2. Активизация знаний по пройденному материалу - Найди силуэт зонта. ( картинка зонта и пять силуэтов зонтов). Посмотрите на доску. Что вы видите? Что такое силуэт? Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится? (Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах - слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»). Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс. - Повторение и закрепление пройденного материала Почему остальные слова не являются родственными этому слову? - А какие же слова называются родственными? - Что такое корень слова? - Может ли быть слово без корня? - О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс? | Учащиеся отвечают на вопросы: - Зонт и его силуэты. - Внешнее очертание чего-либо. - Третий слева. Учащиеся записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы: - Они не близки по смыслу - Слова, близкие по значению и имеющие общий корень - Главная часть слова. - Нет - Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов. |
4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение - Игра «Отгадай слово». Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове грибок. Лесной + грибок = лесок. Домашний + котик = домик. Зубастый + дворик = зубик. Дубовый + уголок = дубок. Какие слова у нас получились? Какое у них значение? Какая часть слова придает им уменьшительное значение? Назовите эти суффиксы. Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким? - Игра «Найди место». Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему? Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс. Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб. Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок. Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. ваза — вазочка белый — беленький лапа — лап...а чёрный — чёрн...ий дыра — дыр…а синий — син...ий рама — рам...а серый — сер...ий яма — ям...а жёлтый — жёлт...ий Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы. | Учащиеся говорят слова, которые получатся при решении примеров. Отвечают на вопросы: - Слова обозначают маленькие предметы - Суффиксы -ок-, -ик- -чик-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -иньк-, -еньк- Учащиеся отвечают на вопросы Образовывают новые слова: лесок, зайчик, стульчик, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Записывают их в тетрадь. Придумывают словосочетания и записывают их в тетрадь Списывают в тетрадь пары слов Читают слова, разбирают их на части. Записывают их по памяти. |
6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют. - Кто носит специальную форму и летает на самолете? - Кто дрессирует дверей? - Кто что-то налаживает? - Кто чинит водопровод? - Кто стреляет из пулемета? - Кто косит газоны? Что общего между всеми отгаданными словами? Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова. Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь. Посмотрите на мельницы. ![]() ![]() Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово. Мельница – ор - : 1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор). 2. Он в школе самый главный… (директор) 3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор) 4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор) Мельница – тель- : 1. Он работает в школе… (учитель) 2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель) 3. Он спасает людей… (спасатель) 4. Он строит дома и другие здания… (строитель) | Учащиеся отвечают на вопросы: - Летчик - Дрессировщик - Наладчик - Водопроводчик - Пулеметчик - Газонокосильщик - Они обозначают названия профессий. Учащиеся отвечают на вопросы, записывают ответы. |