Конспект логопедического занятия для обучающихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР на тему
«Мягкий знак-показатель мягкости согласного и
разделительный мягкий знак»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию мягкого знака, как показателя мягкости и разделительного мягкого знака;
- предупредить ошибки на письме, при написании слов с мягким знаком.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
-развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа;
-совершенствовать навыки чтения и письма;
-развивать познавательные процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать культуру коммуникации;
- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.
Оборудование: презентация, тетради, ручки, карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Орг. Момент. Психогимнастика
Улыбнемся мы друг другу
И пожмем друг другу руку
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка- земля!
Как же я люблю тебя!
День хороший, как иначе?
Пожелаем всем удачи!
II. Введение в тему занятия
В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого-Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее.
- Я! – говорил Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных на письме.
- Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что…
- Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?
- Верно, я показываю, что согласные не сливаются с гласными.
- Зато я, - возражал ему брат, - пишусь и в конце слова, и в середине.
- Ну и что? – спорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными.
- С какими? Подскажите, ребята!
И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед.
- Внуки мои дорогие, не спорьте, послушайте, что я вам скажу. – Он наклонился к ним и тихо-тихо что-то сказал. После этого они большие никогда не спорили и стали жить очень жружно.
- Так что же мог им сказать их дедушка Всевед?
- Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.
- Так какие функции выполняет мягкий знак? (Мягкий знак может обозначать мягкость согласных и может разделять согласные и гласные.)
- Верно. Сегодня мы с вами научимся не путать мягкий знак-показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак.
III. Развитие фонематического восприятия
- Посмотрите, у вас два прямоугольника. Один из бархатного картона, он мягкий. А второй из обычного картона, он гладкий. Когда я буду называть слова с мягким знаком-показателем мягкости, вы будите поднимать карточки из бархатного картона. Если я буду называть слово с разделительным мягким знаком, то вы будите поднимать карточки из гладкого картона.
Обезьяна, день, печенье, варенье, конь, гостья, нить, гроздья, свинья, кровать, ателье, моль, уголь, здоровье, платье, вьюн, вьюга, воскресенье, певунья, жильё, ненастье.
- Разберем значения слов певунья, ненастье.
IV. Работа в тетрадях
- Запишите слова в два столбика: в первый-слова с мягким знаком-показателем мягкости согласного, во второй-слова с разделительным мягким знаком.
Вьюн, хлопья, капель, льёт, веселье, ель, письмо, платье, счастье, раздолье, окуньки, безделье, льдины, соловьи, птичьи, июнь, голубь, муравьи, воскресенье, чутьё, волчьи, ночью, огонь, сеть, здоровье, печенье, сентябрь, варенье, стебельки, медведь, ненастье, бельё, копьё, ручьи.
V. Физкультминутка
Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. | Ходьба на месте. |
Раз — листочки поднимаем. | Руки через стороны вверх. |
Два - листочки загибаем. | Руки за спину. |
Три - ещё разок свернули, | Обхватили руками плечи. |
На четыре - развернули. | Руки в стороны. |
Буква спряталась внутри. | Приседания. |
Кто догадлив? | Прыжки на месте. |
Назови! | Садятся на места. |
VI. Работа с пословицами
- Прочитайте пословицы, записанные на доске.
Больше думай, меньше говори.
Без терпенья нет ученья.
С глупою речью сиди за печью.
Лучше потерять якорь, чем весь корабль.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- В какой из этих пословиц есть мягкий знак-показатель мягкости?
- В какой из этих пословиц есть разделительный мягкий знак?
VII. Работа по карточкам
- Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на карточках изображены предметы. Для того, чтобы узнать слово, нужно выделить первые буквы в названиях предметов.
- Кто уже составил слова?
- Поднимите руку те, у кого получились слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
- Поднимите руку те, у которых получились слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, голубь, платье, муравьи, варенье, скатерть.
- Запишите получившиеся слова на пустой строчке. Сделайте звуко-буквенный разбор слов. Составьте предложения со своими словами.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия
- Скажите, с какой буквой мы сегодня работали?
- Какие функции имеет мягкий знак?
- Какие слова с мягким знаком-обозначающим мягкость согласных вы запомнили?
- Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
- Теперь поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия.
- Молодцы! Занятие окончено.