МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БОБРОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
ТЕМА: «Вязание крючком. Основные приёмы»
Разработала: Козина В.В.
МКОУ Никольская СОШ, учитель технологии.
Вводная часть
7 класс
Тема урока «Вязание крючком. Основные приёмы»
Тип урока: комбинированный
Программа основного общего образования по технологии при совместном обучении мальчиков и девочек 5-8 класс
Используемые УМК:
- Давыдова М. А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 7 класс. - М.: ВАКО, 2010. – (В помощь школьному учителю).
- Журнал «Валя-Валентина: Декоративное вязание крючком, вышивка»
- Журнал «Делаем сами». – 2009, 2010.
- Журнал «Рукоделие: модно и просто»
- Журнал «Школа и производство». – 2003, 2010.
- Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология: 5-9 класс (девочки). - М.: 5 за знания, 2008.
- Смирнова М.П. Филейное вязание. Серия «Дамский клуб». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Технология: поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы./ Сост. Е.А. Гурбаш. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ Авт.-сост. Н.А. Пономарева. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности./Авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
На данном уроке учитель развивает следующие компетенции:
- сравнительный анализ изделий, связанных спицами и крючком;
- объяснение и обучение правилам набора петель и вязанию столбика;
- создание комфортной обстановки на уроке, а также атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
- способствование воспитанию аккуратности, терпения.
Урок из раздела «Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком».
Межпредметные связи: история
Урок разработан для 7 класса:
в классе 4 ученика – 2 девочки и 2 мальчика, все одного возраста, активные, подвижные, доброжелательны, отзывчивы, стараются во всем помогать друг другу. В классе имеется лидер – это Абдуллаева Лалита, хорошо учится, сообразительная, развито логическое мышление, речь, участвует во всех мероприятиях класса, школы, района. Никулина Юля старательная, аккуратна, но медлительная, также участвует во всех мероприятиях класса и школы. Клюев Игорь способный, увлекается техникой, любит играть в теннис, но ленивый и нетерпеливый. Бубнов Дмитрий также способный ученик, любит играть в теннис, но из-за «лености-забывчивости» частенько не выполняет домашнего задания. Мальчики участвуют в мероприятиях класса, школы.
Конспект урока
Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
познакомить учащихся с образцами вязания крючком;
провести сравнение изделий, связанных спицами и крючком;
обучить правилам набора петель и вязанию столбика;
способствовать воспитанию аккуратности, терпения, моторные навыки;
создавать комфортную обстановку на уроке, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
поддерживать интерес к предмету.
Оборудование: для учителя — вязаные изделия, журналы, книги по вязанию; видеоряд со слайдами.
для учащихся: крючки, нитки, учебник.
Оформление доски: тема занятия.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы приступим к самому интересному разделу технологии – рукоделие. Вы приобретете начальные сведения и навыки работы с крючком. А для того чтобы работа на уроке была успешной и плодотворной, необходимо поддерживать порядок, бережно относиться к книгам и журналам по вязанию.
После занятия свое рабочее место необходимо убрать, мусор отнести в корзину. Также хочу обратить ваше внимание на то, что отношения друг к другу должны быть доброжелательными, вежливыми. Никому не отказывайте в помощи, свои отношения стройте на доверии и поддержке.
Работа с крючком требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.
II. Повторение изученного материала
Какую технологию вязания вы осваивали в прошлом году? (Вязание на спицах)
Как называется вязаная ткань? (Трикотаж)
Какие приемы являются основными при вязании спицами? (Лицевые и изнаночные петли)
Как выбираются размеры спиц? (Толщина спиц зависит от толщины ниток из которых будет связано изделие)
III. Сообщение и беседа по теме
Посмотрите на образцы вязания, представленные в журналах и книгах.
Вопрос: Отличаются ли эти примеры от трикотажа, который получается при вязании на спицах?
Ответ: При вязании спицами основой трикотажа были лицевые и изнаночные петли, которые в сочетании друг с другом давали полотно с нужным рисунком — платочной и чулочной вязки, «резинки». И новые ряды полотна образовывались при провязывании новых петель и их снятии с одной спицы на другую.
Учитель: Правильно. Теперь мы все операции будем производить одним предметом — крючком. С его помощью вы научитесь делать набор петель и вывязывать основные детали — столбики и полустолбики.
