Конспект музыкального занятия «Добро пожаловать в страну музыкальных звуков»
Подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»
Цель: развивать музыкальные способности детей через разные виды деятельности, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.
Образовательные задачи:
формировать представления о звуке
учить правильному овладению певческими навыками.
продолжать закреплять названия музыкальных инструментов
Развивающие задачи:
развитие музыкального слуха, внимания, памяти
развитие дыхательной и артикуляционной систем
развивать воображение детей
развивать внимание и логику
развивать мелкую моторику рук
развивать правильное интонирование
Воспитательные задачи:
Словарная работа: колебание, вибрация
Оборудование и методическое обеспечение:
- музыкальный центр
- фонограммы Вальс№7 Ф.Шопена; Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор; Игорь Русских «Паровозик»
- расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые колечки (канцелярские) – на каждого ребенка
- ноутбук
- столы
Цель: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация»
Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие дети! Давайте мы с вами вежливо поздороваемся. ( дети проговаривают с муз. руководителем «вежливые слова»). А вы знаете, что все звуки происходят от колебаний –быстрого дрожания воздуха, то есть вибрация. Давайте, все вместе скажем эти новые слова «ко-ле-ба-ние» и «ви-бра-ция». Способов заставить колебаться воздух не так уж много. Потому – то все музыкальные инструменты делятся всего на несколько видов. В одни инструменты бьют или их трясут. В другие дуют. А третьи щиплют за струны или водят по ним смычком. В четвертые что делают? (муз. рук. подводит к ответу - «нажимают на клавиши», путем мимического показа)
2 часть (2мин.)
Цель: Закрепление пройденных тем.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы знаем.
Дети называют по картинкам знакомые инструменты: бубен, барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган.
(Если дети затрудняются назвать, муз. рук. помогает)
2. Основная часть
1часть (5мин.) Проведение опыта
Цель: С помощью исследования показать детям механизм извлечения звука из муз. инструментов
Музыкальный руководитель: Дрожание воздуха называют колебаниями, или вибрацией. Сейчас мы узнаем, как различные инструменты порождают вибрацию воздуха.
Перед вами лежат расчески, оберните ее пергаментной бумагой, прижмите ее ко рту и попробуйте пропеть звуки. Чувствуете, как бумага колеблется и щекочет губы?
А теперь берем мисочки и ложки. Кончики пальцев приложите к мисочке, чувствуете вибрацию? Так играет треугольник.
А теперь натянем резинки на пальчики и легонько подергаем за него. Делаем мы это осторожно, чтобы резинка не соскользнула с пальцев и не поранила вас. Внимательно посмотрите на резинку, оберегая глаза. Видите, как резинка колеблется. Если дернуть посильней, только осторожно, вибрация усиливается, а звук становится громче. Так играет гитара.
Приложите пальцы к горлу, чувствуете вибрацию? Оказывается, когда мы говорим или поем у нас тоже происходит… (дети должны сами сделать вывод).
2часть (7мин.) ИКТ.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Назови лишний инструмент».
Цель: С помощью игры развивать внимание и логику детей, закрепить названия инструментов.
Музыкальный руководитель: Дети, мы все уже знаем названия многих музыкальных инструментов, знаем родство муз. инструментов. Посмотрите внимательно на экран и назовите один лишний инструмент.
Предполагаемый ответ: Барабан и колокольчик
Музыкальный руководитель: Почему?
Предполагаемый ответ: Потому, что барабан не относится к клавишным, а колокольчик не является духовым.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на второй слайд и назовите лишний инструмент
Предполагаемый ответ: Гармошка и фортепиано( при правильном ответе муз. рук хвалит детей)
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь подумаем почему?
Предполагаемый ответ: Гармошка не относится к струнным, а фортепиано является клавишным инструментом.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Посмотрите внимательно и подумайте, почему труба лишняя, а фортепиано не лишнее?
