СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ "Интерактивная экскурсия в музей Богдана-Бельского"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересно, что этот удобный способ умножения придумал один из учеников Сергея Александровича. «Этот прием — измышление 12-летнего мальчика, усердствовавшего в моей школе по части умственного счета и удивившего меня мгновенным умножением 43 на 87. От него научился я в таких случаях множить 40 на 90 и прикладывать 3 на 47», — писал С.А. Рачинский. Вот так целенаправленно и постоянно дети, увлеченные математикой, придумывали свои оригинальные вычислительные приемы.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ "Интерактивная экскурсия в музей Богдана-Бельского"»

МОУ Морозовская СОШ

Тейковского муниципального района











КОНСПЕКТ

внеклассного мероприятия по ИВТ

«Интерактивная экскурсия

в музей художника Богданова-Бельского»





Учитель ИВТ: Гогулина О.В.









2009 г.





"Устный счет"

Беседа по картине Н.П. Богданова-Бельского



Н.П. Богданов-Вельский

Учитель. Ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве известного русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Для начала вспомним строки из стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети":

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей...

Эти слова можно в полной мере отнести к Богданову-Бельскому. Во-первых, потому, что художник действительно "часто их видел", ведь он родился в деревне. А во-вторых, он по-настоящему любил этих крестьянских ребятишек и поэтому-то так много их рисовал. Любовь к сельской детворе живописец пронес через всю жизнь.

Богданов-Бельский родился в 1868 г. (через семь лет после отмены крепостного права). Вот как он писал

о себе: "Я ведь от земли. Отца не видел:

я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Вельский стал от имени уезда. Был пастушонком". Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Однако все по порядку. Николаю Петровичу посчастливилось встретить на своем жизненном пути чуткого и доброго человека. Этим человеком был известный в свое время педагог, организовавший образцовую народную школу в селе Татеве Смоленской губернии, Сергей Александрович Рачинский. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому. Учитель сразу заметил способности своего

ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. "Из тебя выйдет толк", — сказал он мальчику.

Учитель решил, что мальчика надо учить сообразно его наклонностям. Хлопотами Рачинского Коля был определен в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре. Здесь он учился два года, а в 1884-м, когда ему исполнилось 16 лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это была пора, когда в училище преподавали такие мастера кисти, как художники-передвижники В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, один из братьев Маковских — Владимир. Вот они-то и стали учителями Н.П. Богданова-Вельского.


Все свое творчество Н.П. Богданов-Вельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины "Устный счет". На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом — это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика. Не менее примечательна и другая автобиографическая картина Н.П. Богданова-Вельского "У дверей школы". Нищий подросток в рваной одежонке, в лаптях, с котомкой за плечами и сумой для подаяния замер возле открытых дверей деревенской школы. Мы не видим лица мальчика, он стоит к нам спиной, но угадываем и робость, и волнение, охватившие все его существо, и непреодолимое желание переступить заветный порог.

Небезынтересна и картина, которая называется "Подруги". К дочери помещика пришли подруги — деревенские девчонки. Барышня играет на пианино — и это кажется им чудом. Как завороженные слушают они звуки, которые льются, словно с небес. Так хорош этот непонятный, недоступный для деревни инструмент — барская музыка! А вот балалайка была доступна. И на другой картине, названной художником "Виртуоз", Н.П. Богданов-Бельский нарисовал стайку босоногой крестьянской детворы, которая расположилась на лесной поляне и с наслаждением слушает, как их товарищ мастерски играет на этом русском народном инструменте. И как играет! Кажется, что они вот-вот пустятся в пляс.

С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником "от земли", Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах — сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель — подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси "разумное, доброе, вечное".

Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского, певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также "пожизненно" влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.

Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1954 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира. Назовем лишь некоторые из них: "Устный счет" (Государственная Третьяковская галерея), "У дверей школы" (Государственный Русский музей), "Дети на уроке" (Куйбышевский городской художественный музей), "Письмо" (Бердянский областной художественный музей им. И. Бродского), "Виртуоз" (Государственный музей изобразительных искусств Грузии), "В гостях у учителя" (Днепропетровский художественный музей).

