СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14комбинированного вида»



Конспект

интегрированного занятия по познавательному развитию

с элементами экспериментирования

для детей подготовительной к школе группы


Тема: «Приключение Капельки»

Форма НОД: научная лаборатория

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание

интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;

- формировать диалогическую речь;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, эвристическая беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: опыты, рисование на воде, игра на музыкальных инструментах

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» ) ;

- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- рисование «Путешествие к морю»;

- аппликация «Аквариум»;

- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);

- совместное создание с детьми ЛЭП – бука на тему «Вода»;

- совместное создание детей и родителей « Карт – Ума» на темы : «Вода и животный мир», «Вода и человек», «Вода и растительный мир», «Вода и ее обитатели»;

- изготовление дидактического пособия (игры) с элементами ТРИЗ – «Карусель»;

- изготовление с детьми памяток буклетов на тему: «Берегите воду!»






































Ход занятия

Организационный момент:

(действие происходит на коврике)

- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли вы о них? Проверим, все ли на месте:

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь.

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями).

- Ребята, вы сегодня не заметили ничего необычного у нас в группе? (У нас появились белые халаты, пробирки, лупы и т.д )

- Как вы думаете, во что сегодня превратилась наша группа? (в лабораторию)

- Кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)

- Что делают в лаборатории ученые? (проводят опыты, эксперименты, исследования)

Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие ученые в лаборатории.

Отгадывание загадки

А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

- О чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О воде.

Беседа

(рассматриваем глобус).

- Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета на глобусе больше? (синего, голубого)

Как вы думаете, что это значит? (воды больше, чем суши) Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.

- Посмотрите на яблоко, я разделила его на 4 равные части. Представьте, что это наша планета.

- И что три части из четырех и есть площадь, которая занята водой, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях, а пресная вода занимает лишь небольшую часть всей воды на Земле. Пресная вода — противоположность морской воды, соли в ней содержатся в малых количествах.  Пресная вода существует в реках, ручьях, пресных озёрах, а также в облаках.

Работа с физической картой мира

- Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)

- Многие из вас ездят отдыхать летом на моря. Какие названия морей вы уже знаете? (показывают на карте)

- Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что она соленая) .

- Правильно, в морской воде  растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки.

- Сколько океанов? Какие реки вы запомнили? (показывают на карте)

- Дети, запомните, вода в океане называется океаническая. Повторите – океаническая.

А вот воду в реке как можно назвать по - другому? (речная). Воду в роднике? (родниковая) Какая вода в море? (морская). Какая в болоте? (болотная)

- Ребята, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?

(Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы.)

Для некоторых животных вода – это дом.

- Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и т.д.)

Интересные факты

- Вода – очень ценный продукт, без воды человек может прожить только 2 дня, а без еды несколько недель.

Введение сказочного героя Капельки

- Я хочу вам рассказать историю. Жил был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много-много прозрачных капелек. Одна веселая капелька сегодня пришла к нам в гости. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.

(под звуки шума воды воспитатель показывает детям мягкую игрушку Капельку)

-  Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Капелька принесла для нас интересные задания, чтобы поближе познакомиться с водой.

Отгадывание загадок

( Дети стоят полукругом на коврике возле магнитной доски. Каждый раз после отгадывания загадки воспитатель закрепляет иллюстрацию отгадки на доску. Загадки оформлены в виде капелек и сложены в ведерке).

- Наша гостья приготовила целое ведерко загадок. Вы хотите их отгадать?

1. В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют? (Облака.)

2. Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

3. Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее ... .(река)

- Глядя на все эти отгадки , что можно сказать? (Похоже на круговорот воды в природе)

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ технологии «Карусель»

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по краю круги для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. 

Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект  и начинает считать:  1,2,3-беги. ( дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель::1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака (выкладываются столько значков, сколько знают). По очереди дети  называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект

Аналогично проводится игра по теме "Вода".

- Дети, вы не видели куда исчезла наша гостья?(Капелька сидит в центре круга).

- Что это может значить? (Что Капелька хочет поиграть в игру «Карусель»).

- Что же нам делать? (Давайте поиграем с ней в эту игру )

(Дети играют в игру «Карусель»)

- Вода, какая ты по цвету? (бесцветная) цвет

- Вода, что ты делаешь? (теку) действие

- Вода, какая ты по вкусу? (безвкусная) вкус

- Вода куда ты течешь? (в реки, озера, моря, океаны) место

- Вода, какой ты формы? (бесформенная, принимаю любую форму) форма

- Сколько воды? (1 стакан) количество

- Вода, какой ты температуры? (теплая) температура

- Вода, какая ты по рельефу? (гладкая, скользкая) рельеф

- Вода, какая ты на влажность? (мокрая) влажность

- Вода, какая ты на запах? (без запаха) запах

- Вода, какая ты по весу? (тяжелая) вес

- Вода, какая ты по звуку? (звонкая, шумящая, стучащая)










Физкульминутка

- Ребята, посмотрите, что – то наша Капелька загрустила. Что могло случиться? (соскучилась по своим друзьям, устала)

- Дети, что можно сделать , чтобы настроение улучшилось? (порисовать, съесть что – то сладенькое, поиграть с друзьями, вспомнить смешную историю…….потанцевать).

