СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку "Вязание крючком. Основные приемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Вязание крючком. Основные приёмы." для 7 класса

На данном уроке учитель развивает следующие компетенции:

- сравнительный анализ  изделий, связанных спицами и крючком;

- объяснение  и обучение правилам набора петель и вязанию столбика;

- создание комфортной обстановки на уроке, а также атмосферы доброжелательности и сотрудничества;

- способствование воспитанию аккуратности, терпения. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку "Вязание крючком. Основные приемы"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БОБРОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ





РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ


ТЕМА: «Вязание крючком. Основные приёмы»



Разработала: Козина В.В.

МКОУ Никольская СОШ, учитель технологии.








  1. Вводная часть

  1. 7 класс

  2. Тема урока «Вязание крючком. Основные приёмы»

  3. Тип урока: комбинированный


  1. Программа основного общего образования по технологии при совместном обучении мальчиков и девочек 5-8 класс

  2. Используемые УМК:

- Давыдова М. А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 7 класс. - М.: ВАКО, 2010. – (В помощь школьному учителю).

- Журнал «Валя-Валентина: Декоративное вязание крючком, вышивка»

- Журнал «Делаем сами». – 2009, 2010.

- Журнал «Рукоделие: модно и просто»

- Журнал «Школа и производство». – 2003, 2010.

- Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология: 5-9 класс (девочки). - М.: 5 за знания, 2008.

- Смирнова М.П. Филейное вязание. Серия «Дамский клуб». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

- Технология: поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы./ Сост. Е.А. Гурбаш. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ Авт.-сост. Н.А. Пономарева. – Волгоград: Учитель, 2010.

- Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности./Авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  1. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  2. На данном уроке учитель развивает следующие компетенции:

- сравнительный анализ изделий, связанных спицами и крючком;

- объяснение и обучение правилам набора петель и вязанию столбика;

- создание комфортной обстановки на уроке, а также атмосферы доброжелательности и сотрудничества;

- способствование воспитанию аккуратности, терпения.

  1. Урок из раздела «Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком».

  2. Межпредметные связи: история

  3. Урок разработан для 7 класса:

в классе 4 ученика – 2 девочки и 2 мальчика, все одного возраста, активные, подвижные, доброжелательны, отзывчивы, стараются во всем помогать друг другу. В классе имеется лидер – это Абдуллаева Лалита, хорошо учится, сообразительная, развито логическое мышление, речь, участвует во всех мероприятиях класса, школы, района. Никулина Юля старательная, аккуратна, но медлительная, также участвует во всех мероприятиях класса и школы. Клюев Игорь способный, увлекается техникой, любит играть в теннис, но ленивый и нетерпеливый. Бубнов Дмитрий также способный ученик, любит играть в теннис, но из-за «лености-забывчивости» частенько не выполняет домашнего задания. Мальчики участвуют в мероприятиях класса, школы.

  1. Конспект урока

Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с образцами вязания крючком;

  • провести сравнение изделий, связанных спицами и крючком;

  • обучить правилам набора петель и вязанию столбика;

  • способствовать воспитанию аккуратности, терпения, моторные навыки;

  • создавать комфортную обстановку на уроке, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

  • поддерживать интерес к предмету.

Оборудование: для учителя — вязаные из­делия, журналы, книги по вязанию; видеоряд со слайдами.

для учащихся: крючки, нитки, учебник.

Оформление доски: тема занятия.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы приступим к самому интересному разделу технологии – рукоделие. Вы приобретете начальные сведения и навыки работы с крючком. А для того чтобы работа на уроке была успешной и плодотворной, необходимо поддерживать порядок, бережно относиться к книгам и журналам по вязанию.

После занятия свое рабочее место необходимо убрать, мусор отнести в корзину. Также хочу обратить ваше внимание на то, что отношения друг к другу должны быть доброжелательными, вежливыми. Никому не отказывайте в помощи, свои отношения стройте на доверии и поддержке.

Работа с крючком требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.

II. Повторение изученного материала

  • Какую технологию вязания вы осваивали в прошлом году? (Вязание на спицах)

  • Как называется вязаная ткань? (Трикотаж)

  • Какие приемы являются основными при вязании спицами? (Лицевые и изнаночные петли)

  • Как выбираются размеры спиц? (Толщина спиц зависит от толщины ниток из которых будет связано изделие)

III. Сообщение и беседа по теме

Посмотрите на образцы вязания, представленные в журналах и книгах.

Вопрос: Отличаются ли эти примеры от трикотажа, который полу­чается при вязании на спицах?