Если в данном выражении выполнять все действия по общепринятому правилу, то сначала надо найти квадрат каждого числа в числителе дроби, потом сложить полученные квадраты и наконец сумму из числителя поделить на 365. В результате получим 2. Однако в результате таких вычислений мы затратим немало времени. Скорее всего задача эта нестандартная и, следовательно, требует более короткого решения. Действительно, можно заметить, что сумма квадратов первых трех слагаемых равна сумме квадратов последних двух и равна 365. Тогда сумма квадратов чисел числителя равна 2 х 365, и значение данного выражения равно 2. Мы получили тот же самый ответ, только значительно быстрее.

Однажды на уроке арифметики Сергей Александрович спросил учеников: «Сколько будет 84 х 84?» Ответ не заставил себя долго ждать. Один из учеников быстро назвал результат умножения: 7056. Как мы сказали бы сегодня, он нашел квадрат числа 84.

Удивленный учитель спросил мальчика: «Как ты получил такой результат?» Ответ был короток: «Да ведь это квадратная сажень!» Ученик знал, что в сажени содержится 7 футов, а в

каждом футе — 12 дюймов. Поэтому его решение было таким: 84 х 84 = (7 х 12) х (7 х 12) = 49 х 144 = 50 х 144 — 144 = 7200 — 144 = 7056.

Оно было красивым и быстрым. А главное, произведено в уме.

Подобные приемы известны и сейчас. Они описаны в методической литературе. Так, например, для возведения в квадрат двузначного натурального числа пользуются следующим алгоритмом.

( В качестве иллюстрации этого алгоритма возьмем квадрат числа 37).

Для того чтобы возвести в квадрат произвольное двузначное число, у которого больше 5 единиц, надо:

  1. возвести в квадрат число единиц и цифру единиц этого произведения записать в младший разряд окончательного результат (7 х 7; 37 х 37 = ...9);

  2. число десятков, увеличенное на единицу, умножить на младший разряд удвоенного числа единиц основания (если число единиц равно 6, то к результату вычислений прибавим еще 1 единицу). Это произведение дает десятки окончательного результата. Если оно двузначное, число десятков запоминаем:

7x2= 14 (3 + 1)х4= 16 37x37 = ...69 3) найти произведение числа десятков на число десятков, увеличенное на единицу. Это произведение (с учетом запомненного числа десятков предыдущего шага вычислений) даст сотни окончательного результата:

3x4=1212 + 1 = 37x37= 1369

Это же действие в книге СА. Рачинского описывается иначе (короче и доступнее). «Если запомнить квадраты всех чисел от 1 до 25 (большинство учеников их помнят), то легко найти и квадрат любого двузначного числа, превышающего 25. Рачинский указывает для этого следующий способ: «Для того чтобы найти квадрат любого двузначного числа, надо разность между этим числом и 25 умножить на 100 и к получившемуся произведению прибавить квадрат дополнения данного числа до 50 или квадрат избытка его над 50». Если найти квадрат числа 37 по методу С.А. Рачинского, то получится следующее: 372 = 12 х 100+132=1200+169=1369.

А сейчас давайте поговорим о картине "Устный счет" и попытаемся понять, почему же до сих пор она вызывает живой интерес.

Опишите классную комнату и скажите, сколько предметов (много или мало) изобразил художник и почему именно столько? На каком они плане (переднем или заднем)?

Ученики. Стены комнаты обшиты тесом, на одной их них висит картина и календарь природы; в углу — изразцовая печь, перед ней классная доска на ножках; некрашеный дощатый пол. Мебель почти отсутствует — мы видим лишь один стул для учителя. Думается, что художник специально нарисовал мало предметов, и все они на заднем плане, чтобы не отвлекать внимание зрителя от тех, кто находится в этой классной комнате. Бедно одеты дети, небогата обстановка сельской народной школы, но ребята любят ее и ходят на уроки с удовольствием.

