая пшеница)

  • Средиземноморский (редька, свекла, морковь, лук, виноград, капуста, лен, оливки)

  • Центральноамериканский (тыква, фасоль, перец, подсолнечник)

  • Южноамериканский (какао, кукуруза, помидор, ананас, арахис, картофель, хлопчатник).



А создателем теории о центрах происхождения культурных растений – является Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с биографией и научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Рассказ о Н.И.Вавилове (Приложение 4)

биология: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

биология:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

А Зачем нужны цветы людям? Для многих цветы – Это эстетическое удовольствие, хобби, увлечение. В цветах можно найти бодрость и покой, возбуждение и снотворное. Цветы используются в косметологических и косметических целях. Экстракты цветов многих растений используются в медицине, например календула, ромашка, липа.

А слышали ли вы о таком растении как Сакура?

География: Сакура- это декоративная вишня, которая растет в Японии..

Где на карте находится Япония? Кто может показать?

Япония находится в Восточно- азиатском центре происхождения культурных растений. Где зародились просо, редька, яблоко, гречка, слива, соя, хурма и вишня.

Япония - островная страна, расположенная на дугообразном архипелаге, состоящем из 4-х крупных ( Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и более 6 тысячи мелких островов, которые изогнутой цепью около 3800 километров протянулись вдоль восточного побережья Азии. Японию называют страной восходящего Солнца. Солнце в центре ее государственного флага означает совершенство, расцвет государства. Столицей Японии является город- Токио.

Тектоническая активность вызывает интенсивную вулканическую деятельность на Японских островах. Некоторые высокие горы являются вулканами, самым большим является Фудзияма высотой 3776 метров над уровнем моря.

Декоративная вишня - сакура является национальным символом Японии. Несмотря на то, что традиция поклонения этому дереву имеет религиозное начало, сегодня праздник цветения сакуры отмечается всем населением страны независимо от религиозных убеждений.

Ребята я хочу вас сегодня познакомить с национальной песней Японии. Называется она Сакура. Послушайте внимательно песню.

А теперь давайте попробуем исполнить песню сами.


География: ребята, а теперь я попрошу вас ответить на вопросы по Японии , которые есть в ваших дневниках исследователя.

Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

– Это черная?

– Нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

О чем они вели разговор?

 Закрепление изученного материала.

От каких растений произошли культурные растения?

  • Культурные растения произошли от дикорастущих видов;

Чем обусловлено богатство культурных растений?

  • Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений;

Благодаря какой науке увеличилось многообразие культурных растений?

  • Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря селекции;

Что или кто способствовал расселению культурных растений?

  • Человек способствует расселению культурных растений;



III. Стадия рефлексии

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мне было на уроке интересно, потому что…………

-Я хочу еще узнать…………

- Я постараюсь…………

Домашнее задание: 

Заполнить таблицу до конца, используя материал учебника п.30

Дополнительное задание: найти сорта тех культур, которые не указаны в учебнике.

Если время останется

 Работают в группах и выявляют центры и отмечают эти центры происхождения культурных растений и примеры культур на контурных картах. 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!