Тема: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»
Цель:
Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.
Познакомить с основными видами войск. Дать элементарное представление об армии.
Развивать умение мыслить, воспитывать в духе патриотизма. Пополнить словарный запас детей, активизировать речь.
Учить работать в коллективе. Уточнить представление о понятиях “враги”, “захватчики”.
Материалы: мультимедиа оборудование: проектор, экран, ноутбук. Заготовленные фотографии разного вида войск, парада. Спортивный инвентарь: кегли, обручи, Стойки полукруглой формы для подлезания, Аудиозапись веселой, подвижной музыки, звуков войны (бомбёжки).
Предварительная работа: заучивание стихов и прослушивание песен военных лет. Рассматривание демонстрационного материала «День Победы», «Защитники Отечества». Чтение художественной литературы о ВОВ.
Ход занятия:
Воспитатель произносит различные слова.
Воспитатель: Ребята, что я сейчас произнесла? Правильно слова. Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». Дети: Конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. п. - А теперь вспомните и назовите «веселые слова».
Дети: Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т. п. Воспитатель: Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать?
- Слезы, болезнь, укол, расставание и т. п. А есть, ребята, страшные слова, и одно из них — это слово «война».
Почему же слово «война» такое страшное?
Сравнительное слушание звуков мирного и военного времени
Давайте откроем окно.
Воспитатель: Какие звуки раздаются с улицы?
Дети: птицы поют, ветер листьями на деревьях шуршит, машина проехала, люди разговаривают.
Рассказ воспитателя: Это хорошие, мирные звуки. Много лет назад был такой же, как сейчас, теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги. Началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось (просмотр слайдов с изображением военных событий 1941 года).
Вот какие звуки раздавались со всех сторон. (Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки). Это страшные военные звуки. Горели и рушились дома, погибали люди. Мужчины уходили воевать, защищать свою землю, прогонять врагов. Женщины и даже дети работали день и ночь, чтобы у солдат была одежда, еда, оружие. (Показ слайдов). Но не сразу удалось нашим воинам защитникам прогнать врагов. Ведь враги-фашисты долго готовились к войне, у них было много оружия, бомб, самолетов, танков. Много горя принесла война.
Воспитатель: Война длилась долгих четыре года.
Наша доблестная армия, благодаря своему мужеству и героизму, прогнала врагов с нашей земли. 9 мая 1945 года закончилась страшная война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником – Днем Победы над врагом.
Воспитатель: Ребята, с древних времен до наших дней существует такая трудная профессия – защищать Родину от врагов, чтобы был мир на земле и никогда не было войны.
Что это за профессия?
Дети: Воинская, солдатская.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая наша страна Россия - огромная. Она занимает большую территорию (показ карты России, её границ, символики).
Границы нашей Родины проходят и по морю и по суше, и по воздуху. Со всех сторон наша страна должна быть защищена от врагов.
По морю нашу страну защищают - морские войска (моряки, которые управляют военными кораблями, подводными лодками).
По суше – наземные (танкисты, ракетчики, пограничники).
По воздуху – воздушные (летчики на военных самолетах, вертолетах. Такие машины называют истребителями, разведчиками).
Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов
Игра: «Разрезные картинки»
На столе воспитателя лежит несколько конвертов. В этих конвертах находятся разрезные картинки с изображением солдат в военной форме. Вы должны собрать их и узнать по форме, к какому роду войск они принадлежат.
Работа детей и ответы.
Военная служба очень опасна и трудна. Военнослужащие защищают свою Родину, свой народ.
Воспитатель: Ребята, а каждый человек может стать военным?
Ответы детей.
Воспитатель: Профессии военного нужно долго учиться. Военный должен быть мужественным, сильным, смелым, умным, находчивым, сообразительным.
Сейчас и вы, ребята, сможете проявить смекалку.
Попробуйте отгадать загадки:
Подрасту, и вслед за братом,
Тоже буду я солдатом, Буду помогать ему, Охранять свою ... (страну)
Брат сказал: Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником - Станешь ... (пограничником)
Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном ... (корабле)
Самолет парит, как птица, Там - воздушная граница. На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный ... (летчик)
Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом, Управляется ... (танкистом)
Любой профессии военной.
Учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, Чтоб в мире не было ... (войны)
Воспитатель: Солдат должен быть метким. Вот сейчас мы и проверим, насколько вы меткие.
Эстафета «Меткий стрелок».
Все команды строятся в две шеренги. Перед командами на некотором расстоянии ставится пластиковая корзина (ведро) и командам выдаются мячи. Каждый участник команды бросает мяч в корзину. Какая команда большее число раз попадёт, та и выигрывает. Каждый участник бросает по одному разу. Бросают парами - участник и его противник.
Воспитатель: А сейчас мы превращаемся в подводников. Мы должны быть очень осторожными, пройти под водой и не задеть подводные скалы, и чтобы нас не обнаружил враг.
Игра "Подводная лодка"
Стойки, имеющие полукруглую форму, устанавливаются в виде туннеля. Задача ребят проползти на животе сквозь него.
Дети: Выполняют.
Воспитатель: Под водой мы прошли, а теперь нам надо пройти по суше. И не просто пройти, а преодолеть минное поле.
Игра «Пехотинцы»
Надо оббежать каждую кеглю (как будто это препятствие на поле.) Добежать до обруча в конце зала. Взять любой предмет, лежащий в обруче, побежать обратно тем же путем к своей команде, где расположен второй обруч и положить в него этот предмет.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути болото. Справимся?
Дети: Да!
Игра "По кочкам".
На небольшое расстояние друг от друга положить пластмассовые круги. Это - кочки. Кругом болото. Задача ребят прыгать по кочкам, не провалившись в болото.
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились. Из вас получатся настоящие защитники нашей Родины – смелые, умные, отважные, которые не пропустят врага к нашим границам. А я хочу вам всем пожелать:
Я хочу, чтоб все смеялись.
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям всегда снились,
Только радостные сны.
Чтобы утро добрым было.
Чтобы мама не грустила.
И чтоб не было войны!