СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГОС) Звук [с] и буква С.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с утверждением и введением в действие ФГОС ДО акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,  обеспечивающих социальную успешность». С точки зрения государства, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личностных качеств ребенка.

Последовательная реализация деятельностного подхода при коррекционной работе позволяет сформировать у учащихся с нарушениями речи  универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом требований ФГОС) Звук [с] и буква С.»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 56»







Конспект логопедического занятия

для подготовительной группы (с учетом требований ФГОС)



Звук [с] и буква С.








СОСТАВИТЕЛЬ:

Лопатина Елена Александровна


ДОЛЖНОСТЬ:

учитель-логопед детского сада

комбинированного вида №56











Асбест

2015 год







Актуальность работы:

В связи с утверждением и введением в действие ФГОС ДО акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». С точки зрения государства, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личностных качеств ребенка.

Последовательная реализация деятельностного подхода при коррекционной работе позволяет сформировать у учащихся с нарушениями речи универсальные учебные действия как основу умения учиться.

На данном занятии совершенствуются речевые возможности детей, формируются коммуникативные действия, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности. Используемые приемы и методы формируют у учащихся умения самостоятельно планировать и контролировать собственную деятельность, определять пути и средствадостижения учебной цели, делать выводы и умозаключения, адекватно оценивать действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью.

Дети на занятии могут применять свои знания в нестандартных ситуациях, размышлять, рассуждать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность





Тема. Звук и буква «С»

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Средства:

Наглядные:

• демонстрационная карточка с буквой С; карточки для работы с буквой, различные элементы для составления буквы С;

•предметные картинки со звуком «с»

• цветные карандаши;

Мультимедийные: анимэ Лебедевой И,Л. «Сливы за сор»







































Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в процессе речевого общения в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Задачи.

Образовательные:

  1. • Закрепить понятия «звук», «буква»,»гласный- согласный», «твёрдый-мягкий»,»звонкий-глухой»,знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах. Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов. Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи. Формировать навыки произвольного управления силой голоса. Расширять кругозор детей через знакомство со сказкой.



Коррекционно – развивающие:

. • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.

• Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове, различение в твёрдости-мягкости.

• Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря.

• Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.

Воспитательные:

• Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.

• Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

• Воспитание положительных личностных качеств через обсуждение героев сказки











Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Включение детей в совместную образовательную деятельность

-Ребята вы любите сказки? Сегодня мы отправляемся в Сказочную страну, познакомимся с героями сказки «Сливы за сор».

2 Эмоциональное погружение.

Ребята, в Сказочной стране все жители делают гимнастику для органов речи. Какие органы речи вы знаете?

Просмотр анимированного задания с выполнением артикуляционной и пальчиковой гимнастики

3. Беседа

-Чему учит сказка? Вспомните название сказки.

-Какой 1звук в слове «сор» Назовем из сказки предметы со звуком С.

Дети называют слова и определяют место звука [с] в слове

Используются картинки из сказки.

Дети проговаривают звук [с] сначала все вместе, потом индивидуально Педагог внимательно наблюдает за детьми, слушает и контролирует правильное произношение звука [с]

4. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Кто хочет рассказать героям сказки, как правильно произносить звук С?

– Губки улыбаются, зубки заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубы, холодная струя воздуха выходит из ротика.

- Какой звук С?

– Согласный, глухой, твердый. Почему?

- Как будет выглядеть Звуковичок звука С?

-Мальчик в синем костюмчике, на шапочке колокольчика не будет Дети по предложенному плану рассказывают о звуке

Дети объясняют свой выбор, в синем костюмчике, потому что он твердый, без колокольчика, потому что он глухой.

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук [с]».

- Смотрите, в сказочной стране пошел снег, с неба падают снежинки. Попробуем их поймать, но ловить снежинки будем только тогда, когда услышим звук [с].

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

А) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

Б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

В) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

Дети выходят на ковер. Хлопают в ладоши только тогда, когда услышат звук [с] Педагог внимательно следит за выполнением задания и запоминает тех детей, которые делают ошибки для дальнейшей индивидуальной работы с ними в этом направлении

6. Автоматизация звука [с] в слогах

- Снега выпало много. Ребята, что можно слепить из снега?

- Слепим с вами снежки, проговаривая:

са-са-са, ос-ос-ос, сы-сы-сы, ус-ус-ус, сэ-сэ-сэ, ыс-ыс-ыс,

аста-аста-аста, аска-аска-аска, оска-оска-оска

Имитируют лепку снежка руками и одновременно проговаривают слоги вместе и индивидуально с различной интонацией голосами героев сказки

7. Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком) .

Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок) .

Два – поймаем (приседают, ловят снежок) .

Три – уроним (встают, роняют снежок) .

И… сломаем (топают) .

8. Автоматизация звука [с] в словах

Игра «Запомни и повтори»

• СНЕГ, САНКИ;

• СНЕГ, САНКИ, синица;

• СНЕГ, САНКИ, синица САПОГИ;

• СНЕГ, САНКИ, синица САПОГИ, семья;

-Назовите слова с твёрдым звуком.

-Какой звук в слове «семья»?

-Составим предложение с любым словом.

Педагог контролирует правильное произношение звука [с]

9. Соотнесение звука [c] с буквой «С»

- Познакомим героев сказки с новой буквой «С»

Рассматривание демонстрационной карточки, нахождение буквы С в разрезной азбуке.

- На что похожа буква С?

Села мышка в уголок,

Откусила бублика кусок.

Дети повторяют, чем отличается звук от буквы: звук – это то, что мы слышим и произносим, буква – это то, что мы видим и можем написать (по памятке)

Дети отвечают, фантазируют

Дети вместе с педагогом еще раз находят букву «С» на настенной азбуке, уточняют направление буквы, «куда смотрит буква? », прописывают вытянутой рукой в воздухе букву «С», затем каждый прописывает указательным пальцем ведущей руки на своей ладошке букву «С».

11. Индивидуальная работа.

- Ребята, теперь подойдите и выберите элементы для составления буквы (методика Огарковой)

12. Анализ, рефлексия

- Что вы нового узнали на занятии?

-О чём расскажите дома?

-Что бы вы хотели ещё узнать?







Использованная литература:

  1. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. - М.:  

           Творческий центр «Сфера», 2008

  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

           вида для детей  с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2008

  1. Курдвановская  Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:

           Творческий Центр «Сфера», 2007

  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

           Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

           грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и

           Д», 2007

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

           недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство –

           Пресс», 2005

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.

           С-пб., «Каро». 2001