- Давайте и мы с вами потанцуем, вдруг поможет и настроение у Капельки улучшиться.

(музыкальная физминутка «Виноватая тучка»)

- Как думаете улучшилось настроение у Капельки? А какое настроение сейчас у вас?

Проведение опытов – эксперентов

- Продолжим нашу работу. Предлагаю вам превратится в настоящих ученых, исследователей и поработать в нашей лаборатории. Вы согласны? (да).

Дети надевают халаты и шапочки.

- Я буду старшим ученым, а вы моими помощниками – младшими учеными. Согласны? (да)

Правила поведения в лаборатории

- Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

- Капельке тоже интересно. Давайте возьмем ее с собой.

Дети занимают свои рабочие места.

Опыт №1: Вода жидкая

- Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему?( Потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода – жидкая, может течь

Опыт №2: Вода не имеет вкуса

Возьмите стаканчик и сделайте глоток. Какая вода? Она имеет вкус? А теперь возьмите другой и попробуйте? Что это? (сок). Какой он? (вкусный, сладкий, витаминный). Из чего делают сок? (из фруктов). Какой сок у вас на вкус? (яблочный). Сок имеет вкус яблок, а вода не имеет вкуса. Но в жару, когда очень хочется пить, вы ведь пьете воду и говорите, какая вкусная вода. Но ведь на самом деле вы вкуса ее не ощущаете , а просто утоляете жажду

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт №3: Вода не имеет запаха

Возьмите стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? (нет)

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт №4: Вода прозрачная

Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку?

Вывод: вода прозрачная.

Опыт»№ 5

«Что вверху?»

- Дети, как вы думаете, что произойдет с водой, если ее смешать с маслом? (ответы детей)

- Давайте проведем эксперимент.

( У воспитателя один стакан с закрашенной водой, второй с растительным маслом. Сначала берем воду и выливаем ее в большую прозрачную форму, затем маленькой струйкой выливаем растительное масло в эту же емкость. Наблюдаем ).

- Что произошло?(вода и масло не перемешались, вода осталась внизу, а масло вверху).

- Почему?

Вывод: вода тяжелее масла.

Опыт №6

«Цветные капли»

- Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

- Ребята, что перед вами?(лед, в виде цветных замороженных рыбок).

- В каком состоянии находится сейчас вода? (В твердом).

- Предлагаю вам поместить своих рыбок в аквариум, только он с не обычной водой.

- Как думаете, чем он наполнен? (растительным маслом)

(дети помещают льдинки в аквариум с маслом).

- Что происходит?( По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки )

Вывод: вода в твердом состоянии легче масла.

Опыт №7

«Цветная пена»

-Дети, перед каждым из вас находится емкость с пищевым

красителем, а еще сода и уксус. Где вы можете встретить

эти компоненты? (На кухне, добавляем в блюда).

- Как думаете, что произойдет, если эти компоненты

соединить?

- Хотите посмотреть ? Тогда, приступим: для начала нужно

в емкость с красителем добавить соду, а затем по моей

команде все одновременно добавим уксус.

- Что произошло ?

Вывод: Сода и уксус вступили в реакцию, уксус окисляет соду и она начинает пениться. Раскрою вам маленький секрет, чтобы пены было много

и она держалась дольше, можно добавить по капельке

моющего средства.

Оркестр воды

- Ребята, Капелька очень довольна нашей работой. Вы были внимательными, активными и поэтому она предлагает нам новое задание. Вы хотите его выполнить? Капелька говорит, что из звуков воды можно создать настоящую музыку. Хотите проверить? (да )

Дети играют на своих «инструментах», создавая звуки воды, получается настоящий оркестр.

Акварисование по методу Эбру

- Капелька очень рада, что вы так дружно смогли создать настоящую музыку воды. Вы большие молодцы!

- А теперь наша гостья предлагает порисовать на воде.

- Как думаете возможно ли рисовать на воде?

- Хотите попробовать? (Да)

- Какими яркими и красивыми получились наши рисунки.

Когда наши картины высохнут мы с вами обязательно

сделаем выставку.

Подведение итогов

Чтение стихотворения ребенком

(Дети становятся в круг )

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубо.

-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.

Дети все вместе

-Мы запомним навсегда:

Символ жизни на земле – вода.

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Беседа

-Наше занятие подходит к концу. Поделимся с Капелькой своими впечатлениями о проделанной работе?

- Кто сегодня был у нас в гостях?

- Во что сегодня превратилась наша группа?

- Что мы исследовали в нашей лаборатории?

- Что нового вы узнали?

- Что для вас было самым трудным на занятии?

- Что понравилось больше всего?

- Во что бы еще хотели поиграть?

- Как вы считаете, кто из вас был самым активным?

Капелька:

-Вот спасибо вам, друзья!

Сегодня много узнал я.

Вы, ребята, не скучали,

О воде всё рассказали.

За это вас благодарю

И подарки вам дарю!

- Капелька осталась довольна, ей очень понравилось у нас в гостях, но пора возвращаться, ведь наверняка ее ждут друзья. Но мы грустить не будем, потому что каждому из вас она оставила маленькую частичку себя. (Дети в подарок получают маленькие игрушки капельки)