Предполагаемый ответ: У фортепиано тоже имеются струны, а труба духовой инструмент. (Если дети затрудняются с ответом, то муз. рук. постепенно подводит к правильному ответу: У трубы нет струн, а у фортепиано, давайте вспомним, что находится внутри этого инструмента? Правильно - имеются струны по, которым стучат молоточки).
Музыкальный руководитель: Теперь очень внимательно посмотрите и подумайте почему один из этих инструментов лишний. (Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на размеры и габариты)
Предполагаемый ответ: Скрипку держат в руке, а все остальные инструменты стоят на полу.
3часть (1 мин.) Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой; будить воображение детей.
Музыкальный руководитель: Дети, чем и как играют на скрипке? Давайте покажем пальчиками, как это делается. Активно двигаем пальчиками левой руки и водим правой рукой, как бы смычком по струнам. ( Звучит Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор)
А теперь покажем, как играют на фортепиано. (Звучит в записи Вальс №7 Ф. Шопена)
(1мин.) Дыхательное упражнение
Цель: будить воображение детей, активизировать дыхательный аппарат, работа над дыханием, артикуляцией.
Музыкальный руководитель: Дети, покажите – ка мне как дуют в трубу. Что мы должны сделать, чтобы наше дыхание не прерывалось как можно дольше?
Предполагаемый ответ: Нужно набрать носом, как можно больше воздуха в легкие и выпускать его медленно, по мере выдыхания.
(1мин.) Распевка
Музыкальный руководитель: В трубу подули, а теперь тихо – тихо продудим в трубу. Затем, постепенно увеличивая звук. Дети, что происходит, когда мы своим голосом изображаем трубу? Приложите пальцы к горлу и скажите, что вы чувствуете?
Предполагаемый ответ: Колебание
Музыкальный руководитель: Правильно, колебание или по другому вибрацию. Звук появляется, когда наши связки вибрируют. Или звук появляется когда воздух колеблется.
(6мин.) Пение
Цель: Развивать правильное интонирование, учить правильному овладению певческими навыками. Учить эмоциональному отклику.
Музыкальный руководитель: Паровозик, паровозик,
Нас из сказки в сказку возит
Видим реки и леса
И, конечно, чудеса!
Какую песню Вам напомнили эти строчки?
Предполагаемый ответ: «Паровозик»
Музыкальный руководитель: Верно! Давайте вспомним, кто написал эту чудесную песенку
Предполагаемый ответ: Игорь Русских - Кировский поэт, композитор, автор-исполнитель.
Музыкальный руководитель: Какой у нее характер?
Предполагаемый ответ: Веселый, задорный…
Музыкальный руководитель: Как мы должны петь эту песенку?
Предполагаемый ответ: Легко. Брать дыхание носом и задержать его у нас в животе. Как только, зазвучит музыка, мы должны начать петь под музыку.
3 Рефлексия (1 мин.)
Музыкальный руководитель: Дети, какие новые слова мы сегодня узнали?
Предполагаемый ответ: Вибрация и колебание.
Музыкальный руководитель: Как происходит звук, за счет чего?
Предполагаемый ответ: звук происходит, когда воздух колеблется.
Музыкальный руководитель: Что происходит, когда мы ударяем палочкой по барабану или дергаем за струну? (Если дети затрудняются) Что происходит, когда мы ударяем ложечкой по мисочке?
Предполагаемый ответ: Вибрация (при правильном ответе – молодцы! Как хорошо Вы поняли наш материал!)
Музыкальный руководитель: Значит когда ударяем по барабану или дергаем за струну происходит…?
Предполагаемый ответ: Вибрация
Музыкальный руководитель: Сколько многого мы сегодня узнали с вами. Я хочу задать вам вопрос, понравилось ли вам сегодня окунуться в мир звуков или нет? Если да – позвените в колокольчик, если нет – постучите по ксилофону.
Ответ детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам пожелать всего доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым и радостным, как этот замечательный день!
Дети уходят из зала вместе с музыкальным руководителем.