Ответ: При вязании спицами основой трикотажа были лицевые и изнаночные петли, которые в сочетании друг с другом давали полотно с нужным рисунком — платочной и чулочной вязки, «резинки». И новые ряды полотна образовывались при провязывании новых петель и их снятии с одной спицы на другую.

Учитель: Правильно. Теперь мы все операции будем производить одним предметом — крючком. С его помощью вы научитесь делать набор петель и вывязывать основные детали — столбики и полустолбики.

Крючок позволяет сделать вязание ажурным, использовать разные рисунки — цветочные, геометрические. Крючком вяжут из очень тонких ниток, даже из катушечных. Например, этим спо­собом можно связать полоску кружев для украшения воротничка платья или костюма.

Рассмотрите образцы, представленные в журналах. (Учащиеся рассматривают образцы, сообщают название и назначение каждого предмета.) Крючком можно связать закладки для книг, простые или ажурные полоски для их последующего переплете­ния, шарфики, рамочки для фотографий, прихватки, заколки, декоративную бижутерию, панно, сумочки, косметички.

В старину на Руси вязание крючком было широко распро­странено, потому что давало людям возможность декорировать свое скромное жилище. В каждой крестьянской семье имелись полотенца, украшенные каемкой кружев, связанных вручную — крючком.

Особое значение придавалось вещам, связанным крючком, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, и отделка для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей выпол­нялась с любовью. В доме было много кружев: занавески на ок­нах и дверях, подзоры по низу кроватей, салфетки на полочках. Слово кружево произошло от слова окружать, т. е. пришивать по краям. (Слайд 2)

А теперь поговорим о главном. При вязании крючком необходимы две вещи – сам крючок и пряжа. Посмотрим на крючки, которые у меня в руках (показать различные виды крючков) (Слайд 3)

Вопрос: Чем отличаются они друг от друга?

Ответ: Длинной, номером, материалом, из которого они сделаны.

Учитель: Выбор крючка для работы зависит от толщины нитки: чем толще нитка, тем крупнее подбирается крючок. На начальной стадии обучения лучше брать толстый крючок, который будет делать достаточно крупные петли, и вы сможете контролировать, правильно ли они у вас получаются. Вязание крючком происхо­дит за счет того, что на одном его конце имеется специально сде­ланная зазубрина — головка. Этой головкой подцепляется нитка и вывязывается нужный узор.

Теперь вы уже можете различить, какое вязание выполнено спицами, а какое - крючком. Откройте журналы по вязанию.

Вопрос: Какие изделия, представленные в журналах, связаны крючком? (Учащиеся работают с журналами)

Чем они по внешнему виду отличаются от вещей, связанных спицами? (Плотностью вязания)

1. Вывязывание цепочки

Учитель: С чего вы начинали вязание на спицах? (С набора петель.)

Приступая к вязанию крючком, также надо сначала набрать петельную цепочку.

(Слайд 4)Возьмите крючок в правую руку, нитку перекиньте через указательный палец левой руки. Введите под нитку крючок и пе­рекрутите его вокруг оси. Образуется петля, которая станет ис­ходной. Придерживайте ее на крючке большим и указательным пальцами правой руки.

Теперь головкой крючка подденьте снизу нитку и протяните ее в эту петлю — образуется следующая петля. Снова поддень­те снизу нитку и протяните ее уже в новую петлю — образует­ся короткая цепочка из воздушных петель. Такое действие надо повторить несколько раз, тогда из нитки начнет вывязываться воздушная цепочка, которая станет исходной деталью для после­дующего вязания.

Будьте внимательны: пропуская крючок в петлю, не касайтесь головкой указательного пальца левой руки. Иначе от частых травм на пальце повредится кожа.

Работайте не спеша, вам важно выработать навык создания воздушной цепочки. Следите, чтобы все петли были одинаковы­ми по размеру. Если какая-то из петель получилась не такой, как остальные, лучше ее осторожно распустить и перевязать снова. Свяжите цепочку примерно из 25 петель (самое начало вашего будущего вязаного полотна). Теперь к цепочке надо привязывать ряды, состоящие из отдельных звеньев.

Обратите внимание на условный знак, расположенный в правом нижнем углу на слайде 5 — кружок. Так на схемах вя­зания обозначается воздушная петля.

2. Вязание столбика без накида

Простейшее звено, которое вы научитесь вязать, называется столбиком без накида. (Слайд 6)

Рассмотрите рисунок — здесь изображены все этапы, вывязывания столбика без накида.

