Логопедическое занятие .
Тема: Что такое текст. Понятие о тексте.
Цели и задачи: дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Речевая гимнастика.
Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану
Освободить лапу из капкана.
- Прочтите, чётко проговаривая все звуки.
- Какие звуки здесь повторяются?
- Прочтите тихо, громко, очень громко.
- Прочтите, выделяя голосом подчёркнутые слова.
- А сейчас прочтите так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана.
2. Повторение.
- Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлых занятиях?
- Вспомните и назовите признаки предложения.
(Можно использовать таблицу «Признаки предложения»:
Состоит из слов.
Слова в предложении связаны по смыслу и грмматически.
Каждое предложение имеет смысловую и интонационную законченность.
В конце предложения ставятся .?!
Работа над темой урока.
Я зашифровала слово. Вы назовёте его, вычеркнув из ряда букв все звонкие согласные:
Й З Т Р Е М Ж К Б С В Г Т Д
- Назовите это слово.
- Как вы думаете, почему зашифровано именно это слово?
Сообщение темы, цели урока.
Прочтите две записи:
Фонари.
Улицы старой Москвы освещались фонарями на столбах. В фонари были вставлены железные керосиновые лампы*. Фонарщик* с лестницей на плече зажигал лампы* в сумерки, а утром гасил.
(Лексическое значение слов с* объяснить)
Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.
- Из чего состоят эти записи?
- Можно ли сказать, о чём первая запись? А вторая?
- Сколько бы вы сделали рисунков к 1, 2 записям?
- Можно ли поменять местами предложения в первой записи? Во второй?
- Почему?
Вывод 1: Текстом называется связное высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Вывод 2: Все предложения в тексте объединены одной темой, тесно связаны по смыслу.
Прочтите и определите, текст ли это?
Лентяй на рыбалке.
Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».
- Это текст?
- Докажите.
- Кого здесь высмеивает автор? Почему?
Прочтите и определите, текст ли это?
Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
- Это текст?
- Докажите.
- Чем он отличается от предыдущих текстов?
Вывод 3 : текст может быть и стихотворным.
– А как вы думаете, когда мы о чём-то рассказываем друг другу, - это текст?
= Да, когда мы передаём кому-то в речи свои мысли и настроения, мы тоже пользуемся текстом. Ведь текст – это связанные друг с другом по смыслу предложения.
Нам часто приходится рассказывать или слышать о том, что кто-либо слышал или видел. Не всегда можно понять рассказы. Почему? Ответите на этот вопрос, когда прочтёте стихотворение А.Шибаева.
- Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо! – кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть! – и начали рассказ.
-Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Там клоун был без головы.
- И стал тонуть. Ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
- Погодите-ка, друзья, ничего не понял я.
- А вы поняли, ребята? Почему?
- О чём рассказывали мальчики? Прочтите.
Вывод 4: Вместе хорошо петь хором, а говорить лучше порознь.
Прочтите и определите, текст ли это.
Улетают журавли.
В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли покружили они над рекою попрощались птицы с родным болотом собрались путешественники в косяки* и потянулись в дальние тёплые страны
До свидания, журавли, до встречи весной
- Легко ли читать эту запись? Почему?
- Найдите границы предложений.
Вывод 4: Каждое предложение в тексте имеет свои границы.
Прочтите. Текст ли это? Чего в нём недостаёт?
А) Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша.
(В нём нет конца)
- Закончи текст.
Вывод 5: каждый текст имеет смысловую законченность.
Маленькая Оля побежала за котёнком, ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась и заплакала. Мимо шли ребята из школы.
- Это текст?
- Что вы можете сказать о нём?
- Спишите и завершите текст самостоятельно.
Выводы по уроку.
- О чём мы говорили сегодня на занятии?
- Назовите признаки текста.