7 класс ТЕМА 4 ЧАСТИЦА
МОДАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ.
ЗАДАЧИ
Дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; познакомить учащихся с модальными частицами со значением вопроса, восклицания, указания; формирование умения распознавать значение модальных частиц.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Выразительное чтение, работа над интонацией.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Показать многообразие способов выражения модальными частицами отношения к действительности; обогащение речи школьников за счет использования в ней частиц.
ПОВТОРЕНИЕ
Написание НЕ с различными частями речи.
Знаки препинания при прямой речи, диалоге.
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.
Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).
Рабочие тетради учащихся.
Таблицы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 68, с. 221 - 222 - учить; упражнение № 528 с. 223.
СЛОВАРЬ: предварительный, неужели
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Словарно- орфографическая диктовка.
Делал НЕ раз, дисциплина, масса, кросс; далеко НЕ красивый; НЕ сказал НИ разу; НИ свет НИ заря; во что бы то НИ стало; светофор, семафор, исказить, как-нибудь, как НИ в чём НЕ бывало; мало-помалу; в течениЕ дня; в продолжениЕ дня; из-под; по двое; на память; видимо-невидимо, претензия.
Лингвистическая разминка
- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:
Неве'жда, иеро'глиф, и'здавна, изобрете'ние, и'мпорт, индустри'я, инструме'нт, информи'ровать, и'скра; катало'г, катастро'фа, каучу'к, кварта'л, кедро'вый, ке'та (рыба), киломе'тр, кинематогра'фия, коже'венный, коклю'ш, комба'йнер, ко'мпас, ко'мплекс, краси'вее, креме'нь, ку'хонный.
Ударение падает на первый слог:
Ударение падает на второй слог:
Ударение падает на третий слог:
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
ПРИМЕРЫ | ЧАСТИЦЫ |
Был ли ты в Астане? Неужели ты не был в Алматы? | ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ: разве, неужели, ли |
Даже в январе не было снега. | УСИЛИТЕЛЬНЫЕ: даже, же, ведь, ни |
Ты сделал чертеж? Я не сделал чертежа. | ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: не, далеко не, вовсе не. |
Просторечный или диалектный характер свойственен следующим частицам;
ОТ, ТА, ТЕ, ДАК, АГА, ВИТЬ, СЛЫШЬ, ВО
Употреблять в речи их не следует, так как эти частицы не богаты эмоциональными оттенками и лишь засоряют речь, в литературных произведениях они часто встречаются в речи персонажей и используются автором как средство речевой характеристики.

ВЫРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧУВСТВ МОДАЛЬНЫМИ ЧАСТИЦАМИ
МОДАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ | ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТИЦ | ПРИМЕРЫ ЧАСТИЦ |
ВОПРОС | ли (ль), разве, неужели, неужто |
ВОСКЛИЦАНИЕ | что за, как, ну и, какой |
УКАЗАНИЕ | вот, а вот, вон, а вон, это |
СОМНЕНИЕ | вряд ли, едва ли, авось |
УТОЧНЕНИЕ | именно, как раз |
ОГРАНИЧЕНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ | только, лишь, лишь только, хоть, исключительно, почти |
УСИЛЕНИЕ | даже, даже и, же, ни, ведь, уж, все, все-таки, -то, еще, ну |
СМЯГЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ | -ка |
ЗАДАНИЕ.
- Какие значения могут выражать модальные частицы?
-В какой речи употребляется частицы как раз (разговорной), именно (в художественной, деловой, научной).
- Перечислите разряды частиц.
- Какова роль частиц в речи?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
Где-то, когда-нибудь, кто-либо, скажи-ка, как будто, потому что, кое-кто, так как, откуда-нибудь, оттого что, лишь только.

- Какие частицы используются для образования слов?
- Образуйте новые слова с частицами: же, -то, -либо, -нибудь, кое-…
- Как пишутся слова с частицами кое-, -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка?
- Как пишутся слова с частицами же (ж), ли (ль), бы (б)?
ЧАСТИЦЫ | ЧАСТИЦЫ |
ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС | ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО |
-ТО, КОЕ-, -НИБУДЬ, -ЛИБО, -ТАКИ, -КА | ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ), БЫ (Б) |
КОЕ-КТО КТО-НИБУДЬ ГДЕ-ЛИБО СКАЖИ-КА | СОБИРАЙ ЖЕ ПРЕДЛОЖИЛ ЛИ УДИВИЛ БЫ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
А. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Объяснить оттенки значений частиц).
Вряд ли я мог изобразить Ивана Ивановича, вышедшего в эту ночь с пилой в руке.
Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь.)
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Гоголь.)
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии. (Гоголь.)
Что за прелесть эти сказки! (Пушкин.)
Вот опальный домик, где жил я вместе с бедной нянею моей. (Пушкин.).
Б. ЗАДАНИЕ. Определите значение ТО в следующих предложениях.
Какая-то рота продолжала обороняться. (явл. суффиксом в местоимении какая-то)
Задача-то легкая! (является частицей, выражает значение усиления)
Я спрятался за то дерево. (является указательным местоимением)
Он много занимался, зато хорошо сдал экзамены. (входит в состав союза зато = но.)
В. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
Где-то, как будто слышал, откуда-либо, кто-нибудь сделает, ярко-красная полоса, приоткрыл чуть-чуть, не сказал бы, написал ли, одет по-зимнему, русско-немецкий словарь.
ВЫВОД о дефисном написании прилагательных, наречий, местоимений
Г. ЗАДАНИЕ. Допишите следующие предложения.
В разговорном стиле употребляются частицы… (и, а, вот, а вот, вот и, мол, как раз и др.)
Частицы …(ли, разве, неужели, пусть, да…) используются в публицистическом стиле.
Частица… (именно) употребляется в деловом стиле.
Д. ЗАДАНИЕ. Составьте план сообщения об изученных частицах. План записывается в тетради.
Какие слова называются частицами?
Назвать разряды частиц.
Привести примеры модальных частиц.
Какие оттенки значений могут иметь модальные частицы? Какова их роль?
Е. ЗАДАНИЕ. Орфографическая пятиминутка.
Никто, ни в чем, некого ждать, не в чем упрекать, ненавистный враг, небрежный почерк, нечаянный случай, неиссякаемый источник, нигде, невдалеке, неподалеку; не далеко, а близко; не аккуратный, а небрежный; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был; ни с кем не разговаривал; шел не оглядываясь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
7