Внеклассное занятие
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
Цель:
Формирование у детей бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.
Задачи:
1.Образовательные:
- прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе; - проверить природоведческие знания обучающихся.
Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
3.Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Проекты на экологическую тему.
Экологические знаки, костюмы, рисунки растений.
2 класс
Учитель: М. Н. Ушакова
2014-2015 учебный год
Песня о Родине.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!
2
Я пою- и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
3
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
4
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
5
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
4
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
6
Бом-бом- бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу,
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор…
( Хозяйка леса увидела лягушонка, который сидел у пенька и грустил.)
Хозяйка леса:
Что, случилось, лягушонок?
Лягушонок(вздыхает):Тут недавно были (начинает плакать)…они…они…обижали…
Хозяйка леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное,и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережёт природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке…
Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.
Лесник:
Самое страшное для леса, когда туристы разводят костёр, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Известно, что 90 из 100 пожаров возникают по вине человека. Костёр, оставленный туристами, грибниками, охотниками, небрежно брошенный окурок становятся наиболее частыми причинами пожаров. Страшное зрелище – лесной пожар. Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.
7
Я слышал, что после пожара в лесу остаётся гарь – мёртвый лес. Всё живое сгорело, повсюду чёрная земля и бурые лужи. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются болота.
8
А ещё случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Не затушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.
Лесник. А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей много появилось.
9
Мне папа рассказывал, что многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше.
Лесник: Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не растает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу на месте, где был костёр, трава не растёт три года, а то и больше.
Ведущая:Сейчас мы перенесёмся в Ростовскую область.
10
Мой край родной!
Там воздух чистый
Бежит шумящим ветерком
По ниве зрелой, золотистой
С манящим синим васильком.
11
Там утром степь
С росой сребристой
И бесконечна, и вольна.
Лежит, как бы ковёр пушистый,
Травы душистой вся полна.
12
И в ней поёт со трелью тонкой
Весной в небесной глубине
Родной наш жаворонок звонкий,
Скользя в прохладной синеве.
13
Там хоры певчих насекомых
Звенят с зари и до зари
В полях цветущих и зелёных,
И в небесах парят орлы.
14
«Так ты откуда? – спросят люди, -
Где твои заветные края?»
Скажу им тихо, как о чуде,
Что Дон широкий – Родина моя.
15
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Ведущий: Весной степная зона превращается в зелёное море травы. А в траве – цветы. Сколько их! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и много других. В народе сложено множество легенд об удивительных травах Донской земли. Вот одна из них…
Ведущий: Чабрец обыкновенный цветёт с самой весны до глубокой осени. Пожухнет глубокой осенью трава в степи, а чабрец по- прежнему пахнет и горько, и звонко, и радостно.
Старые казаки уверяют, что древняя легенда сложена именно про чабрец. Уехал будто бы казак на чужбину и долго не возвращался, полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: « Спой ему наши песни…» Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу…
Душистей, чем чабрец, цветка в степи нет.
Неспроста предки наши – древние славяне – бросали пахучие стебли чабреца на угли жертвенных костров. Аромат его неповторим. В нём вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной.
16
Подорожник – лекарственное растение. Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местом обитания возле дорог. Прилипая к ногам человека, копытам, лапам животных , подорожник переносится на далёкие расстояния. Полагают, что именно так он попал в Америку. Везде, где поселялись белые люди, вскоре за ними стал появляться и подорожник. Индейцами он был назван «следом ноги белого человека».
17
Сейчас он встречается повсюду. За исключением Крайнего Севера. Появился даже в Антарктиде, куда его перенесли пингвины. Другие названия «порезник» . «ранник» даны растению за ярко выраженные заживляющие свойства.
Хозяйка леса: Посмотрите сколько здесь цветов. А вы ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок. Найдите его на полянке.
На лугу и в поле
Мы его встречаем.
Лепесточки белые
Мы на нем считаем,
Сердцевина желтая
У цветка того,
Будто крошка солнышка
Забралась в него. (Ромашка)
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все же звездочку похож. (Василек)
Гуляет Анютка
В зеленой юбке
Вдоль дорожки пойдет-
Глазом поведет,
Пойдет назад –Сияют глаза. (Анютины глазки)
Четыре ярко – красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробке у этого цветка,
За зернышками этими
Ты бегал в огород.
На грядке в огороде
Такой цветок растет. (Мак)
Сидит девица,
Косой гордится,
Огоньки в косице той –
Розовый да голубой.
А из уст девицы
Сладкий мед струится. (Медуница)
То фиолетовый, то голубой.
Он на опушке встречается с тобой,
Звонким названием он наделён.
Посмотришь – подходит название это.
Но никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик)
Солнышко встало
Ярко засияло,
Желтые брызги
На траву упали
Цветочками стали. (Лютики)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка! (Одуванчик)
Этот колокольчик
Звонким быть хочет,
Или к шуму не привык,
Или проглотил язык. (Колокольчик)
10. Выросли на кочке
Желтые цветочки:
Говорят, что нас боится
Даже хмурая волчица. (Зверобой)
Ведущий: Продолжи народную пословицу или примету. Соедини начало и конец.
Земля круглая сирота
Судьба природы родного края краса
Без хозяина земля заботу любит
Степи да леса судьба Родины
Больше птиц прощай птицы
Срубили кусты выше урожай
Растения украшения
Ведущий: Вставь подходящие по смыслу слова. Вместе прочитайте правила поведения в природе.
Много леса________________________________
Мало леса_________________________________
Нет леса___________________________________
Слова для справок: посади, береги, не губи.
Природа:
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни.
Я могу, Человек, тебе за соучастие подарить –
В моей всё это власти! –
---Гриб в лесу.
---Ромашку на лугу.
---Небо в час восхода и захода.
---Иву над рекой.
---И, наконец, солнцем прокалённый,
Рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец…
Природа:
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам моё творенье!
И у нас одна судьба!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна
Весенний хоровод- танец.