КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятель-
ности.
Задачи:
упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;
учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого
слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное обо-
рудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.
Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая,
фруктовая.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чте-
ние; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова
«Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! (стук в дверь)
- Ребята, а кто к нам пришел? (Показываю куклу)
- Ребята, посмотрите, Настя сегодня пришла к нам с конвертом.
- Хотите узнать, что в конверте?
Основная часть.
- Ребята, Настя, предлагает нам отгадать загадки. (На экране после каждой
загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша).
Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон).
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (Банан).
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом
назвать то, что вы видите на картинках?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их
сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
- Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы
Схема описания и сравнения овощей и фруктов
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, ду‐ду, ай, ду‐ду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом
дети, 4‐5 человек.
Воспитатель: - Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто
купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: - У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже
разложим по корзинам.
Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.
Воспитатель: - Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что
в левую?
- Ребята, а где растут овощи?
- Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.
Физминутка «В огород»
А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем,
И картошку накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
Очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(Дети идут по кругу друг за другом).
(Имитация действий).
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково.
Воспитатель: огурец – огурчик
помидор – помидорчик
капуста – капустка
- Молодцы!
- Садитесь на места.
Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображе-
нием овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).
Воспитатель:
один мандарин
одно яблоко
один гранат
один ананас
одна груша
Дети:
много мандаринов
много яблок
много гранат
много ананасов
много груш
Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний» (карточки или картинки на экране).
Яблоко, малина, груша, слива.
Гранат, апельсин, масленок, банан.
Мандарин, персик, айва, репа.
Слива перец, помидор
Воспитатель:
- Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].
- Названия, каких овощей начинаются на звук [р.].
- Молодцы!
Воспитатель: - Где растут овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку!
Чтоб, когда придет зима,
Были полны закрома.
(Завальнюк)
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят
овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: - А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
Ответы детей.
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель.:
- Дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.
Помогли нашей Насте.
Итог занятия.
Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно
и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного
трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.
И вас ждет сюрприз.
Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.
Список литературы
1. С.А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи для дошкольников. –
2002.
2. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост.
О.И. Бочкарева и т.д. – Волгоград: «Корифей», с. 26.
3. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа.
Т.И. Петрова; Е.С. Петрова. – с. 17.
4. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
5. Г.Я. Затулина «Занятия по развитию речи дошкольников»