Поверните набранную цепочку другой стороной к себе. Запо­мните: та петля, которая находится в данный момент на крючке, будет именоваться первой.

Введите головку крючка в петлю «через одну» — в третью петлю цепочки — и вытяните через нее нитку. Таким образом, на крючке получатся сразу две петли. Накиньте нитку на крючок и провяжите обе петли вместе. У вас получилось звено, которое называется столбиком без накида.

Свяжите всю цепочку такими столбиками. Следите за тем, чтобы нитки, вытянутые из петель, не были слишком свободны­ми. Иначе может нарушиться равномерность вязки.

Вязка получается довольно плотной, ее звенья близко приле­гают друг к другу, интервалы между ними незначительные, они почти не просматриваются. Подобная вязка так и называется — плотная.

Когда вы свяжете весь ряд, снова переверните вязание другой стороной и свяжите такими же столбиками новый ряд. Перед на­чалом вязания всех остальных рядов необходимо вывязывать еще одну воздушную петлю — для вертикального перехода на следу­ющий ряд. Или, как принято говорить у мастеров вязания, — для поднятия ряда.

Провяжите такими столбиками несколько рядов подряд.

Вопрос: Подумайте и скажите, сколько надо связать рядов, чтобы получился квадрат?

Ответ: Примерно 25 по числу набранных воздушных петель.

Учитель: Вязку столбиками без накида можно сделать еще более плот­ной. Для этого в следующих рядах крючок вводят не в петли пре­дыдущего ряда, а прямо в интервал между столбиками. Обратите внимание на рисунке слайда в правом нижнем углу нарисовано обозначе­ние столбика без накида - значок в виде крестика.

3. Вязание узора с накидом

Обратите внимание как вывязывается столбик с накидом и как он обозначается (Слайд7) в виде буквы Т

IV. Самостоятельная работа

Нужно связать самостоятельно несколько рядов столбиками.

В следующем ряду, который вы будете вязать, надо будет усложнить звенья. Вывязывайте столбики не на каждой петле, а, к примеру, только на трех петлях подряд. На четвертой пет­ле — не провязывание столбика, а просто накид нитки на петлю. Накиды делайте, перебрасывая нитку вперед, на себя. Не должны быть накиды слишком свободными, нить в них пусть остается слабо натянутой. (Учащиеся вяжут ряд столбиками, перемежая их накидами.)

Ряд, связанный с изнанки, провяжите обычными столбиками. В том месте, где выполнялся накид, также надо связать обычный столбик. (Учащиеся вяжут новый ряд.)

Рассмотрите, что полу­чилось в результате замены ряда столбиков накидами. Ответ: В местах накидов образовались «окошки».

Таким образом, вы провязали один ряд, применив вязку, которая используется при создании ажурных узоров. Подобные «окошки» вывязывают и с другими целями. Например, когда вяжут кофту, у которой впереди при­шиваются пуговицы, и нужно сделать отверстия для петель. Или такие «окошки» выполняют на талии кофты, а в них потом пропускают ленту или вязаный шнур, чтобы можно было завязать их и качестве пояса.

V.Физкультминутка для глаз

VI. Продолжение самостоятельной работы

VII.Завершение вязания

Вопрос: Каким приемом завершалось вязание на спицах?

Ответ: Нитка обрезалась и вытягивалась в последнюю петлю, которой за­канчивалось изделие.

Вопрос: Как можно закрепить кончик нитки?

Ответ: Протянуть ее в со­седние петли, чтобы сделать незаметной.

Учитель: Завершение вязания крючком производится также. Когда вы закончите вязание, нитку следует обрезать, оставив хвостик дли­ной 4-5 см. После того, как нитка обрезана, протяните ее конец в петлю, слегка стяните. Чтобы нитка не была заметной, можно протянуть ее в соседние петли, пользуясь крючком.

Сейчас мы с вами просмотрим, что же можно связать крючком. Показ слайдов 8-14

VIII. Подведение итогов урока

Предлагается провести самооценку своей работы, сравнив с образцами.

Закрепление урока

Вопрос: Как надо подбирать нитку к крючку?

Ответ: Чем толще нитка, тем более толстым будет крючок.

Вопрос: С чего начинается вязание крючком?

Ответ: С набора цепочки воз­душных петель.

Вопрос: Какой прием вы сегодня учились выполнять?

Ответ: Столбик без накида и с накидом.

Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали на уроке. (Выставляются отметки за практическую работу и работу на уроке)

IX. Домашнее задание

Принести крючок, нитки.

Ещё раз благодарю за урок. Занятие закончено.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!