СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Модальные частицы. Урок №4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; познакомить учащихся с модальными частицами со значением вопроса, восклицания, указания; формирование умения распознавать значение модальных частиц.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Модальные частицы. Урок №4»

7 класс ТЕМА 4 ЧАСТИЦА

МОДАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ.


ЗАДАЧИ

Дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; познакомить учащихся с модальными частицами со значением вопроса, восклицания, указания; формирование умения распознавать значение модальных частиц.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выразительное чтение, работа над интонацией.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Показать многообразие способов выражения модальными частицами отношения к действительности; обогащение речи школьников за счет использования в ней частиц.


ПОВТОРЕНИЕ

Написание НЕ с различными частями речи.

Знаки препинания при прямой речи, диалоге.

ОБОРУДОВАНИЕ
  • Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.

  • Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

  • Рабочие тетради учащихся.

  • Таблицы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 68, с. 221 - 222 - учить; упражнение № 528 с. 223.


СЛОВАРЬ: предварительный, неужели


  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


Словарно- орфографическая диктовка.

Делал НЕ раз, дисциплина, масса, кросс; далеко НЕ красивый; НЕ сказал НИ разу; НИ свет НИ заря; во что бы то НИ стало; светофор, семафор, исказить, как-нибудь, как НИ в чём НЕ бывало; мало-помалу; в течениЕ дня; в продолжениЕ дня; из-под; по двое; на память; видимо-невидимо, претензия.


Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Неве'жда, иеро'глиф, и'здавна, изобрете'ние, и'мпорт, индустри'я, инструме'нт, информи'ровать, и'скра; катало'г, катастро'фа, каучу'к, кварта'л, кедро'вый, ке'та (рыба), киломе'тр, кинематогра'фия, коже'венный, коклю'ш, комба'йнер, ко'мпас, ко'мплекс, краси'вее, креме'нь, ку'хонный.


Ударение падает на первый слог:

Ударение падает на второй слог:

Ударение падает на третий слог:



РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ


ПРИМЕРЫ

ЧАСТИЦЫ

Был ли ты в Астане? Неужели ты не был в Алматы?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ: разве, неужели, ли

Даже в январе не было снега.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ: даже, же, ведь, ни

Ты сделал чертеж? Я не сделал чертежа.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: не, далеко не, вовсе не.


Просторечный или диалектный характер свойственен следующим частицам;

ОТ, ТА, ТЕ, ДАК, АГА, ВИТЬ, СЛЫШЬ, ВО

Употреблять в речи их не следует, так как эти частицы не богаты эмоциональными оттенками и лишь засоряют речь, в литературных произведениях они часто встречаются в речи персонажей и используются автором как средство речевой характеристики.










ВЫРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧУВСТВ МОДАЛЬНЫМИ ЧАСТИЦАМИ


МОДАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ

ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТИЦ

ПРИМЕРЫ ЧАСТИЦ

ВОПРОС

ли (ль), разве, неужели, неужто

ВОСКЛИЦАНИЕ

что за, как, ну и, какой

УКАЗАНИЕ

вот, а вот, вон, а вон, это

СОМНЕНИЕ

вряд ли, едва ли, авось

УТОЧНЕНИЕ

именно, как раз

ОГРАНИЧЕНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ

только, лишь, лишь только, хоть, исключительно, почти

УСИЛЕНИЕ

даже, даже и, же, ни, ведь, уж, все, все-таки, -то, еще, ну

СМЯГЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

-ка



ЗАДАНИЕ.

- Какие значения могут выражать модальные частицы?

-В какой речи употребляется частицы как раз (разговорной), именно (в художественной, деловой, научной).

- Перечислите разряды частиц.

- Какова роль частиц в речи?


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА

Где-то, когда-нибудь, кто-либо, скажи-ка, как будто, потому что, кое-кто, так как, откуда-нибудь, оттого что, лишь только.


- Какие частицы используются для образования слов?

- Образуйте новые слова с частицами: же, -то, -либо, -нибудь, кое-…

- Как пишутся слова с частицами кое-, -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка?

- Как пишутся слова с частицами же (ж), ли (ль), бы (б)?


ЧАСТИЦЫ

ЧАСТИЦЫ

ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО

-ТО, КОЕ-, -НИБУДЬ, -ЛИБО, -ТАКИ, -КА

ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ), БЫ (Б)


КОЕ-КТО

КТО-НИБУДЬ

ГДЕ-ЛИБО

СКАЖИ-КА

СОБИРАЙ ЖЕ

ПРЕДЛОЖИЛ ЛИ

УДИВИЛ БЫ


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


А. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Объяснить оттенки значений частиц).

  1. Вряд ли я мог изобразить Ивана Ивановича, вышедшего в эту ночь с пилой в руке.

  2. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь.)

  3. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Гоголь.)

  4. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии. (Гоголь.)

  5. Что за прелесть эти сказки! (Пушкин.)

  6. Вот опальный домик, где жил я вместе с бедной нянею моей. (Пушкин.).

Б. ЗАДАНИЕ. Определите значение ТО в следующих предложениях.

  1. Какая-то рота продолжала обороняться. (явл. суффиксом в местоимении какая-то)

  2. Задача-то легкая! (является частицей, выражает значение усиления)

  3. Я спрятался за то дерево. (является указательным местоимением)

  4. Он много занимался, зато хорошо сдал экзамены. (входит в состав союза зато = но.)


В. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

Где-то, как будто слышал, откуда-либо, кто-нибудь сделает, ярко-красная полоса, приоткрыл чуть-чуть, не сказал бы, написал ли, одет по-зимнему, русско-немецкий словарь.


ВЫВОД о дефисном написании прилагательных, наречий, местоимений


Г. ЗАДАНИЕ. Допишите следующие предложения.

  1. В разговорном стиле употребляются частицы… (и, а, вот, а вот, вот и, мол, как раз и др.)

  2. Частицы …(ли, разве, неужели, пусть, да…) используются в публицистическом стиле.

  3. Частица… (именно) употребляется в деловом стиле.


Д. ЗАДАНИЕ. Составьте план сообщения об изученных частицах. План записывается в тетради.

  1. Какие слова называются частицами?

  2. Назвать разряды частиц.

  3. Привести примеры модальных частиц.

  4. Какие оттенки значений могут иметь модальные частицы? Какова их роль?


Е. ЗАДАНИЕ. Орфографическая пятиминутка.

Никто, ни в чем, некого ждать, не в чем упрекать, ненавистный враг, небрежный почерк, нечаянный случай, неиссякаемый источник, нигде, невдалеке, неподалеку; не далеко, а близко; не аккуратный, а небрежный; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был; ни с кем не разговаривал; шел не оглядываясь.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс