СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Вместе дружно мы живем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края; расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Вместе дружно мы живем»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области»


Воспитатель

Митрофанова Галина Петровна


Конспект НОД «Вместе дружно мы живем»

Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края; расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление

Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

познавательные: обработка информации; извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело;

коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазлы.

Ход занятия

Мотивация к учебной деятельности.

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

Актуализация знаний.

Педагог: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия.

Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах.

Педагог: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?

Ответы детей

Педагог: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Это русские и казахи, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Ответы детей.

Изучение нового материала.

Педагог: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.. Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы.

Работа в группах с листами активности № 1.

Текст: «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Внимательно прочитали текст и сумели правильно найти нужную информацию. Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках.

Загадка для первой группы:

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка для второй группы:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой.

Педагог: Молодцы, ребята!

Солнце:

«кече» – марийский,

«хевеле» – чувашский,

«кояш» – татарский.

Дерево:

«пушенге» – марийский,

«еивсе» – чувашский,

«агач» – татарский.

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково – и русским, и казахам, и удмуртам, и башкирам. Правда?

Ответы детей.

Педагог: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу.

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей.

Педагог: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории».

Просмотр мультфильма.

Педагог: Какие выводы можно сделать из этой сказки?

А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской?

Ответы детей.

Педагог: Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки.

Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

Педагог: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!

Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца.

Педагог: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Жить в своём доме всегда одному

Скучно и мне, и тебе, и ему!

Ведь сколько на свете хороших друзей!

Сколько на свете хороших затей.

А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем!

Физминутка.

Педагог: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

«Король».

Правила игры.

Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.

Сговорившись, подходят к «королю».

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны ли вам работники?

Король. Нужны. Работники. Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.

Итог занятия.

Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

Было трудно…

Я попробую…

Занятие дало мне для жизни…

Ответы детей.

Педагог: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе, в этом наша сила!».

И песню заключительную тоже споем вместе!

Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе».