Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томска
Проверил: Утверждаю:
Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102
_____________ Е.А. Панкина _____________ О.В. Кузнецова
«_____» _______________ 2017 г «____» ____________2017 г
КОНСПЕКТ
НОД по речевому развитию
в подготовительной группе
Тема: «Богатыри – защитники земли Русской»
Воспитатель: Лазарева О.А.
г. Томск -2017г.
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Богатыри – защитники земли Русской»
Цель: составление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»
Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: представление об укладе жизни древних славян; закрепить и расширить знания детей о силе и славе Руси, о ее народных героях – богатырях, развивать логическое мышление и воображение воспитанников; воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки, закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках.
« Художественно-эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
«Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; развитие двигательной активности.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; следовать полученной инструкции, действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности.
Методы и приёмы:
Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации по теме занятия, макет поселения славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер).
Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».
Игровые: динамическая пауза.
Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья ,раскраски.
Литература:
1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» - ТЦ «Сфера», Москва 2010
2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.
Структура НОД | Содержание НОД | Образовательная область | Формы работы |
Вводная часть | Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Установление доверительного контакта с педагогом и с друг другом Воспитатель: Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра: Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться! Вместе: Доброе утро! Воспитатель: Солнцу и птицам Вместе: Доброе утро! Воспитатель: Приветливым лицам! Вместе: Доброе утро! Воспитатель: И каждый становится Добрым, доверчивым! Вместе: И доброе утро длится до вечера! Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. Дети: Россия – самая большая страна в мире. Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? Дети. Нет, она была маленькой. Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а как наши предки называли себя? Дети: Славяне Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? Дети: «Славяне» похоже на слово «слава». Воспитатель: Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были? | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | Приглашение к началу занятия Художественное слово Рассказ-беседа о прошлом России Ситуативный разговор |
| Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые. Воспитатель показывает иллюстрации, предлагает пройти к макету. Воспитатель: Посмотрите, какие места выбирали наши предки для своих поселений? Дети: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками. Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: В лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Воспитатель: Почему поселение находится на пригорке? Дети: Реки весной разливаются. Чтобы воды не затопили дома. Воспитатель: Чем огорожено поселение? Дети: Забором. Воспитатель: Зачем они это делали? Дети: Так они защищались от врагов. Воспитатель: Что находится за забором? Воспитатель: Для чего он был необходим? Дети: Чтобы врагам было труднее попасть на территорию. Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже. Дети: На крепость Воспитатель: Что означает слово крепость? Дети: Крепость это крепкий или укрепленный город. Воспитатель: В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу. Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие | Исследование, рассматривание иллюстраций и макета поселения славян, беседа Рассматривание, описание, беседа Ситуативный разговор, беседа |
| Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….? Дети: Богатырями. Воспитатель: Ребята, есть в народе такие выражения "богатырская сила". Как вы его понимаете? Дети: Большая, могучая, огромная. Воспитатель: А выражение "богатырское телосложение"? Дети: Могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост. Воспитатель: А что такое "богатырская удаль"? Дети: Смелый, решительный, отважный. Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся. Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри» Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте) Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу) Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам) Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны) Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо) И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево) Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо) Получается на славу!(Руки вверх) | Речевое развитие Физическое развитие | Беседа Двигательная (выполнение движений в соответствии со словами игры) |
Основная часть | Воспитатель: Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Воспитатель: Может, кто-то из вас знает, как называется эта картина? Ответы детей. Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать. Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину. Кто изображен на картине? Дети: три богатыря Воспитатель: Как звали богатырей? Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря. – Чем защищена голова воина? – Чем защищено тело богатыря? – Чем были вооружены богатыри? Ответы детей Воспитатель: Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» Ребята, давайте попробуем описать каждого из богатырей отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены? | Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие | Рассматривание картины, Прослушивание музыкального произведения. Ситуативный разговор, описание внешнего вида богатырей |
| Расскажи, ……..?, о Илье Муромце. Ответ ребенка №1: В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов. Воспитатель: Расскажи, ……? расскажи о Добрыне Никитиче. Ответ ребенка №2 Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное. Воспитатель: Расскажи, ……?, о Алеше Поповиче. Ответ ребенка №3 Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей. Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней, все, как настоящее. Воспитатель: Правильно, все красиво. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? Дети: Спокойно потому что у Родины есть защитники. | Речевое развитие | Составление описательного рассказа |
| Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится? Дети: Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут. Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? Дети: Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга. Воспитатель: Чем схожи богатыри? Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический. Д/игра "Собери богатыря в дорогу" Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия. Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия. Ход: Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер. Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время? Ответы детей. - Где их можно встретить? Дети: Все военнослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи Воспитатель: Почему вы так считаете? Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | Беседа Беседа Игровая ситуация |
Заключительная часть | Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подходит к концу. *Какие впечатления у вас вызвала картина "Богатыри"? *Понравился ли вам рассказ о богатырях? * Какие новые слова вы узнали сегодня ? В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок. Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз. Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили. | Речевое развитие Социально-коммуникативное | Закрепление знаний. Рефлексия Беседа |