СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу  то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:

Слон, зебра, зеленый, синий.

3. Игра «Хлопни или топни».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.

            Сахар, зерно, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.

 

  • А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют): Суровый, заяц, снегирь, зима.
  • А сейчас выполняют задание мальчики: Слева, внизу, замок, сумка. 4. Загадки. - Много бед таят леса,   Волк, медведь там и лиса.   Наш зверёк живёт в тревоге,   От беды уносит ноги.   Ну-ка, быстро отгадай-ка,   Как зверёк зовётся?   (зайка) - Жил-был маленький щенок.   Он подрос, однако,   И теперь он не щенок –   Взрослая …  (собака).         (Выставляю картинки: зайца и собаку). 5. Сообщение темы занятия. - Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях. - Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих товарищей и не выкрикивать). – Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].  - Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами. - В чем разница? (З – звонкий,  С – глухой). - Почувствуем звонкость согласного З,  руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. ([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы. [З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.) 6. Артикуляционная разминка. - Произнести на одном дыхании. Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох. Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох. 7. Игра «Лишний слог». - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит: Са – са – са – са – за Со – со – со – со – зо Су – су – су – су – зу - Назовите все лишние слоги со звуком З?  (ЗА, ЗО, ЗУ). Зы –зы –зы – зы – сы Зи -  зи – зи – зи – си Зу – зу – зу – зу – су - Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ). 8. Физкультминутка. Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны). Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны). Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед). Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх). 9. Игра: “Доскажи словечко”. - Слушайте внимательно: + Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.    Мчится, что есть духу хвост короче уха.    Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка). + В коридоре топот ног,    Что зовет нас в класс?..........(звонок) + Я сижу едва не плача,    Очень трудная ……..(задача) + Крыша в шапке меховой,    Белый дым над головой.    Двор в снегу, белы дома,    Ночью к нам пришла ………..(зима) + Просыпаюсь утром рано    Вместе с солнышком румяным,    Заправляю сам кроватку,    Быстро делаю………(зарядку) + Вещунья белобока,    А зовут ее………….(сорока) - Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”. 10. Игра « Наоборот» (с мячом). За - са                         Суп – зуб                    Коса - коза     Сы - зы                      Лиса - Лиза СО – зо                      СУ - зу Ус – УЗ                      ЗЫ - сы МОЛОДЦЫ! 11. Игра «Повтори за мной». Са – са - за За – са - за Сы – зы - зы Сом - зонт – сок Зайка-сумка-завод Собака-заноза-соль Са – са – са – вот летит оса. За – за – за – у Зои коза. Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас. Су – су – су – в лесу видели осу. Зу – зу – зу – Зоя гонит козу. Зы – зы – зы – у Зои новые тазы. Зу-зу- су- - мы видели лису Су-зу-су- отвязали мы козу. 12. Игра «Четвертый лишний». Материал: сова, сосулька, замок, собака Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему. 13.  Физминутка «Раз, два, три». Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. 14. Игра «Найди свой замок». Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом. (стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра). 15. Итог занятия. - Какие звуки мы сегодня сравнивали? – Ребята, вам понравилось занятие? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что было самым трудным?  – Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,   ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК, ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:   "НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"    

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с"»

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:

Слон, зебра, зеленый, синий.

3. Игра «Хлопни или топни».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.

Сахар, зерно, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.


  • А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):

Суровый, заяц, снегирь, зима.

  • А сейчас выполняют задание мальчики:

Слева, внизу, замок, сумка.

4. Загадки.

- Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (зайка)

- Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака). (Выставляю картинки: зайца и собаку).

5. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих товарищей и не выкрикивать).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].

- Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)

6. Артикуляционная разминка.

- Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

8. Физкультминутка.

Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).

Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).

Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

9. Игра: “Доскажи словечко”.

- Слушайте внимательно:

+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).

+ В коридоре топот ног,

Что зовет нас в класс?..........(звонок)

+ Я сижу едва не плача,

Очень трудная ……..(задача)

+ Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла ………..(зима)

+ Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю………(зарядку)

+ Вещунья белобока,

А зовут ее………….(сорока)

- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.

10. Игра « Наоборот» (с мячом).

За - са Суп – зуб Коса - коза

Сы - зы Лиса - Лиза

СО – зо СУ - зу

Ус – УЗ ЗЫ - сы

МОЛОДЦЫ!

11. Игра «Повтори за мной».

Са – са - за

За – са - за

Сы – зы - зы

Сом - зонт – сок

Зайка-сумка-завод

Собака-заноза-соль

Са – са – са – вот летит оса.

За – за – за – у Зои коза.

Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.

Су – су – су – в лесу видели осу.

Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.

Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.

Зу-зу- су- - мы видели лису

Су-зу-су- отвязали мы козу.

12. Игра «Четвертый лишний».

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

13. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

14. Игра «Найди свой замок».

Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.

(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).

15. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Ребята, вам понравилось занятие?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,

ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,

ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:

"НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!