Подготовила: воспитатель
Удовина Галина Михайловна
МБДОУ «Детский сад №2»
г. Усолье - Сибирское, 2017г.
Конспект НОД на тему «Азбука вежливости»
для детей среднего дошкольного возраста
Цель: учить детей устанавливать контакт с помощью вербальных (обращение по имени, комплемент) и невербальных (улыбка, контакт глаз) средств в общении.
Задачи:
Образовательная: формировать у детей навык словообразования; активизировать в речи детей слова одобрения, похвалы.
Развивающая: развивать речь, мышление, память, внимание.
Воспитательная: Воспитывать доброжелательность друг к другу, желание быть вежливым.
Предварительная работа: беседы: «Всё начинается со слова - здравствуй», «Всегда будь вежлив», «Наши добрые дела», «Что такое хорошо и что такое плохо»; Чтение: О. Дриз «Добрые слова», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости»,
А. Кондратьев «Добрый день»; Дидактические игры и упражнения «Вежливый ручеек», «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место»; рассматривание картин, иллюстраций.
Материал: шкатулка с тремя «замками», «волшебная палочка», запись музыки «Колыбельная».
Ход НОД:
I Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Феи вежливости. Она обратилась к нам за помощью, так как у нее случилась беда (воспитатель читает письмо): «Злой волшебник похитил у меня волшебную палочку и закрыл в ларец на три замка, а ключи от замков выбросил в океан. Эти замки могут открыться лишь тогда, когда вы раскроете три тайны обращения друг к другу. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Поможем Феи вежливости?
Дети: Да!
II Основная часть:
Воспитатель: Для того чтобы что-то сказать друг другу сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки, и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку. (Дети встают парами по желанию).
- Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени)
- Почему вас так называли, в честь кого? (ответы детей)
Дидактическая игра «Как вас можно называть?»
Цель: формировать у детей представления о своем имени, развивать навык словообразования.
Ход игры:
Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: «А теперь, по кругу, по очереди будем перечислять всевозможные ласковые формы наших имен. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Колюня и Колюшка, дедушка называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть? Дети подсказывают: Кольча, Николенька, Николаша.
Дальше сидит Ваня, он перечисляет свои имена: Иван, Ванятка, Ванюшка, Ванечка, Иванка, Ванюша. Дети подсказывают и продолжают: Иванушка, Ивашка.
За Ваней ждет очереди девочка Саша. Саша сообщает, что дома ее зовут Шурик, Шурочка, Шуренок, Шурка, Сашок и Сашуля. Дети вспоминают, что Сашу называли еще Александрой.
Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру.
Воспитатель: Дети, посмотрите, открылся первый замок. Вот мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг другу, прежде чем начать разговор».
А когда вы обращаетесь к взрослым, как вы их называете?
Дети: По имени и отчеству.
Воспитатель: Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. Представьте, что каждый из Вас стал взрослым. Я буду называть вас по имени, отчеству, а вы должны, встать, походить по группе, как ходят взрослые, и представиться, например: Я - Алексей Дмитриевич.
А теперь нам нужно открыть второй замок. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Дети приветствуют друг друга). Удобно ли вам было приветствовать друг друга?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что вам мешало при этом? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вспомните интересную историю про мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Как он произносил волшебное слово?
Дети: спокойно, вежливо, глядя в глаза.
Физкультминутка «Вежливые слова»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем, по моей просьбе вы выполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу вежливые слова. Будьте внимательны.
-встаньте, пожалуйста,
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-будьте так любезны, потопайте ногами,
-сядьте,
-тихо сядьте,
-тихо сядьте, пожалуйста.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, прической; например: «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься другими», «Ты сегодня очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно». Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Комплимент».
Дидактическая игра «Комплимент»
Цель: Активизировать в речи детей слова одобрения, похвалы. Закреплять умение похвалить друг друга, отвечать на побуждение. Развивать фонематический слух детей и интонационную выразительность речи.
Ход игры: Дети становятся в круг. Выбирается водящий, он садится посередине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети идут по кругу, проговаривая слова: «Раз, два, три, четыре, пять. Постарайся угадать, кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит». С последним словом воспитатель дотрагивается до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий должен, не открывая глаз, отгадать, кто сказал комплимент.
Воспитатель: Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали?
Дети: при встрече друг с другом сначала улыбнуться, затем назвать имя.
Посмотреть друг другу в глаза и произнести волшебное слово. Посмотреть друг другу в глаза и произнести комплимент.
III Заключительная часть:
(воспитатель открывает шкатулку, а там лежит волшебная палочка Феи вежливости).
Воспитатель: Дети, вы сегодня помогли Феи, спасибо вам. Наверное, вы очень устали? А когда люди устают, то настроение у них ухудшается, и можно поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить, поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.
Выполняется этюд на расслабление. Звучит музыка, воспитатель касается палочкой каждого ребенка. Дети закрывают глаза и наклоняют голову, все спят. Затем воспитатель будит детей волшебной палочкой.