Учитель. В классе мы видим 11 мальчиков. Можно ли определить, кто из них из бедной семьи, а кто из зажиточной?

Ученики. Да, конечно. Те, кто в холщовых рубахах-косоворотках, у кого на ногах онучи и лапти, иногда с отцовской ноги, — это дети из бедных крестьянских семей. А кто обут в сапоги, тот из семьи побогаче.

Учитель. Вы. Вероятно, обратили внимание на то, что в одном классе учатся разновозрастные дети. Возможно ли такое?

Ученики. Возможно, так, как в дореволюционной России школ, а для крестьянских детей (народных школ) было очень мало. А учиться хотелось многим. Поэтому в одном классе по одной программе могли учиться дети разного возраста. Или учитель делил ребят на две-три группы, каждая из которых имела свою программу, но занимались все группы одновременно в одном классе.

Учитель.Как вы думаете, почему Н.П. Богданов-Бельский на переднем плане своей картины "Устный счет" изобразил не учителя, а деревенских школьников? Какова главная мысль картины?

Учитель. Как вы думаете, почему Н.П. Богданов-Бельский на переднем плане своей картины "Устный счет" изобразил не учителя, а деревенских школьников? Какова главная мысль картины?

Ученики. Художник хотел, во-первых, привлечь внимание зрителя к детям, отметить их живой интерес к учению, во-вторых, подвести зрителя к мысли о стремлении крестьянских ребят знаниям. В этом и заключена главная мысль картины.

Что же за задачу решают крестьянские дети на упомянутой выше картине? Как сказал бы современный учитель математики, они пытаются найти значение выражения

102 + 112 + 122 + 132 + 142/365.

Далее в книге «1001 задача для умственных вычислений» приводится общее правило и его вывод, по которому можно найти квадрат любого двузначного числа. Вот он.

Пусть М — двузначное число. М = Ют + п.

(М — 25) х 100 + (50 — М)2 = 100М — 2500 + 2500 — 100М + М2 = М2.

А вот как СА.Рачинский объясняет умножение двузначных чисел, сумма единиц которых равна 10. Этот замечательный прием очень полезен для устного счета.

«Пусть даны два двузначных числа, у которых сумма единиц равна 10.

M=10m + n, К=10а+10 — п. Составим произведение.

М х К = (10m+n)x(10a+10-n)= lOOam+lOOm — lOOmn + 10an + Юп — n2 = mx(a+1 )x 100+nx( 10a+10-n)-10mn=( 10m)x( 10x(a+1 )+nx(K-10m)».

Полученный вывод применим к нахождению произведения двух чисел, у которых сумма единиц равна 10. Например, 54x26=60x20+6x34=1200+204=1404

Интересно, что этот удобный способ умножения придумал один из учеников Сергея Александровича. «Этот прием — измышление 12-летнего мальчика, усердствовавшего в моей школе по части умственного счета и удивившего меня мгновенным умножением 43 на 87. От него научился я в таких случаях множить 40 на 90 и прикладывать 3 на 47», — писал С.А. Рачинский. Вот так целенаправленно и постоянно дети, увлеченные математикой, придумывали свои оригинальные вычислительные приемы. Учитель заражал их не только математикой. В каждом из них он пытался раскрыть способности, интересы и таланты. Его виртуозная методика и педагогическая чуткость способствовали не только развитию вычислительных навыков учеников, но и помогали приобрести им уверенность в своих силах. Поэтому среди его воспитанников так много талантливых и ярких личностей. И один из них — прекрасный художник, бывший ученик Сергея Александровича — Коля Богданов. Он всегда был благодарен учителю за то, что тот заметил в нем художника и помог преодолеть немало трудностей, чтобы стать известным живописцем. Поэтому на картине «Устный счет» мы видим мудрого учителя, который в едином порыве со своими учениками увлеченно решает трудную задачу.