Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Омонимия частиц. Урок №5»
7 класс ТЕМА 5 ЧАСТИЦА
ОМОНИМИЯ ЧАСТИЦ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЧАСТИЦ.
ЗАДАЧИ
Познакомить учащихся с порядком разбора частиц; формировать умения определять грамматические признаки частиц.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Определение основной мысли высказывания, составление связного рассказа на лингвистическую тему (рассказ о модальных частицах); развитие языкового кругозора за счет знакомства с этимологией слова.
ПОВТОРЕНИЕ
Морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола
Написание НИ в местоимениях, наречиях
Правописание НЕ в различных частях речи
Правописание безударных окончаний глаголов
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.
Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).
Рабочие тетради учащихся.
Таблицы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 69, 57 с. 223-224 - учить; № 532 с.224 – учить.
СЛОВАРЬ:
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Словарно- орфографическая диктовка.
Искренний, непритворный, неподдельный, настоящий; душевный, сердечный, задушевный (точка с запятой разграничивает разные группы слов).
- Как называются такие слова? (СИНОНИМЫ)
Лингвистическая разминка
- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:
Ломо'ть, лоску'т, магази'н, ма'стерски', мастерство', медикаме'нт, ме'льком, металлу'ргия, ми'зе'рный, молодёжь, моноло'г, морко'вь, на'бело наве'рное, надо'лго, надоу'мить, наме'рение, непревзойдённый, новорождённый, обеспе'чение, облегчи'ть, обостри'ть, озло'бленный, опери'ться, осве'домить, отча'сти.
Ударение падает на первый слог:
Ударение падает на второй слог:
Ударение падает на третий слог:
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
А. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (Объяснить оттенки значений частиц).
(Что бы ни случилось ), [ писатели должны непременно делать свое дело,
| завещанное им предшественниками и доверенное современниками | ].
(К. Паустовский.)
Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. (К. Паустовский.)
Кто ничем не рискует, тот ничего не получает. (Пословица.)
Чего только не передумаешь при ходьбе, кого не вспомнишь! (В. Белинский.)
Б. ДИКТАНТ «Проверь себя».
Как ни напрягал Павлик слух, он не мог уловить ни звука человеческого голоса, ни шороха ветвей, ни тихого треска валежника.
Красивый ярко-желтый лужок в болотистой местности может оказаться не чем иным, как трясиной, в которой можно погибнуть.
ВЫВОД
Г. ЗАДАНИЕ. Записать пословицы, объяснив их смысл. Обозначить условия выбора написания НИ с местоимениями, наречиями, НЕ с глаголами. Чем являются в этих предложениях НЕ-НИ? Обозначить графически.
За что ни возьмется, уж конца добьется.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
За напрасный труд никто спасибо не скажет.
С трудовыми руками нигде не пропадешь.
Ничьими похвалами не возносись.
В одиночку ничего не сделаешь.
Гнилое дерево никуда не годится: что ни сделаешь, все развалится.
Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ

4