СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД .Развитие речи " Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения". Старшая группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного). Соответствует ФГОС ДО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД .Развитие речи " Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения". Старшая группа.»

Старшая группа.

Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Программное содержание. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

Обучающие:

- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

-обогащать речь прилагательными;

-совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитывающие:

- формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

- воспитывать бережное отношение к природе.


Ход НОД.

1.Организационно-побудительный этап.

Отгадайте загадку:

«По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?»

Д.: Зимушка – зима.


Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:

- Какое сейчас время года? ( Зима. )

- Назовите зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).

- Что происходит в природе зимой?

Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.

- Да, у нас в Крыму зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно тёплые. Снег бывает, но редко и не долго. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Это связано с тем, что зимой Черное море играет роль "большой грелки", жарким летом оно хорошо прогревается и согревает воздух в зимнюю пору, делая климат Крыма зимой теплым.

-  А что надевают люди зимой? ( Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).

-  Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно).

- С чем это связано? (Мало корма, холодно).

- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

- Молодцы!


2. Основная часть.

- Ребята, предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте. 

Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…

Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .

Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….

Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….


- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.

Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)

- Как можно назвать картину?

– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).

- Какая погода стояла в тот зимний день?

- Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Рассказ воспитателя:

«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)

- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?

Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?

(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).

- Ребята, какой снеговик получился?

(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).


Физкминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую). 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков). 
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам). 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой). 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь). 
Вот такой (показывают величину кома меньше). 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком). 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху), 
Шагает наш снеговичок,  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом).


Продолжаю беседу:

- Что делает мама ребенка?

(Мама везет маленького ребенка на санках).

- А кто рядом бежит?

( Рядом бежит собака).

- Куда собрались старшие дети?

(Они собрались кататься на лыжах).

- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?

(С красной грудкой – снегири).

- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.

Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:

1. Катание с горки.

2. У снеговика.

3. Около кормушки для птиц.

Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

Образец:

«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды калины, боярышника принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».




- Ребята, послушайте стихотворение С. Черного «Волк» о зимних забавах:


Вся деревня спит в снегу,
Ни гугу. 
Месяц скрылся на ночлег,
Вьется снег.

Ребятишки все на льду,
На пруду. 
Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!

Кто — в запряжке, кто — седок,
Ветер в бок. 
Растянулся наш обоз.
До берез.

Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!» 
Стали санки, хохот смолк,—
«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!
Словно град. 
Врассыпную все с пруда —
Кто куда.

Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос! 
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!» 



- Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:

Пришел Яшка —

Белая рубашка,

Где он пробегает —

Ковром устилает.

(Снег).

Итог. 

- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!