Модульный урок по химии в 10 классе
по теме
«Карбоновые кислоты»
Цель урока: расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях.
Задачи:
Образовательные - продолжить формирование понятий таких как гомология, номенклатура, изомерия и свойства на примере карбоновых кислот, использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов.
Развивающие - стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
Воспитывающие – обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
Оборудование и реактивы: раздаточный материал (уксусная кислота, метилоранж, металлический магний, фенолфталеин, гидроксид натрия, оксид кальция, пробирки, колба). Для учителя: компьютер и проектор для показа презентации, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Самоопределение деятельности.
Учебно-познавательная деятельность.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Рефлексия.
Организационный момент.
Стадия вызова.
«Ассоциация». Вхождение в тему.
Слайд №1.
Учитель: Что связывает эти картинки? (Муравей, крапива, плоды лимона и яблок)
Высказывания обучающихся:
Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?
Высказывания обучающихся:
Слайд №2.
Учитель: Творческое название нашего урока «Секретное оружие муравьёв»
Слайд №3.
Учитель: Тема урока «Одноосновные предельные карбоновые кислоты.
Слайд №4.
2.Самоопределение деятельности.
Учитель: Давайте вместе сформулируем цель урока.
Высказывания обучающихся:
Учитель: Каков будет план изучения нового класса органических соединений?
Высказывания обучающихся:
Формулирование цели. Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия, свойства, применение.
Слайд №5.
3.Учебно-познавательная деятельность.
блок «Понятие»
Учитель формулирует проблемный вопрос «Как узнать класс соединений?
Ответы обучающихся:
Слайд №6.
блок «Гомология»
Учитель:
Слайд №7.
3 блок «Классификация»
Учащиеся выдвигают гипотезы классификации.
По типу углеводородного радикала | По числу карбоксильных групп |
предельные | одноосновные |
непредельные | двухосновные |
ароматические | многоосновные |
Учитель: Чем отличаются карбоновые кислоты?
НСООН, 3) НООС – СООН,
СН2 = СН – СООН, 4) С6Н5 СООН.
1) HOOC – CH2 – CH2 – COOH 3) OH
2) CH3 – CH2 – COOH
׀
HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH
׀
COOH
Слайд №8.
блок «Номенклатура»
СН2-СН2-СН2-СН-СН-СООН
l l
СН3 СН3
СН3 СН3
l l
2. СН3-СН - С-СООН
l
СН3
4- метилпентановая кислота
Слайд №9.
5 блок «Изомерия»
Выдвигают гипотезы о видах изомерии.
Учитель:
Слайд №10.
6 блок «Физические свойства»
Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот.
Учитель:
В каком агрегатном состоянии могут находиться карбоновые кислоты?
Как изменяются температуры кипения и плавления карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы?
Как изменяется растворимость карбоновых кислот в воде с увеличением их молекулярной массы?
Слайд №11.
7 блок «Химические свойства»
Учитель: Сравните свойства карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот.
Работа в группах «Химическая лаборатория»:
- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.
- Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
- Взаимодействие с основаниями.
- Взаимодействие с основными оксидами.
-Взаимодействие с солями более слабых кислот.
Делают вывод о сходстве свойств органических и неорганических кислот.
Самостоятельная работа с учебником.
Учитель:
Слайд №12.
8 блок «Применение карбоновых кислот».
Определяют план действий, называют области применения карбоновых кислот.
Учитель:
Слайд №13.
6.Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия, свойства».
Тест по теме: «Карбоновые кислоты»
Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ 1. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот: а) СnН2n+1СООН; б) СnН2nО2; в) СnН2n+1СОН; г) СnН2n 2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах дикарбоновых кислот? А) одна; б) две; в) три; г) четыре 3. Как называется карбоновая кислота следующего строения: СН3-СН2-СН2-СН-СООН СН3 а) 4-метилпентановая; б) 2-метилбутановая; в) 2-метилпентановая; г) 4-метилбутановая 4. Какое из следующих веществ является предельной одноосновной кислотой? а) Н2С=СН-СООН; б) СН3-СН2-СООН; в) Н2С=СН-СН2-СООН; г) СООН-СН2-СООН 5. Пентановая кислота имеет: а) пять; б) четыре; в) шесть; г) два изомера? | Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ 1. Общая формула карбоновых кислот: а) R(ОН)m; б) R-СООН; в) Сn(Н2О)m; г) R-СОН 2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах монокарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре 3. Как называется карбоновая кислота следующего строения: СН3-СН2-СН-СН2-СН-СООН СН3 СН3 а) 2,4,-диметилгексановая; б) 2,3-диметилпентановая; в) 3,5-диметилгексановая; г) 2,3-диметилгептановая 4. Какое из следующих веществ являются непредельной одноосновной карбоновой кислотой? а) НООС-(СН2)3-СООН; б) СН3-СН2-СН2-СООН; в) Н2С=СН-СООН; г) НООС-(СН2)2-СООН 5. Бутановая кислота имеет: а) два, б) четыре, в) шесть, г) три изомера? |
*Установить соответствие Формула кислоты: Название кислоты: А) CH3COOH 1) бензойная Б) HOOC-COOH 2) стеариновая В) С17H35COOH 3) пальмитиновая Г) C6H5COOH 4) акриловая 5) щавелевая 6) уксусная * Закончить уравнения реакций: 1) 2CH3COONa + H2SO4 → 2) HCOOH + Ag2O → 3) HCOOH + CaCO3 → | * Установить соответствие Формула кислоты: Название кислоты: А) C17H33COOH 1) хлоруксусная Б) HCOOH 2) акриловая В) C17H31COOH 3) муравьиная Г) CH2ClCOOH 4) матакриловая 5) линолевая 6) олеиновая * Закончить уравнения реакций: 1) CH3COOH + Ba(OH)2→ 2) CH3COOH + CH3OH → 3) CH3CH2COOH + K → |
Слайд №14.
4. Рефлексия.
«Чему научился?
«Что не понял?»
Слайд №15.
Дифференцированное домашнее задание:
1. § 28
2. 1 уровень - ? 17 с. 117
уровень – з. 5 с. 118 (письменно)
3.Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.