7 класс ТЕМА 6 ЧАСТИЦА
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ В РЕЧИ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ЧАСТИЦАХ
ЦЕЛЬ
Обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.
ЗАДАЧИ
Познакомить учащихся с порядком разбора частиц; формировать умения определять грамматические признаки частиц; создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Определение основной мысли высказывания, составление связного рассказа на лингвистическую тему (рассказ о модальных частицах); развитие языкового кругозора за счет знакомства с этимологией слова; работа по составлению сложного плана ответа о частице как части речи; определение темы и основной мысли высказывания.
ПОВТОРЕНИЕ
Морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола.
Написание НИ в местоимениях, наречиях.
Правописание НЕ в различных частях речи.
Правописание безударных окончаний глаголов.
Знаки препинания при составлении сложного плана.
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.
Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).
Рабочие тетради учащихся.
Таблицы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 70 с. 225 - учить; § 71 с. 227-228. Упражнение № 541 с.227.
СЛОВАРЬ:
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Словарно- орфографическая диктовка.
Никто не виноват, ни с кем не ссоришься, ничья собака, ни о чём не договаривались, нигде не нашел, нисколько не трудно, ни слова не говоришь, ничто не беспокоит, ничем не занят, ни перед кем не отчитываешься, никому не говори, ни один не ушел, ни о ком не спрашивай, ни в чем не сомневаешься, никого не беспокой, никуда не уходи.
Лингвистическая разминка
- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:
Парали'ч, парте'р, па'хота, пепели'ще, пе'рчи'ть, планёр, пле'сневеть, пова'ренная соль, портфе'ль, постаме'нт, по'хороны (на похорона'х), предме'т, премирова'ть, пригово'р, прида'ное, призы'в, призывно'й (пункт, возраст), призы'вный (зовущий), прину'дить, при'нцип, приобрете'ние, приро'ст, прозорли'вый, проце'нт, псевдони'м.
Ударение падает на первый слог:
Ударение падает на второй слог:
Ударение падает на третий слог:
Ученик у доски составляет сложный план ответа о частице как части речи.
Возможный вариант ответа.
I Частицы – служебные части речи.
1. Значение частиц.
2. Употребление частиц (в предложении, в различных стилях речи).
3. Роль частиц в предложении.
II Разряды частиц.
Формообразующие частицы.
Отрицательные частицы.
Модальные частицы.
III Написание частиц.
Слитное.
Раздельное.
Дефисное.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (по контрольным вопросам § 71 с.230)

Что называется частицей?
Назовите разряды частиц. Каковы особенности их значения?
Какие частицы называются отрицательными? В чем особенности их правописания?
Какие частицы называются формообразующими? Какие грамматические формы они образуют? Приведите примеры.
Почему модальные частицы так называются? Какие значения способны привносить модальные частицы в предложение?
Как пишется НЕ с разными частями речи?
Как различать на письме отрицательные частицы НЕ и НИ?
В чем самые основные трудности правописания частиц? Почему так важно различать омонимичные частицам слова?
Какие частицы пишутся через дефис?
Почему частицы относятся к особым средствам выразительности речи?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
А. ЗАПИСЬ С ОБЪЯСНЕНИЕМ.
Сколько уже ни узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала пытливая наука, неисследованное, недоступное все еще окружает нас.
Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы.
Как ни вглядывались ребята, нигде не могли заметить ни одного метра одетой зеленью земли.
Б. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
В Москве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие. Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми. И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался. Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или метро пожилому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.
А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков – один из героев челюскинской эпопеи – сделал дополнительный рейс, чтобы вывезти собак? Международное общество защиты животных позднее наградило летчика золотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.
(Журнал «Юный натуралист».)
ВЫВОД
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ


4