СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка по теме: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку русского языка по теме: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка по теме: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»»

Предмет: русский язык

Класс: 4Г

Тема: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: обобщить имеющиеся знания о глаголе, научить правильному

написанию безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

Задачи урока:

Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе, познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.

Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Развивающие: развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой; монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.



Планируемые результаты урока:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – устанавливают место и тип орфограммы в слове, фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, находят слова по заданному основанию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату; анализировать и устанавливать причинно- следственные связи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ЛИЧНОСТНЫЕ- умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может справиться самостоятельно.



Решаемые учебные проблемы: формирование умения определять безударный суффикс перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.

Основные понятия, изучаемые на уроке: суффикс, прошедшее время, глаголы.

Средства обучения: Иванов С.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2-х частях, презентация, иллюстрации.

Методы обучения: объяснение, беседа, практические и наглядные методы.



ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, всё ли готово к уроку.

Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю, вам отправиться в путешествие в страну под названием «Глаголия».

Но, чтобы попасть туда, нам нужно будет выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать буквы.

Приветствуют учителя



Показывают свою готовность.





2. Актуализация знаний.

Перед тем как отправиться в путь, нам надо размяться.

А разминкой будет каллиграфическая минутка.

Минутка чистописания

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску. Написание какой буквы мы будем сегодня вспоминать?

Запишите соединение заглавной и строчной буквы «эль»

Лл

-Прочитайте слова на второй строке.

Сеяли, пилили, смотрели.

-Запишите их в тетрадь.

Все подготовились к путешествию. И вы получаете первую букву.

Итак в путь!

1 станция «Всезнайки»

Сейчас я проверю, как вы грамотно умеете писать.

Словарный диктант

-Запишите слова под диктовку (один человек у доски)

Принесли, весёлый, лежал, весенний, бегут, сосульки, капель, почернело, гололёд, жилища, воротник.

-Распределите слова по трём группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

-Назовите имена существительные.







-Назовите имена прилагательные.



-Назовите глаголы.



Хорошо.

-На какие группы можно разделить глаголы?





-Назовите глаголы настоящего времени

-К какому времени относится глагол «лежал»?

Молодцы, вы хорошо выполнили задания и получаете 2 букву.

2 станция – «Узнавай-ка»

Скажите, какие глаголы мы записали на каллиграфической минутке.

-Сравните глаголы, что мы можем о них сказать?



-Выделите суффикс прошедшего времени –л-. Подчеркните букву, которая стоит перед ним.

-Какая это часть слова? Докажите.

-Как вы думаете, почему суффиксы разные?

-Сформулируйте тему урока.

-Правильно. Тема нашего урока-путешествия: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени».

-Сформулируйте задачи.

-Задачи:

1.Провести наблюдение над безударными суффиксами глаголов прошедшего времени

2. Отработать написание безударных суффиксов глаголов в прошедшем времени;

3. Закрепить ранее изученные орфограммы;

4.Отработать правописание словарных слов.




- Сегодня мы будем вспоминать правописание строчной и заглавной буквы Л.














































-Существительные: сосульки, капель, гололёд, жилища, воротник.





-Прилагательные: весёлый, весенний.

-Глаголы: принесли, лежал, бегут, почернело.





-Глаголы можно разделить по временам: настоящего и прошедшего времени.

-Бегут, почернело, принесли.



-К прошедшему.









-Сеяли, пилили, смотрели.



-Все глаголы стоят в прошедшем времени, во множественном числе, отвечают на вопрос что делали?













Формулируют тему и задачи урока

















3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

3 станция - «Повторяй-ка»

-Откройте учебник на странице 113 упражнение №239.

-Прочитайте.

Освободить - освободил, освободила, освободило, освободили.

Обидеть – обидел, обидела, обидело, обидели

-Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени.

-Сравните написание букв перед суффиксами –ть и –л в данных глагольных формах.

Так что же мы узнали на этой станции?

Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени?






-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса –л- и родовых окончаний –о, -а или окончания –и во множественном числе:

Смотреть- смотрела, смотрело, смотрели.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же буква, что и перед суффиксом –ть в глаголах неопределённой формы:

Посеять – посеял, клеить – клеил, видеть – видел.

-Правильный ли вывод вы сделали?

Хорошо, вот ваша буква.

4 станция - «Слова»

-Запишите в словарик слово свобода, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-Найдите значение этого слова в толковом словаре.

-Составьте предложение со словом свобода, но чтобы в предложении был глагол прошедшего времени с безударным суффиксом перед суффиксом –л-.

Например: Мы освободили птицу, и она стала свободной.

Молодцы! Вы узнали определение слова свобода и смогли составить с ним предложения. За выполнение задания вы получаете ещё одну букву.







Каждая форма прошедшего времени образована от глагола настоящего времени, суффикса –ть-, окончание.

В глаголе перед суффиксом –л написана та же буква, что и в глаголе перед суффиксом –ть.

-Чтобы правильно написать безударный суффикс перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, нужно поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть, какой суффикс пишется перед –ть-, такой же суффикс пишется перед суффиксом –л-.

Читают, осмысливают















-Да

Записывают



Находят значение слова

Свобода-это состояние того, кто не находиться в неволе.


4. Первичное закрепление во внешней речи.

Следующая 5 станция - «Закрепляй-ка»

-У вас уже открыт учебник на стр.113.Выполняем упр. №240.

-Прочитайте задание.

Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

Слышать, растаять, поздравить, ответить, увидеть, ужалить, чистить, наклеить.

От первого глагола образуем глаголы прошедшего времени вместе.

Слышать - слышал, слышала, слышало, слышали.

Сейчас вам нужно поработать по рядам. Если вы выполните задания правильно, то получите ещё три буквы

1 ряд - растаять, поздравить;

2 ряд - ответить, увидеть;

3 ряд - ужалить, чистить.

(три ребёнка у доски)

В глаголах выделяем суффиксы и окончания, подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами –ть и –л.

Выполним проверку сверьте своё решение с решением на доске.

Растаять - растаял, растаяла, растаяло, растаяли.

Поздравить – поздравил, поздравила, поздравило, поздравили.

Ответить – ответил, ответила, ответило, ответили.

Увидеть – увидел, увидела, увидело, увидели.

Ужалить – ужалил, ужалила, ужалило, ужалили.

Чистить – чистил, чистила, чистило, чистили.

Молодцы! И от последнего глагола, кто хочет образовать глаголы прошедшего времени.

Вы получаете ещё одну букву.

Теперь нужно отдохнуть, чтобы мы могли дальше продолжить наше путешествие.

Физкультминутка

Если в названных словах будет инфинитив, то хлопаем один раз в ладоши, если глагол прошедшего времени, то выполняем приседание. Слушайте внимательно.

Учить, рисовал, девочка, играть, бегать, светило, прыгал, читала, говорить, ученье, неученье, тьма.

— Кто догадался, из какой пословицы три последних слова?

Ученье свет, а неученье тьма.

Молодцы! Садитесь.



Читают










Работают самостоятельно










Выполняют проверку

















Выполняют физминутку

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

В то время, как мы с вами отдыхали, мы приблизились к Стране «Глаголии», но ворота во дворец закрыты. Составьте из букв кодовое слово и ворота откроются.

Правильно! Это слово глагол.

Вот мы и попали с вами в Страну «Глаголия». В этой стране живут глаголы и у них для нас есть задания.

Задание1.

Свободный диктант

-Послушайте внимательно текст.

Бумажные журавлики

В центре города Хиросимы стоит памятник. Худенькая девочка протягивает руку за улетающим журавлём. Она протягивает руку за счастьем, за жизнью.

Как возник этот памятник? Маленькая Сасаки Садако заболела лучевой болезнью. Она не могла ходить в школу, играть. Болезнь лишила её детства.

Однажды Сасаки приснился сон. Она поправится, если сделает из бумаги тысячу журавликов. В Японии существует поверье, что журавли приносят людям счастье. Девочка стала с утра до вечера делать журавликов. Но силы покидали её.

Японские дети решили помочь Сасаки. Они присылали ей посылки с бумажными журавликами. Но что могли сделать бумажные птички против страшной болезни?

-Какие слова вам не понятны?

-Что произошло в городе Херосима в 1945 году?

6 августа 1945 года на город Хиросима была сброшена первая атомная бомба. Значительная часть города была разрушена, многие погибли от лучевой болезни, ожогов и ранений.

Война-это самое страшное слово, которое несёт в себе боль, горечь, одиночество и смерть.

Чтобы на земле не было воЙн, нужно, чтобы люди прислушивались друг другу, жили мирно и чтобы на земле был мир.

На доске записаны слова: «Сасаки Садако», «Хиросима».

-Какие слова вам непонятны?

-Определите тему текста.

-Сформулируйте основную мысль.




-Придумайте название к тексту.


-Из скольких частей состоит текст?


-Придумайте название к каждой части

1.Памятник девочке в городе Хиросима.

2.Как возник памятник?

3.Необычный сон.

4.Помощь детей.

Послушайте ещё раз внимательно текст, передайте содержание каждой части близко к тексту, запишите в тетрадь.

Задание 2.

-Вставьте пропущенные суффиксы глаголов.

Вид_ла, завис_л, слыш_али, ужал_ли, обманыв_ли, завис_ла, ненавид_ли.

-Проверим по цепочке.

Вы хорошо справились с заданиями глаголов, но результаты первого задания вы узнаете на следующем уроке. За выполнение заданий вы получаете медальки.


Воспринимают текст



























-Тема: милосердия, помощи людям.

-Основная мысль заключается в том, что нужно всегда помогать людям в трудную минуту и верить в чудо.

Размышляют


-Текст состоит из четырёх смысловых частей.







Пересказывают текст






Видела, зависел, слышали, ужалили, обманывали, зависела, ненавидели.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наше путешествие подходит к концу. Ответьте на вопросы:

1.Как определить, какой суффикс нужно писать перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени?


2. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

3.Что нового узнали?

4.Что у вас сегодня получилось, а над чем ещё нужно поработать?

- Откройте дневники и запишите.

Домашнее задание:

Найдите в стихотворении глаголы, определите время, лицо, число, род.



Часы пробили восемь.

Сейчас затихнет дом,

Сейчас платок набросим

На клетку со щеглом.

Есть у Маши дочка,

Ей скоро полгодочка.

Она лежит не плачет,

Глаза от света прячет.

Чтоб у нас она спала,

Снимем лампу со стала.

А. Барто

Урок окончен.

Выполняют рефлексию учебной деятельности


-Нужно поставить глагол в начальную форму, в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же буква, что и перед суффиксом –ть в глаголах неопределённой формы.













-Записывают в дневнике домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!