Тема: Конкурс грамотеев.




Цель:
проверить знания уч-ся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; учить распространять предложения, способствовать совершенствованию речи в форме диалога, закреплять умения логически строить свои высказывания;
активизировать мыслительную деятельность уч-ся; нравственно - мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: высказывания, карточки, грамоты, презентация, плакаты:
“О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” И.С. Тургенев
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Л.Н. Толстой
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, участники конкурса и их болельщики! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по русскому языку.
Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык», - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
С самого раннего детства и до глубокой старости – вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Этот конкурс поможет вам найти много чудесного и таинственного. Что прячется за словом «русский язык».
Вот начнётся состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты
Удачи всем! Вперёд, ребята!
II. Поэтапные соревнования
1.Конкурс «Узнай название»
ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 1 балл
Используя все буквы, составьте слово-название команды соперников.
У каждой команды лист бумаги с зашифрованным названием. Команда соперников должна его отгадать. Команды работают на фоне музыки.
Команда 1. “ОТКИЗНА” (Знатоки).
Команда 2. “КМУИНИ ” (УМНИКИ)
2. Приветствие команд (1 балл)
Мы команда «Знатоки», А у «Умников» нет проблем,
Быть в хвосте нам не с руки Пусть начнётся конкурс.
Мы должны дружнее быть, И мы сможем доказать,
Чтобы в конкурсе победить! Что нас трудно обыграть!
3. Конкурс «Разминка»
- Я говорю сущ в ед. числе, а вы в ответ во множественном. Отвечать по очереди по одному из команды.
Нога-…….
Рука-…..
Дуга-…..
Мука-…..( ?)
Ведро-….
Бедро-…..
Метро-…….(?)
День -…..
Пень-……
Лень-…..(?)
Цыпленок-…..
Козленок-…..
Бочонок-…..
Пирожок-…..
Молоко-….(?)
Блюдце-….
4. Конкурс «Постижение народной мудрости»
Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
5. Конкурс «Что это значит?»
Ведущий. В этом конкурсе надо соединить фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой.
1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову. | А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Правильный ответ принесёт по 1 баллу команде.
Ведущий: Уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами будем отгадывать метаграммы и логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или отнять от него букву – и получится новое слово.
С буквой О – арктический и антарктический,
Без нее я знак математический. (Полюс – плюс)
С Д – давно я мерой стала.
С Т – уж нету выше балла. (Пядь – пять)
С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра. (Лето – лото)
Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот)
Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
Ответы команд.
6. Конкурс «Договорить пословицы и поговорки».
1-я команда
Нет друга ищи ...(а нашел береги)
За двумя зайцами погонишься ...(ни одного не поймаешь) .
Умелые руки ...(не знают скуки) .
Маленькое дело лучше ...(большого безделья) .
Не имей сто рублей, ...(а имей 100 друзей) .
Хлеб - ...(всему голова) .
Крепкую дружбу ...(и топором не разрубить) .
Волков бояться - ...(в лес не ходить) .
Любишь кататься - ...(люби и саночки водить) .
Красна птица пером, ...(а человек умом) .
2-я команда
Слово не воробей, ...(вылетит не поймаешь) .
Под лежачий камень... (вода не течет) .
Труд кормит, ...(а лень портит) .
Делу время, ... (а потехе час) .
Друзья познаются ...(в беде) .
Поспешишь... – (людей насмешишь) .
Семь раз отмерь, ... (один раз отрежь) .
Встречают по одежке, ... (провожают по уму) .
Цыплят ... (по осени считают) .
Какова плата …(такова и работа).
7. Конкурс "Ералаш”
Задание: командам раздаются карточки с четверостишиями (на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжением строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая строка оказалась на своем месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…. (томился в клетке)
Пароход … (сидел на ветке)
Соловей … (точил клыки)
Дикобраз …. (давал гудки)
Кошка …. (физику учила)
Буратино …. (шил себе штаны)
Маша … (хвостик свой ловила)
Кот …. (накрыт к обеду был)
Чиж … (усами шевелил)
Рак … (летал под облаками)
Стол …. (гонялся за мышами)
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ (1 балл)
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез подумав,
Одно из двух – "да” или "нет” - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет)
А, рассекая гладь пруда,
Умеют утки плавать? (Да)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет)
Ответь, а может резеда
Цвести зимою? (Да)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет)
Неужто пятятся назад,
Передвигаясь раки? (Да)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет)
В конце спросить пришла пора:
А вам понравилась игра?
8. Конкурс «Фразеологический зверинец»
Добавить недостающее слово — название животного
Голоден как ... (волк).
Колючий как ... (еж).
Надут как ... (индюк).
Болтлив как ... (сорока).
Труслив как ... (заяц)
Упрям как ... (осел).
Нем как ... (рыба).
Изворотлив как ... (уж).
Здоров как ... (бык).
Хитер как ... (лиса).
9. Конкурс "Кто кого"
Надо как можно больше собрать слов из букв слова АКТИВНОСТЬ за время проигрыша музыки.
10.Конкурс «Верно или неверно»
- Командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю карточку, если неверно.
Утверждения:
Слова состоят из звуков?
Звуки мы можем увидеть?
Звуки мы слышим и произносим?
Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
Гласные бывают твердые и мягкие?
Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
Ударный гласный слышится ясно?
Парные согласные на конце слова проверять не надо?
11. Конкурс «Словообразование»
Командам даются карточки с заданиями. Надо отгадать слово, зашифрованное в задании.
Например: Приставка этого слова находится в слове «занос», корень - в слове «морозец», суффикс - в слове «горка», окончание — в слове «листочки». (Заморозки.)
Задание 1-й команде. Приставка этого слова находится в слове «понес», корень - в слове «слово», суффикс — в слове «курица», окончание — в слове «крапива». (Пословица.)
Задание 2-й команде. Приставка этого слова находится в слове «залез», корень — в слове «приготовить», суффикс - в слове «ночка», окончание - в слове «коса». (Заготовка.)
12. Конкурс «Эй, моряк!»
Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова , в которых нужно зачеркнуть слово «море» и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:
кмореамморебалмореа (камбала);
оммореаморер (омар);
кремореветморека (креветка);
моремеморедумореза (медуза);
кмореальморемар (кальмар).
13.Конкурс «Алфавит – аукцион»
(На каждую букву – задание, назвать:………..)
А- река?
Б- дерево?
В- дикое животное?
Г- гриб?
Д- имя девочки?
Е – ягода?
Ж - насекомое?
3 - певица?
И - государство?
К - спортивный снаряд?
Л - птица?
М - орудие труда?
Н - рыба?
О - огородное растение?
П - поэт?
Р - школьная принадлежность?
С - родственница?
Т - писатель?
У - профессия?
Ф - первый книгопечатник на Руси?
X - артист?
Ц - строительный материал?
Ч - единица измерения времени?
Ш - учебное учреждение?
Щ - сказочная рыба-волшебница?
Э - его можно услышать в горах?
Ю - игрушка?
Я - фрукт?
III.Подведение итогов
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
- Пока жюри подводит итоги турнира, я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие.
- Какие чувства оно у вас вызвало?
- Что узнали сегодня нового?
Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
«На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".