СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для 2-х, 3-х классов на тему «Образование слов при помощи приставок».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного урока используется на логопедических занятиях в начальной школе. На занятии происходит знакомство детей с изменением слов при помощи приставок, а также их использование в речи. Обогащается активный и пассивный словарь глаголов и прилагательных. Развивается фонематическое восприятие. Совершенствуется техника чтения и письма. Развивается внимание, быстрота реакции, память, мышление через игру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для 2-х, 3-х классов на тему «Образование слов при помощи приставок».»

9



Конспект логопедического занятия для 2-х, 3-х классов на тему

« Образование слов при помощи приставок».


Фоменко Валентина Ивановна, учитель-логопед


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе



Цели и задачи:


. познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;

. развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом;

. тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;

. учить соотносить приставки с их схематичным изображением;

. учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;

. развивать у детей временные и пространственные отношения;

. развивать слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.


Оборудование: схемы для обозначения слов и приставок (на доске), карточки с приставками; 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); карточки для индивидуальной работы; предметные картинки (девочка приставка и медвежонок Торопыжка); деформированные предложения; сюжетные картинки (по выбору логопеда).


Ход занятия


I.Организационный момент


1.Развитие зрительного восприятия.

Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», « Что изменилось?», «Что пропало?».


II. Основная часть


1.Знакомство детей с темой занятия.

Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.


Логопед:

- наливает воду в стакан;

- выливает воду из стакана;

- переливает из стакана в стакан;

- разливает воду по стаканам;

- доливает воду в стакан;

- поливает водой цветы.

Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?


2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.


3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.

Логопед: Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Логопед выставляет весёлое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки. (Приложение)


Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:

напишу допишу

запишу подпишу

выпишу пишу надпишу

спишу припишу

впишу перепишу


Логопед: Сравните со словом «пишу» по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.

Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?

Какие приставки принесла для них девочка? Запишите их. Назовите и отметьте значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?

Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:


Образец: напишу письмо; …


Логопед: Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы).(Приложение 1)

Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.

Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.

( 1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороны круга; 2-й, начиная с буквы в-, - с правой стороной круга.)

Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.

Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.


4. Работа со словами-антонимами.

Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.

Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить – отклеить.


принести - … вползти - … привязать - …

вскочить - … привезти - … впустить -…

вогнуть - … впорхнуть - …


5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Замените каждое словосочетание, словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы.

час перед рассветом - … переход под землёй - …

повязка на руке -… камни под водой - …

шаг без шума - … совет без пользы - …


6. Физминутка. «Потопаем-похлопаем».

Развиваем внимание, быстроту реакции.

Описание. Логопед в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами. Материал для игры в приложении. (Приложение 2)

7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

Логопед: (выставляется на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку): Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нём ошибки.

Мальчик вышел в дом.

Птичка перелетела к гнезду.

Ученик списал на доске.

Оля вырисовала в альбоме льва.

Шофёр подвёл машину ключом.

Коля накрыл дверь ключом.

Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.


8. Работа по графическому оформлению предложений.

Логопед: Торопыжка очень рад тому, что вы помогли ему выполнить все задание. Теперь ему любое задание по плечу. А девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний. Она даёт ему такое задание.

Прочитайте слова на карточках и попробуйте угадать, о чём может попросить Торопыжку Приставка?

Слова на карточках:

- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.

- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.

- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.

- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.

- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.

- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.

(Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)


9. Работа на уровне текста (запись на карточках).

Логопед: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.


2-й класс

В полях показалась земля. Наступила первая весна - полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.


3-й класс

Скатился Колобок с окошка на завалинку.

Покатился он по дорожке.

Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.

Повстречал Колобок лису.


Тут встретил Колобок волка.

Укатился Колобок от волка.

Потом встретил Колобок зайца.

От зайца быстро укатился Колобок. Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.


Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?


III. Итог занятия


Логопед: Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?











































ПРИЛОЖЕНИЕ











ПРИЛОЖЕНИЕ 1










ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА « ПОТОПАЕМ – ПОХЛОПАЕМ»

развиваем внимание, быстроту реакции

Описание. Ведущий в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.











МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ

Вариант 1


. Береза – дерево с белой корой? (Да)

. На руке 5 пальцев? (Да)

. Теремок разрушил волк? (Нет, медведь.)

. Мухомор – съедобный гриб? (Нет)

. Земля – это планета? (Да)

. Ириска – тягучая конфета? (Да)

. Кит – самое большое животное в океане? (Да)

. Мама жеребёнка – лошадь? (Да)

. Сова ночью спит? (Нет)

. Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Да)

. Барби – это кукла? (Да)

. Баба Яга летала на ковре-самолёте? (Нет, в ступе.)

. Сено – это сухая трава? (Да)

. Прополка огорода – это удаление сорняков? (Да)

. Светофор регулирует движение на улицах? (Да)


Вариант 2


. Кактус имеет колючки? (Да)

. Солнце имеет форму шара? (Да)

. Чай станет вкуснее, если в него добавить жгучий перец ? (Нет)

. Листья появляются из почек? (Да)

. У сосны иголки короткие, а у ёлки длинные? (Нет, наоборот)

. Врач – это профессия? (Да)

. В овощах нет витаминов? (Есть)

. НЛО расшифровываются так: «неопознанный летающий объект»? (Да)

. Динозавры вымерли? (Да)

. Печень находится справа? (Да)

.Спасательный круг используют в самолётах? (Нет на водном транспорте.)

. Мотор можно назвать сердцем автомобиля? (Да)

. Существуют специальные шампуни для кошек и собак? (Да)

. Нельзя трогать выключатель и розетку мокрыми руками? (Да)

. Юла и волчок – это название одной и той же игрушки? (Да)


Вариант 3

.

В году 12 месяцев? (Да)

. В радуге 7 цветов? (Да)

. Наша стана – Россия? (Да)

. Сердце находится в правой части груди? ( Нет, в левой.)

. Январь – первый зимний месяц? (Нет, второй.)

. Ель – лиственное дерево? (Нет, хвойное)

. Фарш приготовляют с помощью мясорубки? (Да)

. Илья Муромец – русский богатырь? (Да)

. Алиса – подруга Буратино? (Нет, подруга Кота Базилио.)

. «Наша Таня громко плачет», потому что потерялась? (Нет, «уронила в речку мячик».)

. У птиц четыре лапы? (Нет, две.)

. В бак автомобиля заливают бензин? (Да)

. Буратино получил от черепахи Тортилы серебряный ключик? (Нет, золотой.)

. Жёлуди растут на дубе? (Да)

. Крот живёт под землёй? (Да)



. Конспект логопедического занятия для 2-х, 3-х классов по преодолению аграмматической формы дисграфии на тему «Образование слов при помощи приставок».


Конспект данного урока используется на логопедических занятиях в начальной школе. На занятии

происходит знакомство детей с приставками. Тренировка в нахождении приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, быстроты реакции. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. Обогащается активный и пассивный словарь глаголов и прилагательных. Развивается фонематическое восприятие. Совершенствуется техника чтения и письма.