СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "День птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "День птиц"»





ДЕНЬ ПТИЦ







учитель: Галаова М.М.

1 «в» класс

2011 – 2012г



Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, класс оформлен экспозицией леса, выставка поделок уч-ся.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Презентация.

Учитель: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Характерное свойство подавляющего большинства птиц — способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо — чудо искусства природы. Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Сейчас в мире 100 млрд. диких птиц и ещё около50 млрд. домашних и полудомашних . Иными словами, на каждого из нас приходится примерно 30 пернатых. Понятно, что их значение в нашей жизни огромно. Птицы украшают нашу жизнь. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Когда мы готовились к этому занятию мы пришли к выводу что удобнее работать группами. Класс поделён на пять групп, каждая из которых подготовила сообщение для нашей газеты. Вы наверно удивляетесь – какая газета? Газету эту мы будем создавать на сегодняшнем занятии.

- Слышите, какой- то шум. Наверно кто-то пожаловал к нам в гости.

Появляется взъерошенный.

Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Синичка:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь у нас ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать -
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие -
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей (недовольно)
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.


Сорока (возмущенно)
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
В школе №3 славные ребята

Птиц не обижают.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.

Воробей (недовольно)
Нет, не верю все равно!

Синичка (задумчиво)
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?


Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я с зимы поесть хочу.

Учитель: Мы рады вам друзья. Прилетайте к нам чаще. Знайте - у нас всегда готово для вас угощение.

ПЕСНЯ.

Учитель: Начнём нашу работу. Первая группа - вы готовы?

1 группа – ГРАЧИ (презентация)

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

У этих птиц есть немало достоинств. И люди знают о них. Но радуются, увидев прилетевшую птицу, по другой причине. «Грачи весну расклевали», — издавна говорили в народе. Да, грачи — вестники весны. Еще во многих местах лежит снег, еще нередки ночные заморозки, но они все-таки прилетели. Не много птиц отважится появиться в это время. А грачи отваживаются. Старые гнезда ремонтируются, надстраиваются, расширяются. Рядом новые возводятся.

Грач размером и внешним видом напоминает ворону, и поэтому многие их путают.

Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Уничтожением насекомых (майский жук и его личинки, клопы-черепашки, жуки-кузьки, свекловичные долгоносики, проволочные черви, личинки жуков щелкунов) и поеданием мелких грызунов грачи приносят пользу.



Учитель Грач — «вестник весны», эти птицы первыми прилетают к нам весной — в начале марта. Покидают наши края поздно осенью, исчезая в конце октября или начале ноября. Прекрасно приручается, может имитировать человеческую речь.



(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)



Физминутка

- Давайте и мы встанем и отдохнём немножко
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх

2 группа – Воробьи (презентация)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….
(воробей) Слайды 2-3

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?

По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?
- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

Учитель Свое название воробей получил в глубокой древности и связано оно с повадками этих птиц делать налеты на фермерские угодья. Гоняя птичек, люди кричали «Вора бей!
В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Интересные факты о воробьях: строение глаз воробья таково, что птицы видят мир в розоватом цвете. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.

(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)

ТАНЕЦ

3 группа- Дятлы (презентация)

По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос — как топор,
Хвост — как упор.

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?
Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)

Учитель: Большой пестрый дятел — полезная птица. Выдалбливая дупла, которые самими дятлами повторно обычно не используются, они тем самым создают жильё для многих других птиц. Долбит дятел только зараженные вредителями деревья.

(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)

4 группа – Синицы (презентация)

Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица) Слайды

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...

На шесте - дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его …

Большая синица – это, наверное, одна из самых распространенных и известных птиц. Живет она рядом с нами в парках и садах.

Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.

Большая синица — всеядная птица. Летом основу ее питания составляют яйца, гусеницы и взрослые особи бабочек, жуки, а также пауки.Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой. Ценится людьми за то, что истребляет вредных насекомых в любое время года.

Учитель: Большая синица обладает богатым голосовым репертуаром — специалисты выделяют до 40 вариаций издаваемых ею звуков. При этом одна и та же особь одновременно способна чередовать три—пять вариантов, различных по ритму, тембру, относительной высоте звуков и количеству слогов. Но если говорить о сооружении гнезд у синиц, то нужно отметить знаменитого строителя. Гнездо похоже на достаточно большой мешочек , издали напоминающий варежку с одним пальцем.

(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)

5 группа – Жаворонки (презентация)

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!

закличка

Жаворонушки, прилетите,

Красну- весну принесите,
 Принесите весну на своём хвосту.
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.



Полевой жаворонок — это истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку — это лес.Жаворонок поет в воздухе, поднимаясь на высоту до 100—150 м, и на земле, сидя на ветке дерева. В песне нет резких звуков, вся песня состоит из чистых, мягких звуков, звучащих то быстрее, то медленнее. Жаворонки относятся к перелётным птицам, но они не улетают далеко от места гнездовья и одними из самых первых возвращаются назад.

Учитель: По звучности, мелодичности и разнообразию пения степной жаворонок стоит на голову выше всех своих сородичей. Начиная петь, самец круто поднимается вверх метров на пятьдесят, некоторое время летает кругами, а затем почти по вертикали падает в траву.

(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)

6 группа – Ласточки (презентация)

Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку ... звать.

Ласточка часто является обитательницей человеческого жилья, так как она охотно строит свои гнезда на наружных стенах зданий и даже внутри их. Но она так же гнездится и в других местах: на скалах, обрывах и на деревьях. Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полете, очень редко опускается на землю. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят прямо на лету. За сезон ласточка уничтожает большое число насекомых, поэтому считается очень полезной птицей.

Существует до 120 различных видов ласточек и распространены они во всех частях земного шара. Большую часть своей жизни ласточка проводит в воздухе, лишь изредка присаживаясь отдохнуть на какой-нибудь выдающийся предмет. Пьют ласточки и купаются в воде тоже на лету, прикасаясь к воде телом или даже окуная всю голову.

Учитель: У многих народов Ласточки пользуются особой любовью и покровительством. Существует поверье- если ласточка поселилась возле дома – счастье принесла.

(уч-ся развешивают на ветвях стенгазеты листочки с загадками, пословицами и поговорками, поделки)

ПЕСНЯ

Учитель: На уроке технологии вы начали работу над изготовлением птиц из бумаги. Сейчас я прошу приготовить ваши заготовки, клей, ножницы. Завершим наши работы.

(уч-ся работают)

Выставка работ.

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить, сфотографировать пернатых гостей . Потом мы соберём наш материал и выпустим новый выпуск нашей газеты. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Я думаю, что теперь, когда вы столько узнали о птицах, вы постараетесь, относится к ним бережно.

Помните! Птицы – наши друзья. БЕРЕГИТЕ ПТИЦ.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

- Спасибо всем за работу. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!