Занятие № 1
Тема: Повторение понятия «речь». «Зимушка- зима».
Оргмомент:( приветствие)
Актуализация знаний:
-Ребята, давайте с вами вспомним какая бывает речь? ( ответы детей : устная и письменная)
- Что называют устной речью? (ответы детей)
- Что называют письменной? ( ответы детей)
-Из чего состоит наша речь? ( наша речь состоит из предложений)
-Предложения состоят из…?( предложения состоят из слов)
-Слова делятся на …? ( слова делятся на части или слоги)
Основная часть:
–Ребята, а какое сейчас время года ? ( зи-ма)
–Давайте, попробуем разделить это слово на части или слоги.
Обозначать слово мы будем прямоугольником.
-Как узнать сколько частей в слове? ( прохлопать, или руку поставить под подбородок и произнести слово, сколько раз подбородок коснется руки столько слогов в слове)
-Верно, молодцы. Но есть еще один способ. В этом нам поможет маленький стишок:
-Сколько в слове гласных , столько и слогов.
-Или такой. И в пустыне знойной и среди снегов сколько в слове гласных столько и слогов.
Дети под руководством учителя, используя один из способов узнают, что в слове зи-ма -2 слога или две части.
-Назовите зимние месяцы? ( ответы детей сопровождаются иллюстрацией месяцев декабрь, январь, феврвль)
-Напомните, на какие группы делятся звуки? ( на гласные и согласные)
-Почему их называют гласные, и как точно понять что это он?( гласные можно: ПРОПЕТЬ, ПРОТЯНУТЬ, когда произносим во рту нет преград –воздух свободно проходит, образуют слог)
-Сколько всего гласных? ( 10- показывают две ладошки)
-Назовите гласные первого ряда? (ответы детей)
-А что мы знаем о гласных второго ряда? Почему их называют « чудо» гласные?( гласные второго ряда обозначают два звука, смягчают предшествующий согласный звук)
- Как обозначаем гласный? ( красным квадратиком)
-Почему называют согласный? ( не образуют слог, не поются, образуют преграду пр произношении.)
-Какие бывают? ( бывают твердые и мягкие, дети приводят по несколько примеров, мягкие обозначаются зеленым квадратиком, твердые- синим)
- Зимой , ребята, в природе происходят разные изменения.
-Какие? ( выпадает снег, замерзают сосульки, минусовая температура, дни становятся короче, на деревьях нет листиков)
-Верно, молодцы.
IV. Физминутка.
-Мы с вами уже столько всего повторили и немножко подустали, давайте отдохнем, повторяйте за мной.
Вечер приближается ( разведите руки в стороны)
Вьюга начинается ( покачайте над головой руками из стороны в сторону)
Крепчает мороз ( с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос ( пальцами ущипите щеки и нос)
Руки стали замерзать ( потрите ладони)
Надо их отогревать ( подышите на ладони)
Вечер приближается ( разведите руки в стороны)
Темнота сгущается ( обнять себя руками)
Нам домой давно пора ( ходьба на месте)
До свиданья ! До утра! ( помашите рукой на прощание)
V. Основная часть (продолжение)
–Мы немножно отдохнули, давайте продолжим дальше.
–Наступает зима, холода, выпадает снег. Как одеваются люди зимой, так же как и летом? ( ответы детей, сопровождаются картинками)
- Чтобы отгадать, что нам очень необходимо одевать зимой, нужно выполнить задание № 1
-Что изображено? ( ответы детей)
-Для выполнения задания вам понадобится красный и синий карандаши.
-Ваша задача обозначить в каждом слове первый звук и расскрасить его нужным цветом, а далее по первым звукам прочитать слово.
-Какое слово получилось ? ( шапка)
-Верно, без нее зимой нам никак нельзя.
Задание № 2
Найдите схему слова к картинке. Обозначить буквы, обозначающие гласные звуки.
Задание № 3
-Какие зимние забавы вы знаете? ( ответы детей)
_ Возьмите голубой или синий карандаш и давайте будем вместе подниматься и спускаться с горки.
VI . Итог.
-Что делали?
-Что вспоминали?
- Как обозначается гласный звук?согл?
Домашнее задание. Обведите и дорисуйте снежинки.