Крючок позволяет сделать вязание ажурным, использовать разные рисунки — цветочные, геометрические. Крючком вяжут из очень тонких ниток, даже из катушечных. Например, этим способом можно связать полоску кружев для украшения воротничка платья или костюма.
Рассмотрите образцы, представленные в журналах. (Учащиеся рассматривают образцы, сообщают название и назначение каждого предмета.) Крючком можно связать закладки для книг, простые или ажурные полоски для их последующего переплетения, шарфики, рамочки для фотографий, прихватки, заколки, декоративную бижутерию, панно, сумочки, косметички.
В старину на Руси вязание крючком было широко распространено, потому что давало людям возможность декорировать свое скромное жилище. В каждой крестьянской семье имелись полотенца, украшенные каемкой кружев, связанных вручную — крючком.
Особое значение придавалось вещам, связанным крючком, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, и отделка для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей выполнялась с любовью. В доме было много кружев: занавески на окнах и дверях, подзоры по низу кроватей, салфетки на полочках. Слово кружево произошло от слова окружать, т. е. пришивать по краям. (Слайд 2)
А теперь поговорим о главном. При вязании крючком необходимы две вещи – сам крючок и пряжа. Посмотрим на крючки, которые у меня в руках (показать различные виды крючков) (Слайд 3)
Вопрос: Чем отличаются они друг от друга?
Ответ: Длинной, номером, материалом, из которого они сделаны.
Учитель: Выбор крючка для работы зависит от толщины нитки: чем толще нитка, тем крупнее подбирается крючок. На начальной стадии обучения лучше брать толстый крючок, который будет делать достаточно крупные петли, и вы сможете контролировать, правильно ли они у вас получаются. Вязание крючком происходит за счет того, что на одном его конце имеется специально сделанная зазубрина — головка. Этой головкой подцепляется нитка и вывязывается нужный узор.
Теперь вы уже можете различить, какое вязание выполнено спицами, а какое - крючком. Откройте журналы по вязанию.
Вопрос: Какие изделия, представленные в журналах, связаны крючком? (Учащиеся работают с журналами)
Чем они по внешнему виду отличаются от вещей, связанных спицами? (Плотностью вязания)
1. Вывязывание цепочки
Учитель: С чего вы начинали вязание на спицах? (С набора петель.)
Приступая к вязанию крючком, также надо сначала набрать петельную цепочку.
(Слайд 4)Возьмите крючок в правую руку, нитку перекиньте через указательный палец левой руки. Введите под нитку крючок и перекрутите его вокруг оси. Образуется петля, которая станет исходной. Придерживайте ее на крючке большим и указательным пальцами правой руки.
Теперь головкой крючка подденьте снизу нитку и протяните ее в эту петлю — образуется следующая петля. Снова подденьте снизу нитку и протяните ее уже в новую петлю — образуется короткая цепочка из воздушных петель. Такое действие надо повторить несколько раз, тогда из нитки начнет вывязываться воздушная цепочка, которая станет исходной деталью для последующего вязания.
Будьте внимательны: пропуская крючок в петлю, не касайтесь головкой указательного пальца левой руки. Иначе от частых травм на пальце повредится кожа.
Работайте не спеша, вам важно выработать навык создания воздушной цепочки. Следите, чтобы все петли были одинаковыми по размеру. Если какая-то из петель получилась не такой, как остальные, лучше ее осторожно распустить и перевязать снова. Свяжите цепочку примерно из 25 петель (самое начало вашего будущего вязаного полотна). Теперь к цепочке надо привязывать ряды, состоящие из отдельных звеньев.
Обратите внимание на условный знак, расположенный в правом нижнем углу на слайде 5 — кружок. Так на схемах вязания обозначается воздушная петля.
2. Вязание столбика без накида
Простейшее звено, которое вы научитесь вязать, называется столбиком без накида. (Слайд 6)
Рассмотрите рисунок — здесь изображены все этапы, вывязывания столбика без накида.
Поверните набранную цепочку другой стороной к себе. Запомните: та петля, которая находится в данный момент на крючке, будет именоваться первой.
Введите головку крючка в петлю «через одну» — в третью петлю цепочки — и вытяните через нее нитку. Таким образом, на крючке получатся сразу две петли. Накиньте нитку на крючок и провяжите обе петли вместе. У вас получилось звено, которое называется столбиком без накида.
