СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему:"Что такое текст. Понятие о тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся второго класса. Умение отличать текст от набора предложений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему:"Что такое текст. Понятие о тексте.»

Логопедическое занятие .

Тема: Что такое текст. Понятие о тексте.

Цели и задачи: дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.

Ход занятия:

  1. 1. Оргмомент. Речевая гимнастика.



Наш Полкан попал в капкан.

Нужно помочь Полкану

Освободить лапу из капкана.

- Прочтите, чётко проговаривая все звуки.

- Какие звуки здесь повторяются?

- Прочтите тихо, громко, очень громко.

- Прочтите, выделяя голосом подчёркнутые слова.

- А сейчас прочтите так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана.

2. Повторение.

- Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлых занятиях?

- Вспомните и назовите признаки предложения.


(Можно использовать таблицу «Признаки предложения»:

  1. Состоит из слов.

  2. Слова в предложении связаны по смыслу и грмматически.

  3. Каждое предложение имеет смысловую и интонационную законченность.

  4. В конце предложения ставятся .?!


  1. Работа над темой урока.


  1. Я зашифровала слово. Вы назовёте его, вычеркнув из ряда букв все звонкие согласные:

Й З Т Р Е М Ж К Б С В Г Т Д


- Назовите это слово.

- Как вы думаете, почему зашифровано именно это слово?


  1. Сообщение темы, цели урока.

  2. Прочтите две записи:


Фонари.

Улицы старой Москвы освещались фонарями на столбах. В фонари были вставлены железные керосиновые лампы*. Фонарщик* с лестницей на плече зажигал лампы* в сумерки, а утром гасил.


(Лексическое значение слов с* объяснить)






Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.







- Из чего состоят эти записи?

- Можно ли сказать, о чём первая запись? А вторая?

- Сколько бы вы сделали рисунков к 1, 2 записям?

- Можно ли поменять местами предложения в первой записи? Во второй?

- Почему?


Вывод 1: Текстом называется связное высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Вывод 2: Все предложения в тексте объединены одной темой, тесно связаны по смыслу.


  1. Прочтите и определите, текст ли это?

Лентяй на рыбалке.

Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».

- Это текст?

- Докажите.

- Кого здесь высмеивает автор? Почему?


  1. Прочтите и определите, текст ли это?


Зашумела, разгулялась

В поле непогода.

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

- Это текст?

- Докажите.

- Чем он отличается от предыдущих текстов?


Вывод 3 : текст может быть и стихотворным.


  1. – А как вы думаете, когда мы о чём-то рассказываем друг другу, - это текст?


= Да, когда мы передаём кому-то в речи свои мысли и настроения, мы тоже пользуемся текстом. Ведь текст – это связанные друг с другом по смыслу предложения.

Нам часто приходится рассказывать или слышать о том, что кто-либо слышал или видел. Не всегда можно понять рассказы. Почему? Ответите на этот вопрос, когда прочтёте стихотворение А.Шибаева.


- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо! – кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть! – и начали рассказ.

-Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Там клоун был без головы.

- И стал тонуть. Ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

- Погодите-ка, друзья, ничего не понял я.


- А вы поняли, ребята? Почему?

- О чём рассказывали мальчики? Прочтите.


Вывод 4: Вместе хорошо петь хором, а говорить лучше порознь.


  1. Прочтите и определите, текст ли это.

Улетают журавли.

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли покружили они над рекою попрощались птицы с родным болотом собрались путешественники в косяки* и потянулись в дальние тёплые страны

До свидания, журавли, до встречи весной


- Легко ли читать эту запись? Почему?

- Найдите границы предложений.


Вывод 4: Каждое предложение в тексте имеет свои границы.


  1. Прочтите. Текст ли это? Чего в нём недостаёт?

А) Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша.

(В нём нет конца)

- Закончи текст.


Вывод 5: каждый текст имеет смысловую законченность.


  1. Маленькая Оля побежала за котёнком, ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась и заплакала. Мимо шли ребята из школы.

- Это текст?

- Что вы можете сказать о нём?

- Спишите и завершите текст самостоятельно.


  1. Выводы по уроку.


- О чём мы говорили сегодня на занятии?

- Назовите признаки текста.