СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект модульного урока в 10 классе по теме "Карбоновые кислоты".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный модульный урок разработан с учётом требований ФГОС нового поколения. Он предполагает использование мультимедийной презентайции. Использованы медоды групповой работы. Изучение нового материала осуществляется по модулям с последующим закреплением после каждого модуля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект модульного урока в 10 классе по теме "Карбоновые кислоты".»

Модульный урок по химии в 10 классе

по теме

«Карбоновые кислоты»

Цель урока: расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях.

Задачи:

Образовательные - продолжить формирование понятий таких как гомология, номенклатура, изомерия и свойства на примере карбоновых кислот, использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов.

Развивающие - стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

Воспитывающие – обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Оборудование и реактивы: раздаточный материал (уксусная кислота, метилоранж, металлический магний, фенолфталеин, гидроксид натрия, оксид кальция, пробирки, колба). Для учителя: компьютер и проектор для показа презентации, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Самоопределение деятельности.

  3. Учебно-познавательная деятельность.

  4. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

  5. Рефлексия.


  1. Организационный момент.

Стадия вызова.

«Ассоциация». Вхождение в тему.

Слайд №1.

Учитель: Что связывает эти картинки? (Муравей, крапива, плоды лимона и яблок)

Высказывания обучающихся:

Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

Высказывания обучающихся:

Слайд №2.

Учитель: Творческое название нашего урока «Секретное оружие муравьёв»

Слайд №3.

Учитель: Тема урока «Одноосновные предельные карбоновые кислоты.

Слайд №4.

2.Самоопределение деятельности.

Учитель: Давайте вместе сформулируем цель урока.

Высказывания обучающихся:

Учитель: Каков будет план изучения нового класса органических соединений?

Высказывания обучающихся:


Формулирование цели. Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия, свойства, применение.

Слайд №5.

3.Учебно-познавательная деятельность.

  1. блок «Понятие»

Учитель формулирует проблемный вопрос «Как узнать класс соединений?

  • Что называется функциональной группой?

  • Дайте определение карбоновым кислотам.

  • Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле?

  • Для каких классов соединений характерны функциональные группы?

  • Почему группа – СООН называется карбоксильная?


Ответы обучающихся:


Слайд №6.

  1. блок «Гомология»

Учитель:

  • Что называется гомологами?

  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?


Слайд №7.

3 блок «Классификация»

Учащиеся выдвигают гипотезы классификации.

По типу углеводородного радикала

По числу карбоксильных групп

предельные

одноосновные

непредельные

двухосновные

ароматические

многоосновные

Учитель: Чем отличаются карбоновые кислоты?

  • Охарактеризуйте формулы кислот:

  1. НСООН, 3) НООС – СООН,


  1. СН2 = СН – СООН, 4) С6Н5 СООН.

  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду одноосновных предельных карбоновых кислот? Почему?

1) HOOC – CH2 – CH2 – COOH 3) OH

2) CH3 – CH2 – COOH

׀

HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH

׀

COOH


Слайд №8.


  1. блок «Номенклатура»

  • Учитель: Вспомните алгоритм для названия вещества.

  • Назовите карбоновые кислоты.

  1. СН2-СН2-СН2-СН-СН-СООН

l l

СН3 СН3

СН3 СН3

l l

2. СН3-СН - С-СООН

l

СН3

  • Напишите формулы карбоновых кислот по названию.

4- метилпентановая кислота




Слайд №9.

5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Учитель:

  • Что называется изомерами?



  • Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

Слайд №10.

6 блок «Физические свойства»

Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот.

Учитель:

  • В каком агрегатном состоянии могут находиться карбоновые кислоты?

  • Как изменяются температуры кипения и плавления карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы?

  • Как изменяется растворимость карбоновых кислот в воде с увеличением их молекулярной массы?

Слайд №11.

7 блок «Химические свойства»

Учитель: Сравните свойства карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот.

Работа в группах «Химическая лаборатория»:

- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

- Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

  • Какой газ выделяется?


- Взаимодействие с основаниями.

  • Изменится ли окраска фенолфталеина, добавленного в раствор уксусной кислоты, после добавления щёлочи? Почему?


- Взаимодействие с основными оксидами.

-Взаимодействие с солями более слабых кислот.

  • Какой газ выделяется при взаимодействии карбоната калия с уксусной кислотой?


Делают вывод о сходстве свойств органических и неорганических кислот.


Самостоятельная работа с учебником.

Учитель:

  • Обладают ли карбоновые кислоты специфическими свойствами?

  • Почему только муравьиная кислота может вступать в реакцию «серебряного зеркала».

Слайд №12.


8 блок «Применение карбоновых кислот».

Определяют план действий, называют области применения карбоновых кислот.

Учитель:

  • Что такое пестициды?

Слайд №13.

6.Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия, свойства».

Тест по теме: «Карбоновые кислоты»

  • 1 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот:

а) СnН2n+1СООН; б) СnН2nО2;

в) СnН2n+1СОН; г) СnН2n

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах дикарбоновых кислот? А) одна;

б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН2-СН-СООН

СН3

а) 4-метилпентановая; б) 2-метилбутановая;

в) 2-метилпентановая; г) 4-метилбутановая

4. Какое из следующих веществ является предельной одноосновной кислотой?

а) Н2С=СН-СООН; б) СН3-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СН2-СООН; г) СООН-СН2-СООН

5. Пентановая кислота имеет: а) пять; б) четыре; в) шесть; г) два изомера?

  • 2 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула карбоновых кислот:

а) R(ОН)m; б) R-СООН; в) Сn2О)m;

г) R-СОН

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах монокарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН-СН2-СН-СООН

СН3 СН3

а) 2,4,-диметилгексановая;

б) 2,3-диметилпентановая;

в) 3,5-диметилгексановая;

г) 2,3-диметилгептановая

4. Какое из следующих веществ являются непредельной одноосновной карбоновой кислотой?

а) НООС-(СН2)3-СООН; б) СН3-СН2-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СООН; г) НООС-(СН2)2-СООН

5. Бутановая кислота имеет: а) два, б) четыре, в) шесть, г) три изомера?

*Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) CH3COOH 1) бензойная

Б) HOOC-COOH 2) стеариновая

В) С17H35COOH 3) пальмитиновая

Г) C6H5COOH 4) акриловая

5) щавелевая

6) уксусная


* Закончить уравнения реакций:

1) 2CH3COONa + H2SO4

2) HCOOH + Ag2O →

3) HCOOH + CaCO3

* Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) C17H33COOH 1) хлоруксусная

Б) HCOOH 2) акриловая

В) C17H31COOH 3) муравьиная

Г) CH2ClCOOH 4) матакриловая

5) линолевая

6) олеиновая

* Закончить уравнения реакций:

1) CH3COOH + Ba(OH)2

2) CH3COOH + CH3OH →

3) CH3CH2COOH + K →



Слайд №14.

4. Рефлексия.

  • «Что узнал на уроке?»

  • «Чему научился?

  • «Что не понял?»

Слайд №15.


Дифференцированное домашнее задание:

1. § 28

2. 1 уровень - ? 17 с. 117

  1. уровень – з. 5 с. 118 (письменно)

3.Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.