III. Физкультминутка (2 мин.) IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности на уроке (5 мин.) На доске появилась запись: весы длина сантиметр линейка масса килограмм объём – Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. Такие же слова у вас на партах на карточках. Проверка: 1. Весы, масса, килограмм. 2. Длина, сантиметр, линейка. – Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. – Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм. – Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.) – Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? ОБЪЁМ ? ВЕЛИЧИНА На доске появляется тема: Объём – Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? (ЦЕЛЬ) На доске постепенно появляется план: 1. Что такое "объем". 2. Можно ли сравнить объем 3. Как измерить объем. 4. Каковы единицы измерения объема. – Чем мы сейчас занимались? (Планировали свою деятельность) – Для чего все это вам нужно знать? V. Открытие нового знания. 1) 3 мин. – Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка. – Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…) – Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.) – Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием) а) Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.(помогают дети) (Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке). На доске: С. Воду вернём обратно в стакан. б) Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в чашке. Перельём воду из стакана в чашку. (Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в чашке помещается воды одинаково.) На доске: С. = Ч. – Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса? – А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды) – При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём». – Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: =. Поэтому у нас и получилась запись: стакан стакан = чашка – Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками =, значит можно сказать, что объём – … (это величина) – Над каким пунктом плана сейчас работали? 2) 5мин. – Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один) – Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку) – Сейчас работать будем в группе. Напомните правила работы в ней. На парте у каждой группы сосуды, различные мерки и вода. Каждая группа измеряет, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый). Данные заносим в таблицу на доске: Сосуд столовых ложек чайных ложек пробок стопочек пробочек пузырьков количество, шт. – Давайте сделаем вывод. Вывод: • в этом сосуде помещается … столовых ложек воды, • в этом сосуде помещается … чайных ложек воды, • в этом сосуде помещается … пробок воды, • в этом сосуде помещается … стопочек воды и т.д. – Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку – … стопочек воды? (мерки разные) – Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды. Что же делать? – Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике– Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр) А как её договорились записывать? (л) – Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр. – Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров) – Над каким пунктом плана мы сейчас работали? Динамическая пауза Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой) • Килограмм конфет (хлопок) • Красная ленточка (хлопок) • Банка молока (приседание) • Пакет печенья (хлопок) • Бутылка кваса (приседание) • Ящик яблок (хлопок) • Канистра с бензином (приседание) – Какие единицы необходимы для измерения: конфет, печенья, яблок; ленточки? VI. Применение нового знания. – Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете продолжать в группе. Каждая группа будет выполнять определённое задание. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять результат совместной работы. Задания по группам (7мин.). Для группы. Банка вмещает 2 л воды, а бидон – 5 л. Как с их помощью налить воду в баки разной вместимости? Напишите выражения. • 3 л __________________ • 4 л __________________ • 9 л __________________ • 7 л __________________ • 10 л _________________ • 12 л _________________ Запишите их в тетрадь. Проверка (5 мин.) |