СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе " Богатыри- защитники земли русской"

Цель: составление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Познакомить детей  с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томска



Проверил: Утверждаю:

Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102

_____________ Е.А. Панкина _____________ О.В. Кузнецова

«_____» _______________ 2017 г «____» ____________2017 г



КОНСПЕКТ

НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: «Богатыри – защитники земли Русской»





Воспитатель: Лазарева О.А.









г. Томск -2017г.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Богатыри – защитники земли Русской»


Цель: составление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать


Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;

способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.


Задачи ОО в интеграции:

«Познавательное развитие»: представление об укладе жизни древних славян; закрепить и расширить знания детей о силе и славе Руси, о ее народных героях – богатырях, развивать логическое мышление и воображение воспитанников; воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки, закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках.

« Художественно-эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

«Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; развитие двигательной активности.


Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; следовать полученной инструкции, действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности.


Методы и приёмы:

Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.

Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации по теме занятия, макет поселения славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер).

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».

Игровые: динамическая пауза.

Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.

Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья ,раскраски.

Литература:

1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» - ТЦ «Сфера», Москва 2010

2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.













Структура НОД

Содержание НОД

Образовательная область

Формы работы

Вводная часть


Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Установление доверительного контакта с педагогом и с друг другом

Воспитатель: Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Солнцу и птицам

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Приветливым лицам!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Вместе: И доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем.

Дети: Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель:  Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Нет, она была маленькой.

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а как наши предки называли себя?

Дети: Славяне

Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети: «Славяне» похоже на слово «слава». Воспитатель: Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были?




Речевое развитие




Социально-коммуникативное развитие


Художественно-эстетическое развитие





Познавательное развитие





Социально-коммуникативное развитие



Приглашение к началу занятия





Художественное слово








Рассказ-беседа о прошлом России





Ситуативный разговор



Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые.

Воспитатель показывает иллюстрации, предлагает пройти к макету.

Воспитатель: Посмотрите, какие места выбирали наши предки для своих поселений?

Дети: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: В лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Воспитатель: Почему поселение находится на пригорке?

Дети: Реки весной разливаются. Чтобы воды не затопили дома. Воспитатель: Чем огорожено поселение?

Дети: Забором.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Так они защищались от врагов. Воспитатель: Что находится за забором?

Воспитатель: Для чего он был необходим? Дети: Чтобы врагам было труднее попасть на территорию. Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.

Дети: На крепость

Воспитатель: Что означает слово крепость? Дети: Крепость это крепкий или укрепленный город.

Воспитатель: В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен





Познавательное развитие





Социально-коммуникативное развитие












Речевое развитие


Познавательное развитие

Исследование, рассматривание иллюстраций и макета поселения славян, беседа






Рассматривание, описание, беседа
















Ситуативный разговор, беседа


Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….? Дети: Богатырями. Воспитатель: Ребята, есть в народе такие выражения "богатырская сила". Как вы его понимаете?  Дети: Большая, могучая, огромная. Воспитатель: А выражение "богатырское телосложение"? Дети: Могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост. Воспитатель: А что такое "богатырская удаль"? Дети: Смелый, решительный, отважный. Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.



Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)








Речевое развитие












Физическое развитие





Беседа












Двигательная (выполнение движений в соответствии со словами игры)






Основная часть


Воспитатель: Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о  богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Может, кто-то из вас знает, как называется эта картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать. 

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину.

Кто изображен на картине? Дети: три богатыря Воспитатель: Как звали богатырей?  Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина?
– Чем защищено тело богатыря?

– Чем были вооружены богатыри?

Ответы детей Воспитатель: Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко  всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

Ребята, давайте попробуем описать каждого из богатырей отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?



Речевое развитие




Познавательное развитие










Художественно-эстетическое развитие












Речевое развитие






Рассматривание картины,









Прослушивание музыкального произведения.











Ситуативный разговор, описание внешнего вида богатырей






Расскажи, ……..?, о Илье Муромце.


Ответ ребенка №1: В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов.


Воспитатель: Расскажи, ……? расскажи о Добрыне Никитиче.

Ответ ребенка №2 Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное.


Воспитатель: Расскажи, ……?, о Алеше Поповиче.

Ответ ребенка №3 Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.

Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней, все, как настоящее. Воспитатель: Правильно, все красиво. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: Спокойно потому что у Родины есть защитники.






Речевое развитие






Составление описательного рассказа





Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится? Дети: Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут. Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? Дети: Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга. Воспитатель: Чем схожи богатыри? Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Д/игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия. Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия. Ход: Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер.

Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

Ответы детей.

- Где их можно встретить? 

Дети: Все военнослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи

Воспитатель: Почему вы так считаете? Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.







Речевое развитие








Познавательное развитие





Социально-коммуникативное развитие








Беседа









Беседа





Игровая ситуация





















Заключительная часть

Воспитатель: Ребята,  наше путешествие в прошлое подходит к концу.

*Какие впечатления у вас вызвала картина "Богатыри"?

*Понравился ли вам рассказ о богатырях?

* Какие новые слова вы узнали сегодня ?


В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок.

Мы все сегодня  были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.





Речевое развитие





Социально-коммуникативное



Закрепление знаний.

Рефлексия




Беседа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!