Свяжите всю цепочку такими столбиками. Следите за тем, чтобы нитки, вытянутые из петель, не были слишком свободными. Иначе может нарушиться равномерность вязки.
Вязка получается довольно плотной, ее звенья близко прилегают друг к другу, интервалы между ними незначительные, они почти не просматриваются. Подобная вязка так и называется — плотная.
Когда вы свяжете весь ряд, снова переверните вязание другой стороной и свяжите такими же столбиками новый ряд. Перед началом вязания всех остальных рядов необходимо вывязывать еще одну воздушную петлю — для вертикального перехода на следующий ряд. Или, как принято говорить у мастеров вязания, — для поднятия ряда.
Провяжите такими столбиками несколько рядов подряд.
Вопрос: Подумайте и скажите, сколько надо связать рядов, чтобы получился квадрат?
Ответ: Примерно 25 — по числу набранных воздушных петель.
Учитель: Вязку столбиками без накида можно сделать еще более плотной. Для этого в следующих рядах крючок вводят не в петли предыдущего ряда, а прямо в интервал между столбиками. Обратите внимание на рисунке слайда в правом нижнем углу нарисовано обозначение столбика без накида - значок в виде крестика.
3. Вязание узора с накидом
Обратите внимание как вывязывается столбик с накидом и как он обозначается (Слайд7) в виде буквы Т
IV. Самостоятельная работа
Нужно связать самостоятельно несколько рядов столбиками.
В следующем ряду, который вы будете вязать, надо будет усложнить звенья. Вывязывайте столбики не на каждой петле, а, к примеру, только на трех петлях подряд. На четвертой петле — не провязывание столбика, а просто накид нитки на петлю. Накиды делайте, перебрасывая нитку вперед, на себя. Не должны быть накиды слишком свободными, нить в них пусть остается слабо натянутой. (Учащиеся вяжут ряд столбиками, перемежая их накидами.)
Ряд, связанный с изнанки, провяжите обычными столбиками. В том месте, где выполнялся накид, также надо связать обычный столбик. (Учащиеся вяжут новый ряд.)
Рассмотрите, что получилось в результате замены ряда столбиков накидами. Ответ: В местах накидов образовались «окошки».
Таким образом, вы провязали один ряд, применив вязку, которая используется при создании ажурных узоров. Подобные «окошки» вывязывают и с другими целями. Например, когда вяжут кофту, у которой впереди пришиваются пуговицы, и нужно сделать отверстия для петель. Или такие «окошки» выполняют на талии кофты, а в них потом пропускают ленту или вязаный шнур, чтобы можно было завязать их и качестве пояса.
V.Физкультминутка для глаз
VI. Продолжение самостоятельной работы
VII.Завершение вязания
Вопрос: Каким приемом завершалось вязание на спицах?
Ответ: Нитка обрезалась и вытягивалась в последнюю петлю, которой заканчивалось изделие.
Вопрос: Как можно закрепить кончик нитки?
Ответ: Протянуть ее в соседние петли, чтобы сделать незаметной.
Учитель: Завершение вязания крючком производится также. Когда вы закончите вязание, нитку следует обрезать, оставив хвостик длиной 4-5 см. После того, как нитка обрезана, протяните ее конец в петлю, слегка стяните. Чтобы нитка не была заметной, можно протянуть ее в соседние петли, пользуясь крючком.
Сейчас мы с вами просмотрим, что же можно связать крючком. Показ слайдов 8-14
VIII. Подведение итогов урока
Предлагается провести самооценку своей работы, сравнив с образцами.
Закрепление урока
Вопрос: Как надо подбирать нитку к крючку?
Ответ: Чем толще нитка, тем более толстым будет крючок.
Вопрос: С чего начинается вязание крючком?
Ответ: С набора цепочки воздушных петель.
Вопрос: Какой прием вы сегодня учились выполнять?
Ответ: Столбик без накида и с накидом.
Молодцы! Вы сегодня прекрасно поработали на уроке. (Выставляются отметки за практическую работу и работу на уроке)
IX. Домашнее задание
Принести крючок, нитки.
Ещё раз благодарю за урок. Занятие закончено.